Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 7 июня 2021 г. N 260/10
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1119605-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в части предоставления банковскому платежному агенту права приема наличных денежных средств от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) (внесен депутатом Государственной Думы А.К. Луговым)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1119605-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
В настоящее время банковские платежные агенты (субагенты) (далее - БПА) вправе осуществлять прием наличных денежных средств только от физических лиц для зачисления их на банковский счет.
Как отмечается автором законопроекта, с целью "снижения нелегального оборота наличной выручки, повышению доступности финансовых услуг в отдаленных регионах, минимизации расходов на инкассацию для субъектов малого и микробизнеса", проектируемыми нормами предлагается установить право БПА (субагентов) осуществлять прием наличных денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) для зачисления их на банковский счет таких юридических лиц и ИП (далее - банковский счет).
Поддерживая концепцию законопроекта, направленную на развитие национального финансового рынка и снижение административных издержек для малых и микропредприятий, Комитет считает важным обратить внимание на следующее.
1. Проектируемым пунктом 1.16 статьи 1 предусмотрено, что порядок внесения БПА (субагенту) наличных денежных средств юридическим лицом и ИП на банковские счета последних устанавливается, в том числе нормативным актом Банка России.
При этом обращаем внимание, что статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" уже установлена обязанность Банка России определять порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций ИП и субъектами малого предпринимательства.
Учитывая это, комментируемое положение законопроекта является излишним.
2. Проектируемыми пунктами 4 и 5 части 3.1 статьи 1 установлено, что оператор по переводу денежных средств (далее - ОПДС), который привлек БПА (субагента), должен иметь возможность получить информацию в срок не позднее 24 часов 00 минут по местному времени календарного дня совершения такой операции, исчисляемого по месту нахождения ОПДС:
- о каждой операции юридического лица и ИП по внесению наличных денежных средств в банкомат;
- об изъятии БПА (субагентом) из банкомата принятых от юридических лиц и ИП наличных денежных средств для зачисления их в полном объеме на специальный банковский счет (счета) БПА (субагента).
Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что с учетом возможной широкой географии нахождения ОПДС и БПА (субагентом), а, следовательно, и разными часовыми поясами, исполнение указанного требования будет невозможным.
3. Проектируемая часть 2.1 статьи 14.2 предусматривает право ОПДС направлять запросы БПА (субагенту) для получения от последнего информации обо всех специальных банковских счетах, используемых БПА (субагентами), и выписок по ним.
Вместе с тем стоит отметить, что указанный механизм уже содержится в пункте 3 Указания Банка России от 23.12.2019 N 5365-У "О порядке осуществления контроля оператором по переводу денежных средств за деятельностью банковских платежных агентов".
В связи с этим Комитет считает целесообразным обсудить необходимость установления данного механизма в законодательстве о национальной платежной системе.
4. Комитет также отмечает, что в пояснительной записке к законопроекту указывается, что реализация проектируемых норм окажет благоприятное воздействие на малые и микропредприятия.
В соответствии с текстом рассматриваемого законопроекта, проектируемые положения предлагается распространить на те правоотношения, которые будут возникать у любых юридических лиц и ИП.
При этом проект федерального закона не содержит ограничений, в результате применения которых проектируемая возможность приема БПА (субагентом) наличных денежных средств от юридических лиц и ИП для зачисления их на банковские счета таких юридических лиц и ИП будет распространяться только на субъекты малого и микробизнеса.
5. Комитет также считает целесообразным, в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению, инициировать обсуждение по вопросу достаточности предусмотренного проектом федерального закона срока вступления в силу Федерального закона (переходного периода) с учетом технической (аппаратной) готовности заинтересованных участников финансового рынка соответствовать требованиям, заявленным в законопроекте.
Учитывая все вышесказанное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.