Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
финансов города Москвы
от 4 мая 2021 г. N 130ф
Регламент
осуществления Департаментом финансов города Москвы внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент осуществления Департаментом финансов города Москвы внутреннего финансового аудита (далее - Регламент) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н, федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н, федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н, федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н, федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н, Концепцией "Внедрение в Департаменте финансов города Москвы процессного управления, риск-менеджмента и развитие системы внутреннего аудита", утвержденной министром Правительства Москвы, руководителем Департамента финансов города Москвы 7 июля 2020 г. (далее - Концепция), и определяет порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Департаменте финансов города Москвы (далее - Департамент).
1.2. Настоящий Регламент определяет:
цели и задачи внутреннего финансового аудита;
принципы, в соответствии с которыми организуется и осуществляется внутренний финансовый аудит;
основные этапы организации и проведения аудиторских мероприятий;
требования к оформлению результатов аудиторских мероприятий;
требования к рассмотрению результатов аудиторских мероприятий и контролю за выполнением управленческих решений, принятых после рассмотрения результатов указанных мероприятий;
требования к составлению отчетности об осуществлении внутреннего финансового аудита.
2. Термины и определения
2.1. Субъектом внутреннего финансового аудита является структурное подразделение Департамента, уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита, - Управление развития бюджетного процесса и аудита Департамента (далее - Управление).
2.2. Объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
2.3. Субъект бюджетных процедур - структурное подразделение Департамента, осуществляющее бюджетную процедуру, в том числе руководитель (заместители руководителя) и должностные лица (работники) структурных подразделений Департамента, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
2.4. Бюджетная процедура (процесс) - последовательность связанных между собой операций (действий), осуществляемых сотрудниками структурных подразделений Департамента в рамках выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности.
2.5. Подпроцесс - часть процесса, которая может рассматриваться обособленно как самостоятельный процесс более низкого уровня.
2.6. Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов Департамента позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры.
2.7. Аудиторское мероприятие - совокупность профессиональных действий членов аудиторской группы, выполняемых на основании приказа Департамента о проведении аудиторского мероприятия и в соответствии с программой аудиторского мероприятия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
2.8. Программа аудиторского мероприятия - документ, содержащий основание и сроки проведения, цели аудиторского мероприятия, наименование объекта/субъекта внутреннего финансового аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
2.9. Аудиторская группа - группа, состоящая из нескольких должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и (или) привлеченного к проведению аудиторского мероприятия должностного лица (работника) структурного подразделения Департамента и (или) эксперта, которые являются членами аудиторской группы и проводят аудиторское мероприятие в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
2.10. Руководитель аудиторской группы - входящее в состав аудиторской группы должностное лицо (работник) субъекта внутреннего финансового аудита, ответственное за подготовку, проведение и результаты аудиторского мероприятия.
2.11. Эксперт - физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим исследованию в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия.
2.12. План проведения аудиторских мероприятий - перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий.
2.13. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная или профессиональная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита, члена аудиторской группы влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
2.14. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый субъектами бюджетных процедур (руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами (работниками) Департамента) в целях соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе посредством совершения контрольных действий, и закрепленных в положениях о структурных подразделениях Департамента и должностных регламентах должностных лиц (работников) Департамента.
2.15. Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
2.16. Нарушение - несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры.
2.17. Недостаток - правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетных процедур, которые оказывают негативное влияние на результат выполнения бюджетной процедуры, а также на значения показателей качества финансового менеджмента.
2.18. Результат выполнения бюджетной процедуры - сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены форма, требования к содержанию, сроки и порядок выполнения.
2.19. Заключение - подписанный руководителем субъекта внутреннего финансового аудита документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений, недостатков и бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
2.20. Моделирование процессов - это комплексное описание процесса в табличном формате, в том числе его графическое изображение.
2.21. Риск - вероятность возникновения события, которое окажет отрицательное воздействие на достижение целей Департамента.
2.22. Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента в Департаменте.
2.23. Выявление рискоемких событий - процесс выявления (обнаружение) и описания элементов риска (бюджетного риска).
2.24. Оценка риска (бюджетного риска) - процесс определения значимости (уровня) риска (бюджетного риска) с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра рисков.
2.25. Реестр рисков - база данных, содержащая ключевую информацию о рисках Департамента и мерах реагирования на них.
2.26. Актуализация реестра рисков - регулярно (не реже одного раза в год) проводимая переоценка (определение значимости) рисков (бюджетных рисков), находящихся в реестре рисков, а также выявление рисков (бюджетных рисков), присущих текущему и очередному финансовому году, в том числе в ходе моделирования процессов и внутреннего финансового аудита, в целях их включения в реестр рисков.
2.27. Владелец бюджетного риска - субъект бюджетных процедур, ответственный за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственный за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
2.28. Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска - конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия.
3. Принципы внутреннего финансового аудита
3.1. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
3.2. Принцип функциональной независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
3.3. Принцип законности и стандартизации выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты Департамента.
