Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министра образования
Московской области
от 16.06.2021 N ПР-563
"Утверждена
приказом министра образования
Московской области
от 04.02.2020 N ПР-134
(в редакции приказа
министра образования
Московской области
от 16.06.2021 N ПР-563)
Концепция
региональной системы оценки качества образования Московской области
1. Введение
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин "качество образования" нормативно закреплен в Федеральным законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования, включающая на федеральном уровне целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации:
единый государственный экзамен, в том числе с созданием специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно - ЕГЭ, ОВЗ);
основной государственный экзамен (далее - ОГЭ) в том числе с созданием специальных условий для обучающихся с ОВЗ;
государственный выпускной экзамен (далее - ГВЭ);
национальные исследования качества образования (далее - НИКО);
всероссийские проверочные работы (далее - ВПР);
международные сравнительные исследования качества образования.
На региональном уровне этот комплекс дополняется централизованным мониторингом по достижению обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в форме региональных диагностических работ (предметных и метапредметных), состав и содержание которых ежегодно определяется в соответствии с приоритетными целями и задачами системы образования Московской области и утверждается распорядительным актом Министерства образования Московской области, мониторингом функциональной грамотности обучающихся 8 - 9-х классов общеобразовательных организаций Московской области.
Оценку знаний обучающихся общеобразовательных организаций дополняют исследования профессиональных компетенций учителей и оценка деятельности руководителей общеобразовательных организаций.
Таким образом, практика проведения оценочных и диагностических процедур в системе образования Московской области позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей и руководителей.
Важнейшим стратегическим направлением развития региональной системы оценки качества образования является обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования.
В условиях, когда количество обязательных оценочных процедур практически достигло максимума, переход к методологии управления качеством образования возможен при смещении акцента на обеспечение объективности и достоверности информации, полученной в ходе оценочных процедур, и системное использование всех результатов оценочных процедур для эффективного управления качеством образования на всех уровнях. Это значит, что система образования по итогам разных оценочных процедур должна располагать механизмами, которые позволяли бы направлять усилия и ресурсы на решение проблем, выявленных в процессе проведения оценочных процедур, и осуществлять мониторинг эффективности деятельности и использования ресурсов.
2. Цели и задачи разработки Концепции
Концепция региональной системы оценки качества образования Московской области разработана с целью определения методологических оснований развития региональной системы оценки качества образования (далее соответственно - Концепция, РСОКО), включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи РСОКО, ее объекты и содержание. Концепция включает также описание используемых в образовательной системе Московской области механизмов и процедур оценки качества образования, организационную структуру РСОКО. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты и направления управленческих решений по результатам мероприятий РСОКО на всех уровнях принятия решений.
Основными задачами, решаемыми РСОКО на основе Концепции, являются:
развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся на разных ступенях обучения в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся по адаптированным основным образовательным программам;
развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения ее направленности на индивидуальное развитие обучающихся и повышение их конкурентоспособности;
формирование механизмов обеспечения объективности региональных и федеральных оценочных процедур;
развитие механизмов управления качеством образования; повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении его результатов.
3. Ключевые понятия Концепции
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества образования - оценка образовательных достижений обучающихся (предметных и метапредметных) на разных уровнях обучения в общеобразовательных организациях, качества реализуемых образовательных программ, условий организации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности муниципальных систем образования и всей образовательной системы Московской области.
Механизмы оценки качества образования - совокупность принятых и осуществляемых в образовательной системе процедур оценки образовательных достижений обучающихся (предметных и метапредметных) на разных уровнях обучения в общеобразовательных организациях, качества реализуемых образовательных программ, условий организации образовательного процесса в конкретной общеобразовательной организации, деятельности муниципальных систем образования и всей образовательной системы Московской области.
Процедуры оценки качества образования - официально установленные, предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценки образовательных достижений обучающихся (предметных и метапредметных) на разных уровнях обучения в общеобразовательных организациях, качества реализуемых образовательных программ, условий организации образовательного процесса в конкретной общеобразовательной организации, деятельности муниципальных систем образования и всей образовательной системы Московской области.
РСОКО - совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил, механизмов и процедур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе объективную оценку образовательных достижений обучающихся (предметных и метапредметных) на разных уровнях обучения в общеобразовательных организациях, качества реализуемых образовательных программ, условий организации образовательного процесса, образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности муниципальных систем образования и всей образовательной системы Московской области.
