Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения Республики
Северная Осетия-Алания
от 9 июня 2021 г. N 524 о/д
Порядок
заполнения, выдачи и учета медицинских свидетельств о смерти в медицинских организациях с использованием Модуля "Учет медицинских свидетельств" Единой медицинской информационно-аналитической системы Республики Северная Осетия-Алания
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует правила хранения, заполнения и выдачи документов о смерти "Медицинское свидетельство о смерти", а также особенности их выдачи.
1.2. Медицинское свидетельство о смерти выдается в течение суток с момента установления причины смерти (1) с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
1.3. Медицинское свидетельство о смерти оформляется (формируется) следующими медицинскими работниками:
1) после патолого-анатомического вскрытия - врачом-патологоанатомом;
2) после проведения судебно-медицинской экспертизы или судебно-медицинского исследования трупа (далее - судебно-медицинская экспертиза (исследование) - врачом - судебно-медицинским экспертом;
3) в иных (исключительных) случаях на основании осмотра трупа, записи в медицинской документации - врачом (фельдшером, акушеркой), установившим смерть;
4) во всех остальных случаях на основании предшествовавшего наблюдения за пациентом - лечащим врачом.
1.4. Запрещается заполнение медицинского свидетельства о смерти заочно, без личного установления врачом или фельдшером факта смерти.
1.5. Медицинское свидетельство о смерти выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам по их требованию.
1.6. Медицинское свидетельство о смерти является основанием для государственной регистрации смерти органами записи актов гражданского состояния (2) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния (3).
1.7. В случае смерти в медицинской организации выдача тела умершего без медицинского свидетельства о смерти запрещается.
1.8. Медицинское свидетельство о смерти подписывает руководитель медицинской организации, оформившей медицинское свидетельство о смерти. Руководитель вправе делегировать право подписи медицинского свидетельства о смерти уполномоченному лицу. Заверяется медицинское свидетельство о смерти круглой печатью медицинской организации.
2. Правила оформления (формирования) медицинского свидетельства о смерти
2.1. Оформление медицинского свидетельства о смерти в форме электронного документа.
2.1.1. Медицинское свидетельство о смерти в форме электронного документа формируется с использованием Единой медицинской информационно-аналитической системы Республики Северная Осетия-Алания.
2.1.2. Серия медицинских свидетельств о смерти - 90. Номера для медицинского свидетельства о смерти, оформленного в Модуле "Учет медицинских свидетельств" ЕМИАС РСО-Алания определяются приказом Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания. Бланки вносятся в основной журнал, из которого распределяются по материально-ответственным лицам сотрудником, ответственным за основной журнал.
2.1.3. Медицинское свидетельство о смерти в форме электронного документа формируется уполномоченным медицинским работником, сведения о котором внесены в федеральный регистр медицинских работников. Заполнение производится в соответствии с требованиями письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.01.2009 N 14-6/10/2-178 "О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти".
2.1.4. Медицинское свидетельство о смерти оформляется путем ввода необходимых сведений в Модуль "Учет медицинских свидетельств" ЕМИАС РСО-Алания.
Предварительно проверяются данные персональной медицинской карты пациента (фамилия, имя, отчество (соответствует пункту 1 учетной формы N 106/У-08), пол (соответствует пункту 2), дата рождения (соответствует пункту 3), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета (далее - СНИЛС) умершего лица (для успешной отправки в РЭМД), адрес регистрации (соответствует пункту 5), отнесение адреса регистрации к городской или сельской местности (соответствует пункту 6)). Для детей, умерших в возрасте до 1 года (для заполнения пунктов 7-9 корешка медицинского свидетельства о смерти) в персональной медицинской карте заполняются или проверяются данные о месте рождения, а также в разделе "Семья" добавляется информация о матери.