3.4. Принцип объективности выражается в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
3.5. Принцип компетентности выражается в применении субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
3.6. Принцип профессионального скептицизма подразумевает критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направлен на минимизацию возможности сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
3.7. Принцип системности заключается в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам.
3.8. Принцип эффективности означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
3.9. Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем Департамента за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита.
4. Цели и задачи внутреннего финансового аудита
4.1. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка эффективности и надежности внутреннего контроля, осуществляемого в ходе выполнения бюджетных процедур, операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам Департамента, принятым в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
оценка эффективности бюджетных расходов и повышение качества финансового менеджмента.
4.2. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в Департаменте, а также подготовки предложений по его организации деятельность субъекта внутреннего финансового аудита направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) установление достаточности и актуальности ведомственных (внутренних) актов и документов Департамента, устанавливающих требования к организации, выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения;
б) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий субъектами бюджетных процедур;
в) изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов;
г) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур (в том числе посредством прикладных программных средств, информационных ресурсов), контрольных действий и их результатов, анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);
д) формирование предложений и рекомендаций по повышению эффективности внутреннего контроля с целью снижения количества нарушений и недостатков при выполнении бюджетных процедур, устранение причин их возникновения, а также по минимизации бюджетных рисков.
4.3. В целях оценки достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам Департамента деятельность субъекта внутреннего финансового аудита направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) ведомственных (внутренних) актов, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
в) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности Департамента, а также соблюдения Департаментом порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
г) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
4.4. В целях повышения качества финансового менеджмента деятельность субъекта внутреннего финансового аудита направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий структурными подразделениями Департамента во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений;
в) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств Департаментом;
г) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
д) формирование предложений и рекомендаций по повышению качества финансового менеджмента, по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
5. Методы, формы и способы осуществления аудиторского мероприятия
5.1. В рамках настоящего Регламента при осуществлении внутреннего финансового аудита применяются следующие методы:
а) аналитические процедуры;
б) инспектирование;
в) пересчет;
г) запрос;
д) подтверждение;
е) наблюдение;
ж) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Аналитические процедуры - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах.
Инспектирование - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Пересчет - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом самостоятельных расчетов.
Запрос - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, в пределах или за пределами субъекта бюджетных процедур.
Подтверждение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы.
Наблюдение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - метод, представляющий собой процесс изучения контрольных действий, включая оценку организации, достаточности или избыточности контрольных действий.
5.2. В рамках настоящего Регламента в зависимости от места расположения субъекта бюджетных процедур могут проводиться аудиторские мероприятия по следующим формам:
а) выездные;
б) камеральные;
в) комбинированные.
Выездное аудиторское мероприятие - это мероприятие, проводимое по месту нахождения субъектов бюджетных процедур.
Камеральное аудиторское мероприятие - мероприятие, проводимое по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов (в том числе посредством предоставления удаленного доступа к базам данных и иным информационным ресурсам, посредством которых осуществляются бюджетные процедуры).
Комбинированное аудиторское мероприятие - мероприятие, которое проводится как по месту нахождения субъектов бюджетных процедур, так и по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита.
5.3. Изучение бюджетных процедур (операций) в ходе аудиторского мероприятия может осуществляться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ проведения аудиторского мероприятия заключается в изучении всех процессов и операций, осуществляемых субъектом бюджетных процедур, в том числе по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, за весь аудируемый период.
Выборочный способ проведения аудиторского мероприятия заключается в изучении отдельных процессов и операций при выполнении бюджетных процедур или части процессов и операций (действий), документов, данных о деятельности субъекта бюджетных процедур в выбранном интервале проверяемого периода.
5.4. Аудиторское мероприятие может проводиться как в соответствии с Планом проведения аудиторских мероприятий (далее - План аудиторских мероприятий), так и внепланово по решению руководителя Департамента.
6. Планирование внутреннего финансового аудита
6.1. Планирование аудиторской деятельности на очередной календарный год включает в себя процесс составления и утверждения годового Плана аудиторских мероприятий.
6.2. В ходе планирования внутреннего финансового аудита учитываются:
а) степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего финансового аудита);
б) бюджетные полномочия Департамента и осуществляемые им бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур;
в) решения (поручение) руководителя Департамента о необходимости проведения аудиторских мероприятий;
г) возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) структурных подразделений Департамента, обладающих специальными знаниями, необходимыми при проведении данного аудиторского мероприятия, и (или) экспертов;
д) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
е) наличие изменений в деятельности Департамента, в том числе в его организационной структуре, в части полномочий (видов деятельности), передача отдельных полномочий;
ж) необходимость резервирования времени на осуществление должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для осуществления внутреннего финансового аудита.