4. Содержательные принципы оценки качества общего образования
Ориентация на потребности и интересы обучающихся. Это означает необходимость соотнесения результатов оценки качества образования с потребностями и способностями обучающихся на разных уровнях обучения в общеобразовательных организациях. Используемые критерии качества образования должны стимулировать развитие образовательных методик, технологий и управленческих механизмов, ориентированных на наиболее полный учет организациями системы образования потребностей и интересов обучающихся, на повышение возможностей для их самореализации.
Ориентация на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (далее - ФГОС), устанавливающие требования к базовым компонентам образовательной деятельности - условиям, программам и результатам образования. ФГОС направлены на формирование единого образовательного пространства в Российской Федерации, что предполагает формирование единых требований к результатам обучения всех обучающихся общеобразовательных организаций страны.
Развитие современных инструментов оценки качества образования. Ориентация на оценивание как подготовки обучающихся, так и образовательной деятельности:
оценка культуры самооценки общеобразовательных организаций, внедрение технологий формирующего оценивания как способа продвижения к поставленным целям обучения с учетом целей и особенностей участников образовательных отношений;
оценка освоения образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
оценка степени соответствия подготовки обучающихся на разных уровнях обучения в общеобразовательных организациях требованиям ФГОС к результатам;
оценка степени соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной деятельности;
оценка степени соответствия предметной и метапредметной подготовки обучающихся их потребностям, потребностям предприятий и учреждений;
оценка степени соответствия образовательной деятельности потребностям обучающихся, потребностям профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, предприятий и учреждений, потенциальными будущими работниками которых являются обучающиеся в общеобразовательных организациях Московской области.
Проведение ежегодного комплексного анализа данных о качестве образования. Данный принцип является важнейшей основой интеграции всего спектра мероприятий по оценке качества образования, которые проводились, проводятся и будут проводиться в Московской области. В рамках комплексного анализа выявляются проблемы, тенденции и закономерности, оценивается эффективность принимаемых управленческих решений, выявляется позитивный управленческий опыт, формируются или корректируются критерии оценки качества образования на всех уровнях управления образованием.
Ориентация на сравнительные международные исследования TIMSS, PIRLS и PISA в качестве примеров воплощения практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
5. Организационно-технологические механизмы оценки качества общего образования
Оценка качества общего образования предполагает ежегодное проведение следующих мероприятий:
ЕГЭ;
ОГЭ;
ГВЭ;
НИКО;
ВПР;
участие в международных сравнительных исследованиях качества образования;
участие в проведении необходимых процедур оценки качества образования, предусмотренных Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденными совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
централизованный мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения в общеобразовательных организациях в форме предметных и метапредметных региональных диагностических работ;
мониторинг функциональной грамотности обучающихся 8 - 9-х классов общеобразовательных организаций Московской области;
исследования профессиональных компетенций учителей и оценка деятельности руководителей общеобразовательных организаций;
проведение комплексного анализа качества образования, в том числе по параллелям и уровням образования, в разрезе общеобразовательных организаций, муниципальных образовательных систем и образовательной системы Московской области;
информирование всех заинтересованных сторон о результатах оценки. Помимо традиционных инструментов оценки, таких как выполнение обучающимися промежуточных и итоговых контрольных (аттестационных) работ по дисциплинам учебного плана, сбор данных об условиях реализации образовательных программ, в РСОКО должны использоваться социологические методы исследования, исследования на основе сопоставительных выборок, портфолио обучающихся и т.п.
Для обеспечения объективности результатов оценки качества образования в качестве основных организационно-технологических механизмов реализации указанных мероприятий используются Федеральная информационная система оценки качества образования (далее - ФИС ОКО), Единая автоматизированная информационная система оценки качества образования в Московской области (далее - ЕАИС ОКО).
С целью организации контроля соблюдения всех положений и регламентов проведения оценочной процедуры привлекаются независимые, общественные наблюдатели; обеспечивается присутствие в пунктах проведения оценочной процедуры представителей Министерства образования Московской области (далее - Министерство) и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования (далее - МОУО), при необходимости организуется видеонаблюдение. К проверке заданий с развернутым ответом привлекаются независимые эксперты.
Серьезным ресурсом для реализации мероприятий по оценке качества образования является сообщество региональных и муниципальных координаторов, сформировавшееся в течение последних лет в Московской области в рамках проведения всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, региональных диагностических работ и других мероприятий.
