Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1112862-7 "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в части сохранения муниципальных учреждений культуры), внесенный депутатом Государственной Думы Е.А. Ямпольской
(утв. решением Комитета от 11 мая 2021 г. N 167/3)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 5 апреля 2021 года (протокол N 307, пункт 87) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1112862-7 "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в части сохранения муниципальных учреждений культуры), внесенный депутатом Государственной Думы Е.А. Ямпольской.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 41 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Основы законодательства о культуре), включив в нее положения, определяющие особое условие принятия органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципального учреждения культуры и соответствующую процедуру принятия такого решения.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на сохранение муниципальных учреждений культуры. В целях правовой защиты муниципальных учреждений культуры от необдуманных решений местных властей об их реорганизации или ликвидации законопроектом предлагается установить, что принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципального учреждения культуры допускается исключительно на основании положительного заключения специально созданной комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок проведения оценки последствий принятия такого решения, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий данного решения и подготовки ею заключений предлагается установить уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством культуры Российской Федерации).
Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей соответствующего муниципального образования услугами организаций культуры отнесено к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований, в том числе и сельских поселений (пункт 12 части 1 и часть 3 статьи 14, пункт 17 части 1 статьи 16, пункт 6 части 1 статьи 16.2). К вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры (пункт 19.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Аналогичные по своему содержанию полномочия по решению указанных вопросов местного значения закреплены и в отраслевом законодательном акте - статье 40 Основ законодательства о культуре.
Также следует учитывать, что положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ устанавливается несколько форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, к которым относятся публичные слушания, общественные обсуждения (статья 28), собрание граждан (статья 29), конференция граждан (собрание делегатов) (статья 30), опрос граждан (статья 31) и другие. Указанные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления предусматривают обсуждение вопросов местного значения, и большинство из них проводятся по инициативе населения (публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов). Опрос граждан по вопросам местного значения проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти (части 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). При этом необходимо отметить, что результаты опроса носят рекомендательный характер.
Кроме того, Комитетом обращается внимание и на то обстоятельство, что в федеральном законодательстве в настоящее время определены особенности ликвидации (реорганизации) наиболее значимых "социальных" организаций, особенно расположенных в сельской местности.
Так, в соответствии с частью 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения (пункт 1.1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле").
В отношении единственной медицинской организации, подведомственной органу местного самоуправления, расположенной в сельском населенном пункте, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется в порядке, установленном частью 2 статьи 29.1, с учетом мнения жителей данного сельского населенного пункта, выраженного по результатам общественных (публичных) слушаний, проведение которых организуется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия учредителя указанной медицинской организации (часть 4 статьи 29.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В связи с чем, по мнению Комитета, направленность проектируемых изменений на сохранение муниципальных организаций культуры поможет создать условия для реализации каждым человеком своего творческого потенциала, обеспечения доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам, а сами изменения в целом соотносятся с вышеуказанными нормами федерального законодательства и заслуживают поддержки.
Вместе с тем, Комитетом отмечается, что в законопроекте применяется понятие "учреждение культуры". Однако, как в самой статье 41 Основ законодательства о культуре, в которую законопроектом вносятся изменения, так и в соответствующих положениях Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ применяется понятие "организации культуры". В связи с чем, представляется необходимым привести терминологию законопроекта в соответствие с терминологией, применяемой в действующих правовых нормах. При этом полагаем, что указанное замечание может быть учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1112862-7 "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в части сохранения муниципальных учреждений культуры).
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.