6.3. При планировании внутреннего финансового аудита субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ информации:
а) полученной по результатам моделирования процессов;
б) о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, а также включенных в реестр бюджетных рисков;
в) о надежности осуществляемого в Департаменте внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
д) о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, а также достижения Департаментом целевых значений показателей качества финансового менеджмента (далее - значения показателей качества финансового менеджмента);
е) о результатах контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информации о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;
ж) о результатах проведения предыдущих аудиторских мероприятий, в том числе мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
з) иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта Плана аудиторских мероприятий.
6.4. На основании проведенных аналитических мероприятий руководителем субъекта внутреннего финансового аудита составляется План аудиторских мероприятий на очередной финансовый год, который согласовывается с первым заместителем (заместителем) руководителя Департамента, курирующим данное направление, и утверждается приказом Департамента до 15 октября текущего финансового года.
6.5. План проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также нормативным правовым актам Департамента, принятым в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
6.6. План аудиторских мероприятий оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту.
6.7. Информация о Плане аудиторских мероприятий на очередной финансовый год доводится до субъектов бюджетных процедур, включенных в План аудиторских мероприятий.
6.8. Изменения в План аудиторских мероприятий на очередной финансовый год вносятся по решению руководителя Департамента на основании предложений руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
Изменения в План аудиторских мероприятий утверждаются в порядке, установленном пунктом 6.4 настоящего Регламента.
6.9. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения руководителя Департамента.
7. Организация проведения аудиторского мероприятия
7.1. В ходе подготовки к проведению планового или внепланового аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита формирует аудиторскую группу и назначает ее руководителя.
В состав аудиторской группы могут включаться должностные лица иных структурных подразделений Департамента, обладающие специальными знаниями, необходимыми при проведении данного аудиторского мероприятия, и (или) эксперты.
При формировании аудиторской группы руководитель субъекта внутреннего финансового аудита должен обеспечить соблюдение принципов внутреннего финансового аудита, в том числе принципа функциональной независимости, и исключить конфликт интересов.
7.2. Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, количества и сложности объектов аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита.
7.3. Аудиторское мероприятие назначается приказом Департамента, в котором указывается:
- основание проведения аудиторского мероприятия (планового - в соответствии с положениями Плана аудиторских мероприятий, внепланового - по решению руководителя Департамента);
- тема аудиторского мероприятия;
- аудируемый период;
- субъекты бюджетных процедур;
- срок проведения аудиторского мероприятия;
- персональный состав аудиторской группы.
Приказ может содержать поручение субъекту бюджетных процедур (первому заместителю (заместителю) руководителя Департамента, курирующему соответствующее направление деятельности) о предоставлении аудиторской группе необходимой информации, доступа к базам данных и иным информационным ресурсам.
7.4. Срок проведения аудиторского мероприятия определяется руководителем аудиторской группы исходя из объема задач аудиторского мероприятия и содержит дату начала и дату окончания аудиторского мероприятия. Дата окончания аудиторского мероприятия определяется с учетом продолжительности проведения аудиторского мероприятия и срока подготовки Заключения.
В исключительных случаях, связанных со значительным объемом, сложностью аудиторского мероприятия и (или) на основании иных мотивированных письменных предложений руководителя аудиторской группы, согласованных с первым заместителем (заместителем) руководителя Департамента, курирующим данное направление, и представленных руководителю Департамента, срок проведения аудиторского мероприятия может быть продлен.
Решение о продлении сроков проведения аудиторского мероприятия оформляется соответствующим приказом Департамента.
7.5. Проведение аудиторского мероприятия может быть приостановлено по решению руководителя Департамента на основании мотивированных письменных предложений руководителя аудиторской группы, согласованных с руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и первым заместителем (заместителем) руководителя Департамента, курирующим данное направление.
Приостановление проведения аудиторского мероприятия оформляется приказом Департамента с указанием срока, на который приостанавливается проведение аудиторского мероприятия.
7.6. Аудиторское мероприятие возобновляется по истечении срока приостановления, установленного вышеуказанным приказом.
Общая продолжительность проведения аудиторского мероприятия не может превышать срок, установленный пунктом 7.4 настоящего Регламента.
7.7. Руководитель аудиторской группы обеспечивает доведение приказа о назначении аудиторского мероприятия до субъектов бюджетных процедур, включенных в данный приказ.
8. Подготовка к проведению аудиторского мероприятия
8.1. Аудиторское мероприятие проводится на основании Программы проведения аудиторского мероприятия (далее - Программа аудиторского мероприятия), которая составляется руководителем аудиторской группы по форме согласно приложению 2 к настоящему Регламенту, согласовывается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и утверждается первым заместителем (заместителем) руководителя Департамента, курирующим данное направление, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
8.2. В целях составления Программы аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации о субъекте бюджетных процедур, порядке выполнения бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия.
Руководитель аудиторской группы для проведения предварительного анализа при необходимости может запрашивать необходимую информацию у субъекта бюджетных процедур.