6. Управленческие механизмы оценки качества общего образования
Оценка качества общего образования строится на основе следующих управленческих принципов:
учет имеющегося отечественного опыта в сфере оценки качества образования;
учет реальной проблематики системы образования Московской области, формирование управленческих инструментов и механизмов, направленных на решение этих проблем, а также формирование инструментов оценки эффективности их решения;
ориентация на развитие механизмов управления качеством образования, направленных на реализацию ключевых приоритетов развития системы общего образования в Московской области;
выявление и распространение позитивных управленческих практик, касающихся значимых аспектов деятельности системы общего образования, что возможно только в случае регулярного участия всех заинтересованных групп пользователей в анализе, обсуждении и применении результатов оценки; повышение мотивации участников образовательных отношений; стимулирование большей вовлеченности всех участников образовательных отношений и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, МОУО в решение актуальных задач, связанных с модернизацией образования и повышением качества образования;
использование широкого спектра критериев и показателей оценки качества образования на всех уровнях управления образованием (формирование критериев и показателей оценки качества образования является частью деятельности всех участников образовательных отношений, а также центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и МОУО, осуществляемой в целях развития механизмов управления качеством образования; при этом критерии и показатели в каждом конкретном случае должны быть сопоставлены с целями индивидуализации обучения каждого ученика, развития образовательной организации, муниципальной или региональной системы образования и обеспечивать оценку продвижения к достижению этих целей; важным требованием к формулировке критериев и показателей является отсутствие негативных последствий для системы образования в результате их применения; критерии и показатели не должны стимулировать участников образовательных отношений к искусственному завышению показателей или к внедрению управленческих решений, негативно сказывающихся на качестве или доступности образования);
обеспечение возможности использования результатов оценки для управления качеством образования на всех уровнях системы общего образования Московской области;
ежегодное общественно-профессиональное обсуждение результатов функционирования и развития системы общего образования Московской области.
Важной частью управленческого механизма оценки качества образования должен являться ежегодный анализ и общественно-профессиональное обсуждение результатов функционирования и развития системы общего образования Московской области, поскольку организация мероприятий в каждый следующий год должна осуществляться с учетом выводов и рекомендаций, полученных по результатам прошедшего года. Результаты данного обсуждения могут реализовываться в том числе при совершенствовании всего спектра процедур оценки качества общего образования.
7. Порядок информирования всех заинтересованных сторон о результатах оценки
В рамках мероприятий по оценке качества общего образования реализуется следующий порядок информирования заинтересованных сторон:
информирование граждан, в том числе обучающихся и их родителей (законных представителей), посредством размещения актуальной информации на сайтах Министерства, МОУО и подведомственных организаций, публикаций в прессе, проведения пресс-конференции по итогам каждого календарного года;
информирование общеобразовательных организаций - участниц мероприятий по оценке качества образования о конкретных промежуточных и итоговых результатах оценки посредством передачи информации через личные кабинеты этих общеобразовательных организаций в ФИС ОКО и ЕАИС ОКО;
информирование органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, посредством размещения соответствующих информационных материалов в личных кабинетах в ФИС ОКО и ЕАИС ОКО;
общественно-профессиональное обсуждение результатов функционирования и развития системы общего образования Московской области в Министерстве и подведомственных ему общеобразовательных организациях, на конференциях, семинарах, круглых столах и т.п.
8. Организационная структура РСОКО
Организационная структура РСОКО включает:
Министерство;
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления";
МОУО;
общеобразовательные организации, расположенные на территории Московской области;
общественные институты.
9. Планируемые результаты реализации Концепции
РСОКО будет:
приведена в соответствие с изменившимся требованиями федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества образования (в части содержания, механизмов и процедур оценки качества образования);
способна учитывать экономические, общественно-политические и социокультурные особенности Московской области;
готова применять инновационные процедуры оценки качества образования;
готова привлекать экспертное сообщество к участию в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования в Московской области;
готова применять эффективные средства информационного, методического и технического сопровождения современных механизмов и процедур оценки качества образования в Московской области;
готова информировать потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Московской области.
В целом РСОКО будет эффективно функционировать как часть общероссийской системы оценки качества образования, будет служить объективной информационной основой принятия эффективных управленческих решений в сфере оценки качества образования для всех уровней управления системой образования Московской области и выступать действенным механизмом управления качеством образования на региональном уровне.".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра образования Московской области от 16 июня 2021 г. N ПР-563 "О внесении изменений в приказ министра образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.