Работа в основной вкладке:
- создается медицинское свидетельство о смерти, списывается последний бланк из журнала материально-ответственного лица;
- указывается дата выдачи медицинского свидетельства о смерти;
- указывается статус - "окончательное", "предварительное", "взамен предварительного" или "взамен окончательного" (при выдаче Медицинского свидетельства о смерти с пометкой "взамен предварительного" или "взамен окончательного" ставится номер и указывается дата выдачи предыдущего медицинского свидетельства о смерти. Выдача может происходить на основании выданного ранее медицинского свидетельства о смерти);
- вносится информация о получателе (путем выбора через поиск, либо ручным вводом фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность) (соответствует пункту 14 корешка медицинского свидетельства о смерти);
- указывается место смерти (выбором данных из справочников, либо ручным вводом) (соответствует пункту 7 медицинского свидетельства о смерти), отнесение адреса места смерти к городской или сельской местности (соответствует пункту 8 медицинского свидетельства о смерти);
- указывается дата смерти, время смерти (соответствует пункту 4);
- отмечается, где наступила смерть: на месте происшествия, в машине скорой помощи, в стационаре, дома или в другом месте (соответствует пункту 6 корешка медицинского свидетельства о смерти, пункту 9 медицинского свидетельства о смерти);
- отмечаются обстоятельства смерти: от заболевания или внешней причины (несчастный случай, убийство, самоубийство, в ходе военных, террористических действий или род смерти не установлен) (соответствует пункту 15 медицинского свидетельства о смерти);
- отмечается семейное положение (соответствует пункту 12 медицинского свидетельства о смерти);
- отмечается образование (соответствует пункту 13 медицинского свидетельства о смерти);
- отмечается занятость (соответствует пункту 14 медицинского свидетельства о смерти);
- отмечаются, кем установлены причины смерти (соответствует пункту 17 медицинского свидетельства о смерти);
- указывается врач, установивший причины смерти, основание установления причины смерти (соответствует пункту 18 медицинского свидетельства о смерти);
- указывается руководитель организации (или уполномоченное лицо);
- указывается врач, осуществивший проверку, дата проверки (соответствует пункту 23 медицинского свидетельства о смерти).
Вкладка "Причины смерти" (соответствует пункту 10 корешка медицинского свидетельства о смерти, пункту 19 свидетельства о смерти).
Вкладка "Для детей, умерших в возрасте от 168 часов до 1 года":
- отмечается информация о доношенности ребенка (пункт "родился" - соответствует пункту 10 медицинского свидетельства о смерти);
- отмечается каким был по счету ребенок у матери, указывается мать, указывается масса тела ребенка при рождении (г) (соответствует пункту 11 медицинского свидетельства о смерти).
Вкладка "В случаях смерти от несчастного случая, убийств, самоубийств" (соответствует пункту 16 медицинского свидетельства о смерти):
- указывается место и обстоятельства при которых произошла травма;
- указывается дата травмы;
- указывается время травмы;
- отмечается вид травмы.
Вкладка "В случае смерти в результате ДТП":
- отмечается в течение какого времени наступила смерть ("смерть наступила" - соответствует пункту 11 корешка медицинского свидетельства о смерти, пункту 20 медицинского свидетельства о смерти).
Вкладка "В случае смерти беременной":
- отмечается информация по полю "в случае смерти беременной" (соответствует пункту 21 медицинского свидетельства о смерти).
Отмечается выдавший сотрудник (соответствует пункту 13 корешка медицинского свидетельства о смерти, пункту 22 медицинского свидетельства о смерти).
2.1.5. Подписание медицинского свидетельства о смерти в форме электронного документа. Заполненное в ЕМИАС РСО-Алания медицинское свидетельство о смерти подписывается усиленной квалифицированной подписью (далее - УКЭП) лица, заполнившего медицинское свидетельство о смерти, руководителя медицинской организации, врача, ответственного за правильность заполнения медицинских свидетельств о смерти.
2.1.6. Медицинское свидетельство о смерти в форме электронного документа в день его формирования направляется медицинской организацией посредством ЕМИАС РСО-Алания на регистрацию в федеральный реестр электронных медицинских документов (далее - РЭМД) единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) и подлежит проверке.
2.2. Порядок выдачи медицинского свидетельства о смерти гражданину.
При обращении получателя в медицинскую организацию медицинское свидетельство о смерти оформляется путем ввода необходимых сведений в Модуль "Учет медицинских свидетельств" ЕМИАС РСО-Алания с последующей печатью бумажного носителя на чистых листах формата А4 (печать с корешком, с подложкой).