8.3. Объем аудиторского мероприятия (перечень вопросов, подлежащих изучению) и применяемые форма, способы и методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от характера объектов аудиторского мероприятия, целей аудиторского мероприятия, оценки значимости (уровня) бюджетных рисков в отношении объектов внутреннего финансового аудита, результатов предыдущих аудиторских мероприятий и уровня системы внутреннего контроля.
8.4. Программа аудиторского мероприятия должна охватывать все объекты аудиторского мероприятия и обеспечивать достижение его целей.
Программа аудиторского мероприятия включает:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) основание аудиторского мероприятия (реквизиты приказа о назначении аудиторского мероприятия);
в) цель аудиторского мероприятия;
г) аудируемый период;
д) перечень объектов аудиторского мероприятия;
е) форму проведения аудиторского мероприятия;
ж) сроки проведения аудиторского мероприятия;
з) способ проведения аудиторского мероприятия;
и) применяемые методы внутреннего финансового аудита;
к) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия.
8.5. Руководитель аудиторской группы определяет методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, исходя из целей и задач аудиторского мероприятия, степени обеспеченности ресурсами.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
8.6. Аналитические процедуры как метод внутреннего финансового аудита используют в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений по его организации - как метод изучения выполняемых субъектами бюджетных процедур операций (действий) и их результатов, выявления избыточных операций (действий) при выполнении внутренних бюджетных процедур, изучения соразмерности контрольных действий бюджетным рискам, при изучении ведомственных (внутренних) актов Департамента, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур, других вопросов в соответствии с Программой аудиторского мероприятия;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам Департамента - как метод изучения взаимосвязанных показателей бюджетной отчетности на предмет их непротиворечивости и выявления рисков существенного искажения бюджетной отчетности, изучении ведомственных (внутренних) актов, устанавливающих требования к организации и ведению бюджетного учета;
в) повышения качества финансового менеджмента - как метод оценки исполнения бюджетных полномочий Департаментом во взаимосвязи с мониторингом показателей качества финансового менеджмента, при изучении других вопросов в соответствии с Программой аудиторского мероприятия.
8.7. Инспектирование как метод внутреннего финансового аудита используют в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений по его организации - как метод изучения документов и фактических данных, информации по выполнению бюджетных процедур, соблюдения установленных правовыми актами требований к организации и исполнению бюджетной процедуры и операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры, контрольных действий, наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств автоматизации и соблюдения ограничений таких прав;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам Департамента, принятым в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации - как метод изучения законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, показателей бюджетной отчетности, данных регистров бюджетного учета;
в) повышения качества финансового менеджмента - как метод изучения влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетных процедур, на операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, изучения результатов исполнения решений субъектов бюджетных процедур, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
8.8. Пересчет как метод внутреннего финансового аудита используется для проверки точности арифметических расчетов (числовых показателей) в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета.
Если при формировании документов, содержащих числовые показатели, используют автоматизированные системы, то для проверки правильности формирования числовых показателей вместо пересчета может использоваться проверка используемых при их формировании формул (алгоритмов).
8.9. Запрос и подтверждение как методы внутреннего финансового аудита представляют собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами субъекта бюджетных процедур и используются в целях получения документов и фактических данных, информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, в том числе в целях получения информации, которой подтверждаются определенные факты, вызывающие сомнение у членов аудиторской группы.
Запрос оформляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Регламенту.
8.10. Наблюдение как метод внутреннего финансового аудита используется при изучении действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в том числе в ходе совершения контрольных действий.
Наблюдаемые операции (действия) должны производиться субъектами внутренних бюджетных процедур в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей и не должны осуществляться исключительно с целью их проверки членами аудиторской группы.
8.11. Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля как метод внутреннего финансового аудита используется в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого субъектом бюджетных процедур, и подготовки предложений по повышению его эффективности.
При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля изучается модель аудируемого процесса и устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков.
8.12. Выбор формы и способа изучения объектов внутреннего финансового аудита осуществляется руководителем аудиторской группы в зависимости от целей аудиторского мероприятия, характера бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия, характеристик изучаемых документов, использование программного обеспечения при выполнении бюджетных процедур и иной информации.
8.13. Сплошной способ изучения применяется аудиторской группой в случаях, когда изучаемая совокупность объектов состоит из небольшого количества операций (действий), документов, данных, информации или другие способы изучения объектов внутреннего финансового аудита не обеспечат получение достаточных и уместных аудиторских доказательств.
8.14. Выборочный способ проведения аудиторского мероприятия используется в случаях, когда изучение отдельных элементов достаточно для достижения целей аудиторского мероприятия в отношении изучаемых объектов внутреннего финансового аудита.
8.15. При необходимости Программа аудиторского мероприятия может быть изменена до начала или в ходе проведения аудиторского мероприятия.
Внесение изменений в утвержденную Программу аудиторского мероприятия осуществляется в порядке, установленном пунктом 8.1 Регламента, на основании служебной записки руководителя аудиторской группы.
8.16. Руководитель аудиторской группы аудита направляет утвержденную Программу аудиторского мероприятия (изменения в Программу аудиторского мероприятия) для ознакомления субъектам бюджетных процедур.
8.17. Руководитель аудиторской группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу Программы аудиторской проверки и распределяет обязанности между членами аудиторской группы.
9. Проведение аудиторского мероприятия
9.1. Руководство и координацию действий во время проведения аудиторского мероприятия осуществляет руководитель аудиторской группы.
9.2. Руководитель аудиторской группы вправе провести совместное совещание с членами аудиторской группы и субъектами бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется аудиторское мероприятие.
В ходе совещания руководитель аудиторской группы:
- информирует участников совещания о теме, периоде, сроке и порядке проведения аудиторского мероприятия;
- представляет членов аудиторской группы;
- доводит до участников совещания иную информацию, связанную с аудиторским мероприятием.
9.3. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной Программой аудиторского мероприятия.
При проведении аудиторского мероприятия может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборов для сбора аудиторских доказательств.
9.4. Аудиторские доказательства представляют собой полученные с использованием методов внутреннего финансового аудита документы и фактические данные в отношении объектов внутреннего финансового аудита, используемые для формирования выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия.
Аудиторские доказательства могут также включать информацию, полученную при выявлении бюджетных рисков, мониторинге внутреннего финансового контроля, а также мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций по результатам предыдущих аудиторских мероприятий в отношении тех же бюджетных процедур.
9.5. При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны аудиторские доказательства обоснованные, надежные и достаточные для достижения целей аудиторского мероприятия, формирования заключения, выводов, предложений и рекомендаций по результатам проведения аудиторского мероприятия.
9.6. Аудиторские доказательства являются обоснованными, если они имеют логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, и важны для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия.
9.7. Аудиторские доказательства являются надежными, если при повторном применении методов внутреннего финансового аудита в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, будут получены те же результаты.
9.8. Аудиторские доказательства являются достаточными, если они позволяют с учетом целей и задач аудиторского мероприятия сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия.
9.9. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием методов и способов внутреннего финансового аудита в соответствии с Программой аудиторского мероприятия.
9.10. При проведении аудиторского мероприятия сплошным способом изучается вся совокупность объекта внутреннего финансового аудита (операций (действий), документов, данных, информации) в соответствии с Программой аудиторского мероприятия.
9.11. Аудиторская выборка применяется аудиторской группой в случаях, когда на основании изучения менее чем 100% элементов общего набора операций (действий), документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, можно сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
При выборочном способе сбора аудиторских доказательств может применяться статистическая и нестатистическая аудиторская выборка.
Статистическая выборка - это метод формирования выборки, при котором:
а) элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом;
б) для оценки результатов выборки могут использоваться статистические инструменты анализа.
Выборка, не соответствующая характеристикам, перечисленным в вышеуказанных подпунктах, является нестатистической выборкой.
9.12. Применяемый для изучения объектов внутреннего финансового аудита способ выборки должен обеспечить получение обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств.
9.13. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то должно быть обеспечено проведение дополнительных аудиторских процедур для сбора надежных и достаточных аудиторских доказательств и, при необходимости, могут быть внесены изменения в Программу аудиторского мероприятия, включая продление сроков аудиторского мероприятия.
9.14. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия должен регулярно оценивать степень выполнения Программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения Программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
9.15. Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и используются для формирования заключения, выводов и рекомендаций (предложений) по результатам аудиторского мероприятия.
10. Права и обязанности субъектов внутреннего финансового аудита и субъектов бюджетных процедур в ходе проведения аудиторского мероприятия
10.1. Члены аудиторской группы в ходе подготовки к проведению и проведения аудиторского мероприятия имеют следующие права:
запрашивать и получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы, фактические данные и информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Департамента и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации, используемыми субъектами бюджетных процедур;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур, в том числе присутствовать в ходе выполнения бюджетных процедур;
запрашивать и получать от юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам автоматизации. Запрос и получение вышеуказанных сведений осуществляется в порядке взаимодействия между передающим отдельные полномочия и принимающим эти полномочия, установленном договором (соглашением) о передаче полномочий и (или) решением о передаче полномочий.
10.2. Руководитель аудиторской группы, помимо указанных в пункте 10.1 настоящего Регламента прав, имеет право:
подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов, фактических данных и информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;
обсуждать с субъектами бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
подписывать и направлять обращения к лицам, которые не являются субъектом бюджетных процедур, но располагают документами, фактическими данными и информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия.
10.3. Члены аудиторской группы в ходе проведения аудиторского мероприятия обязаны:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и настоящий Регламент;
соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
своевременно сообщать руководителю субъекта внутреннего финансового аудита, руководителю Департамента о нарушениях членами аудиторской группы принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия.