Распечатанный документ подписывается врачом, заполнившим медицинское свидетельство о смерти, руководителем медицинской организации (уполномоченным лицом), врачом, ответственным за правильность заполнения медицинских свидетельств, проставляется круглая печать медицинской организации.
Медицинское свидетельство о смерти выдается на руки получателю такого медицинского свидетельства, указанному в настоящем порядке, после подписи получателя на корешке медицинского свидетельства о смерти. Корешок медицинского свидетельства о смерти остается в медицинской организации.
2.3. Исключительные положения.
В исключительных случаях (в случае технических сбоев в работе модуля, отсутствия интернет соединения, перебоев с электричеством) допускается заполнение медицинского свидетельства о смерти чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета, разборчиво, четко, без сокращений и исправлений на типографских бланках.
При этом необходимо уведомить ГБУЗ РМИАЦ РСО-Алания, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания о возникшей ситуации. После устранения причины сбоя, в срок не более суток, все выданные рукописным способом медицинские свидетельства о смерти должны быть внесены в ЕМИАС РСО-Алания в соответствии с правилами оформления медицинского свидетельства о смерти в форме электронного документа.
В срок не более суток после устранения причины сбоя необходимо направить письменное уведомление в Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, с указанием перечня медицинских свидетельств о смерти, выданных рукописным способом, и номерами использованных типографских бланков.
2.4. Общие положения.
2.4.1. Медицинские организации при заполнении медицинского свидетельства о смерти в соответствии с требованиями Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем действующей редакции (далее - МКБ), в случае смерти от заболеваний проставляют один код первоначальной причины смерти, в случае смерти от травм или отравлений - два кода: один - по характеру травмы (отравления), второй - внешней причины. Для анализа по множественным причинам проставляются коды всех остальных причин смерти.
2.4.2. Медицинское свидетельство о смерти выдается с пометкой "окончательное", "предварительное", "взамен предварительного" или "взамен окончательного".
2.4.3. Медицинское свидетельство о смерти с пометкой "окончательное" выдается в случаях, когда причина смерти считается установленной.
2.4.4. Медицинское свидетельство о смерти с пометкой "предварительное" выдается в случаях, когда для установления или уточнения причины смерти необходимо произвести дополнительные исследования.
2.4.5. После получения результатов лабораторных исследований и других необходимых сведений после установления причины смерти врач-судебно-медицинский эксперт или врач-патологоанатом составляют новое медицинское свидетельство о смерти с пометкой "взамен предварительного".
2.4.6. В случае если было выдано медицинское свидетельство о смерти с пометкой "окончательное", но в дальнейшем причина смерти была уточнена, то не позднее чем через 45 дней после выдачи предыдущего медицинского свидетельства о смерти выдается новое медицинское свидетельство о смерти с пометкой "взамен окончательного".
2.4.7. Медицинское свидетельство о смерти, выданное с пометкой "взамен предварительного" либо "взамен окончательного", направляются медицинской организацией в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики для статистического учета причин смерти.
2.4.8. При выдаче Медицинского свидетельства о смерти с пометкой "взамен предварительного" или "взамен окончательного" ставится номер и указывается дата выдачи предыдущего медицинского свидетельства о смерти.
2.4.9. Сведения о выдаче медицинского свидетельства о смерти (дата выдачи, серия, номер, причина смерти, коды по МКБ) вносятся в медицинскую документацию умершего - медицинскую карту стационарного больного, или историю развития ребенка, или медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или в медицинскую документацию иной формы.
2.4.10. В случае утери медицинского свидетельства о смерти, оформленного на бумажном носителе, по письменному заявлению лица, его получившего, выдается медицинское свидетельство на бумажном носителе с пометкой в правом верхнем углу "дубликат", заполняемое на основании медицинского свидетельства о смерти, выданного ранее медицинской организацией.
2.5. Медицинская организация обеспечивает сплошной контроль правильности заполнения медицинских свидетельств о смерти, кодирования и выбора первоначальной причины смерти обеспечивается на следующих уровнях.
_______________________________
(1) Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 146).
(2) Статья 64 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2012, N 24, ст. 3068; 2013, N 48, ст. 6165).
(3) Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.