10.4. Руководитель аудиторской группы, помимо исполнения указанных в пункте 10.3 настоящего Регламента обязанностей, обязан:
обеспечивать выполнение Программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;
принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов со стороны должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (членов аудиторской группы);
своевременно сообщать руководителю Департамента и первому заместителю (заместителю) руководителя Департамента, курирующему субъект внутреннего финансового аудита, о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
10.5. В ходе проведения аудиторского мероприятия субъекты бюджетных процедур имеют следующие права:
ознакомиться с Программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения у членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
10.6. В ходе проведения аудиторского мероприятия субъекты бюджетных процедур обязаны:
выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы;
организовать установку соответствующего прикладного программного обеспечения, иных информационных ресурсов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, и (или) обеспечить доступ к ним членов аудиторской группы в режиме просмотра;
осуществлять в присутствии членов аудиторской группы бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости).
10.7. В случае проведения выездного аудиторского мероприятия или выездного этапа комбинированного аудиторского мероприятия субъект бюджетных процедур обеспечивает размещение членов аудиторской группы в служебных помещениях, оборудованных необходимой компьютерной техникой и оргтехникой в количестве, достаточном для обеспечения эффективного исполнения членами аудиторской группы своих должностных обязанностей по проведению аудиторского мероприятия.
11. Оформление результатов аудиторского мероприятия
11.1. Результаты аудиторского мероприятия оформляются Заключением по результатам проведения аудиторского мероприятия (далее - Заключение) по форме согласно приложению 4 к настоящему Регламенту.
11.2. Заключение включает заголовочную, вводную, описательную и заключительную части.
11.3. В заголовочной части Заключения указывается:
тема аудиторского мероприятия;
место составления и дата Заключения (датой Заключения является дата его подписания руководителем субъекта внутреннего финансового аудита).
11.4. Вводная часть Заключения должна содержать:
основание проведения аудиторского мероприятия (реквизиты приказа Департамента о назначении аудиторского мероприятия);
фамилии, инициалы и наименования должностей руководителя и членов аудиторской группы;
аудируемый период;
срок проведения аудиторского мероприятия;
способ проведения аудиторского мероприятия;
указание субъекта бюджетных процедур;
краткую информацию о субъекте бюджетной процедуры.
По решению руководителя аудиторской группы в вводную часть Заключения может быть включена иная информация, относящаяся к аудиторскому мероприятию.
11.5. Описательная часть Заключения должна содержать следующую информацию:
а) описание нарушений и (или) недостатков в случае их выявления, а также причин и условий их возникновения (при их установлении);
б) описание выявленных бюджетных рисков (при наличии), в том числе ранее не включенных в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий их реализации.
В Заключении при описании каждого нарушения (недостатка), установленного в ходе аудиторского мероприятия, должны быть указаны:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Москвы и Департамента, иных актов, которые были нарушены;
сведения о периоде, к которому относятся выявленные нарушения (недостатки);
информация о том, в чем выразилось нарушение (недостаток), с указанием реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать бюджетную процедуру и (или) операцию, составляющую данную бюджетную процедуру, документ (положение документа), в котором выявлено нарушение (недостаток);
сведения об объеме выборки, сумме проверенных средств (при наличии) и прочие характеристики проведенного аудиторского мероприятия по каждой бюджетной процедуре и (или) операции, составляющей данную бюджетную процедуру, в разрезе Программы аудиторского мероприятия.
Нарушения (недостатки), излагаемые в Заключении, должны быть подтверждены доказательствами.
11.6. В заключительной части Заключения должны содержаться:
а) выводы по результатам аудиторского мероприятия:
о степени надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и/или признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности (в случае проведения аудиторского мероприятия в отношении соответствующего объекта внутреннего финансового аудита);
о качестве исполнения полномочий субъектом бюджетных процедур, в том числе о достижении значений показателей качества финансового менеджмента (при наличии).
б) рекомендации и предложения по результатам аудиторского мероприятия:
по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию бюджетных рисков;
по повышению качества финансового менеджмента (при необходимости);
по совершенствованию процесса выполнения бюджетных процедур, о необходимости внесения изменений (разработки) в нормативные акты Департамента;
по автоматизации бюджетных процедур, отдельных операций (действий) при выполнении бюджетных процедур и (или) доработке соответствующего программного обеспечения, используемого в Департаменте (при необходимости).
в) должность, фамилию и инициалы, подписи руководителя и членов аудиторской группы;
г) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита;
д) дату подписания заключения.
11.7. В целях обеспечения полноты и достоверности Заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
а) указанные в Заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
б) в Заключении, в рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями руководителя аудиторской группы или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита и должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и (или) лиц, подписывающих указанные документы;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций.
11.8. Заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
11.9. Проект Заключения подготавливается руководителем аудиторской группы при участии членов аудиторской группы на основании информации, полученной в ходе аудиторского мероприятия, в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока проведения аудиторского мероприятия.
Проект Заключения направляется руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
11.10. По результатам рассмотрения проекта Заключения руководителем субъекта внутреннего финансового аудита руководитель аудиторской группы подготавливает Заключение в двух экземплярах. Каждый экземпляр Заключения подписывается членами аудиторской группы и руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и представляется субъекту бюджетной процедуры (иному уполномоченному лицу).
Заключение подписывается в срок не позднее даты, указанной в приказе Департамента о проведении аудиторского мероприятия.
11.11. Субъект бюджетной процедуры проставляет свою подпись, подтверждающую получение Заключения, на обоих экземплярах.
Один экземпляр Заключения остается в субъекте внутреннего финансового аудита, второй экземпляр передается субъекту бюджетной процедуры (иному уполномоченному лицу).
11.12. При наличии возражений к тексту Заключения субъект бюджетных процедур в течение 3 рабочих дней со дня получения Заключения оформляет письменные возражения и предложения к тексту Заключения (далее - возражения (предложения)) с приложением к ним копий документов и (или) сведений, подтверждающих обоснованность соответствующих возражений (предложений), по форме согласно приложению 5 к настоящему Регламенту и передает руководителю субъекта внутреннего финансового аудита на бумажном носителе и в электронном виде.
11.13. При поступлении возражений (предложений) к тексту Заключения, представленных субъектом бюджетных процедур в соответствии с пунктом 11.12 настоящего Регламента, субъект внутреннего финансового аудита по результатам рассмотрения возражений (предложений) в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их поступления от субъекта бюджетных процедур, осуществляет подготовку результатов рассмотрения возражений (предложений) по форме согласно приложению 6 к настоящему Регламенту.
Субъект внутреннего финансового аудита вправе не рассматривать возражения (предложения) к тексту Заключения, представленные субъектом бюджетных процедур позже установленного настоящим Регламентом срока.
11.14. В случае если в подписанном руководителем субъекта внутреннего финансового аудита Заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания Заключения руководитель субъекта внутреннего финансового аудита получил информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, руководитель субъекта внутреннего финансового аудита может внести соответствующее изменение в Заключение и должен довести информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант Заключения.
11.15. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита к Заключению могут быть приложены документы, подтверждающие выводы аудиторской группы, а также необходимые для разъяснения действий субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия.
Приложениями к Заключению являются:
копии соответствующих документов (аудиторских доказательств), подтверждающие выявленные нарушения (недостатки), обосновывающие выводы и рекомендации;
справочные (аналитические) материалы;
перечень неполученных документов и сведений из числа затребованных аудиторской группой с указанием причин, на основании которых членам аудиторской группы было отказано в их предоставлении, а также информация о фактах создания препятствий проведению аудиторского мероприятия с указанием, в чем конкретно выражались данные препятствия (в случае непредставления таких документов и сведений, а также наличия соответствующих фактов).
11.16. Подписанное Заключение (с приложениями), возражения (предложения) к тексту Заключения, направленные субъектом бюджетных процедур, и результаты их рассмотрения аудиторской группой представляются руководителем аудиторской группы руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
12. Подготовка отчета о результатах проведения аудиторского мероприятия
12.1. По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 11.16 настоящего Регламента, руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обеспечивает подготовку Отчета о результатах аудиторского мероприятия в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем поступления возражений (предложений) к тексту Заключения от субъекта бюджетных процедур.
Отчет может быть подготовлен как в письменном виде, так и в форме презентации.
12.2. Отчет представляет собой документ, содержащий информацию об основных итогах аудиторского мероприятия, и должен включать:
тему аудиторского мероприятия;
аудируемый период;
срок проведения аудиторского мероприятия;
субъект бюджетной процедуры;
перечень основных вопросов аудиторского мероприятия;
результаты аудиторского мероприятия, в том числе:
- информацию о выявленных нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов, а также других регламентирующих документов, о выявленных недостатках, с указанием содержания нарушения (недостатка), количества и сумм расчетно-платежных операций, совершенных с нарушением;
- выводы аудиторской группы по результатам аудиторского мероприятия, в том числе о выявленных бюджетных рисках;
- рекомендации (предложения) по устранению выявленных нарушений (недостатков) и принятию мер, направленных на минимизацию бюджетных рисков.
12.3. Отчет с приложением Заключения, возражений (предложений) к тексту Заключения субъекта бюджетных процедур, а также результаты рассмотрения возражений (предложений) к тексту Заключения (при их наличии) представляются руководителем внутреннего финансового аудита руководителю Департамента.
13. Рассмотрение результатов аудиторского мероприятия
13.1. Руководитель Департамента по результатам рассмотрения материалов, представленных субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктом 12.3 настоящего Регламента, принимает одно или несколько решений:
- о необходимости реализации рекомендаций и предложений субъекта внутреннего финансового аудита, подготовленных по результатам аудиторского мероприятия;
- о проведении служебных проверок и применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- о направлении соответствующих материалов в Главное контрольное управление города Москвы, иные контрольные надзорные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков соответствующих нарушений законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
- иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций).
13.2. По результатам рассмотрения материалов аудиторского мероприятия и принятого руководителем Департамента решения субъектом внутреннего финансового аудита в течение 5 рабочих дней с даты принятия руководителем Департамента решения, предусмотренного пунктом 13.1 настоящего Регламента, направляется в адрес субъекта бюджетных процедур информационное письмо о необходимости подготовки Плана устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений), отраженных в Заключении по результатам аудиторского мероприятия (далее - План устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений)).
План устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений) оформляется субъектом бюджетных процедур по форме согласно приложению 7 к настоящему Регламенту.
В случае, если по результатам аудиторского мероприятия нарушения (недостатки) не выявлены, подготовка Плана устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений) осуществляется только в части реализации рекомендаций (предложений).
13.3. Руководитель Департамента вправе принимать решения, направленные на минимизацию бюджетных рисков и повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в Заключении субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации руководителя субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
14. Мониторинг реализации рекомендаций (предложений) субъекта внутреннего финансового аудита и мер по минимизации бюджетных рисков
14.1. Субъект бюджетной процедуры (операции) в течение 5 рабочих дней, следующих после дня получения информации, указанной в пункте 13.2, формирует и представляет субъекту внутреннего финансового аудита План устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений).
По мере реализации мероприятий, отраженных в Плане устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений), субъект бюджетной процедуры (операции) формирует и направляет субъекту внутреннего финансового аудита отчеты об исполнении Плана устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений), отраженных в заключении по результатам аудиторского мероприятия (далее - Отчет об исполнении Плана устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений)) по форме согласно приложению 8 к настоящему Регламенту с приложением подтверждающих документов (при наличии).
14.2. Ответственность за неисполнение Плана устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений) возлагается на руководителя структурного подразделения, ответственного за выполнение бюджетной процедуры, в отношении которой проводилось аудиторское мероприятие.
14.3. Контроль за выполнением решения руководителя Департамента осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита в одной или нескольких из следующих форм:
а) получение Отчета об исполнении Плана устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений);
б) осуществление мониторинга выполнения субъектом бюджетной процедуры мероприятий, направленных на устранение допущенных нарушений (недостатков) и реализацию рекомендаций (предложений), в том числе на основе полученных документов, подтверждающих выполнение решения руководителя Департамента;
в) проведение проверки результатов выполнения решения руководителя Департамента в ходе аудиторского мероприятия, осуществляемого в соответствии с Планом проведения аудиторских мероприятий.
14.4. Во исполнение решений руководителя Департамента субъекты бюджетных процедур также выполняют меры по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков.
15. Документирование аудиторских мероприятий
15.1. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация аудиторского мероприятия.
15.2. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает формирование и хранение рабочей документации по всем проведенным аудиторским мероприятиям.
15.3. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать:
а) документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия (приказ о проведении аудиторского мероприятия и Программу аудиторского мероприятия);
б) документы, сформированные в ходе проведения аудиторского мероприятия (запросы, служебные записки, объяснения и иные документы);
в) Заключение по результатам аудиторского мероприятия;
г) документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные при выполнении Программы аудиторского мероприятия (приложения к Заключению);
д) возражения (предложения) к тексту Заключения, полученные от субъектов бюджетных процедур;
е) результат рассмотрения возражений (предложений) к тексту Заключения субъектов бюджетных процедур;
ж) отчет по результатам аудиторского мероприятия и результат его рассмотрения руководителем Департамента;
з) План устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, подготовленный субъектом бюджетных процедур, а также отчет о его выполнении;
и) результаты мониторинга выполнения Планов устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий (в случае его осуществления).
15.4. Рабочие документы проверяются руководителем аудиторской группы. При проверке рабочих документов руководитель аудиторской группы должен убедиться в том, что соответствующий пункт Программы аудиторского мероприятия выполнен и получены достаточные и уместные аудиторские доказательства для формирования выводов и рекомендаций, а также достижения целей аудиторского мероприятия.
15.5. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их несанкционированного изменения.
15.6. Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
15.7. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита имеют должностные лица и работники субъекта внутреннего финансового аудита.
В случае необходимости должностные лица и работники Департамента могут получить доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита по запросу, в котором указывается причина и перечень необходимых документов.
Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном (муниципальном) финансовом контроле.
16. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
16.1. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита формируют годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год.
16.2. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита представляется руководителю Департамента в первом квартале текущего финансового года.
16.3. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Департамента;
е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая информацию о наиболее значимых по мнению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита:
нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках;
рекомендациях и предложениях по устранению нарушений (недостатков), повышению эффективности внутреннего контроля, минимизации бюджетных рисков и повышению качества финансового менеджмента;
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и выполнения Плана устранения нарушений (недостатков) и реализации рекомендаций (предложений);
з) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (при прохождении курсов в отчетном периоде).
16.4. Отчетность подписывается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита, согласовывается первым заместителем (заместителем) руководителя Департамента, курирующим данное направление, и представляется руководителю Департамента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.