Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Белоусова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.Н. Белоусов оспаривает конституционность:
части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", предоставляющей лицам, которым установлены пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с данным Законом Российской Федерации, право на одновременное получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях";
статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", содержащей положения об индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которому суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным данным Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", предусматривающей категории застрахованных лиц, которым осуществляется единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
подпункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", закрепляющего понятие пенсионных накоплений;
частей 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющих условия назначения страховой пенсии по старости в виде наличия, соответственно, не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30;
пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", определяющего понятие средств пенсионных накоплений.
Как следует из представленных материалов, А.Н. Белоусов получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и после ее назначения осуществлял трудовую деятельность. По достижении в 2019 году возраста 60 лет он обратился с заявлением о назначении единовременной выплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в чем ему было отказано, поскольку законодательство предусматривает возможность единовременной выплаты только пенсионных накоплений, которые у А.Н. Белоусова не формировались.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают возможности выплаты расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов, перечисленных работодателем, лицам, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и которые не приобрели право на страховую пенсию по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения. Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты.
В системе обязательного пенсионного страхования установлены различные виды обязательного страхового обеспечения. В частности, для граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусмотрено право на страховую пенсию при соблюдении ими условий, закрепленных законодательством (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях"). В случае формирования пенсионных накоплений для указанных лиц наряду со страховыми пенсиями в качестве обязательного страхового обеспечения предоставляется право на выплаты за счет средств пенсионных накоплений, в том числе в виде накопительной пенсии и единовременной выплаты (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункты 1 и 3 статьи 2 и статья 3 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений").
Указанные виды обязательного страхового обеспечения финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имеющих неналоговый индивидуально-возмездный характер. В Пенсионном фонде Российской Федерации они персонифицируются применительно к каждому из застрахованных лиц и наряду с иными сведениями отражаются на их индивидуальных лицевых счетах: в общей части - суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, направляемых на финансирование страховой пенсии, в специальной части - суммы взносов, поступивших на финансирование накопительной пенсии, и иных средств пенсионных накоплений (пункт 1 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статья 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О накопительной пенсии").
Учтенные на индивидуальном лицевом счете (в общей и специальной частях) страховые взносы формируют разные виды страхового обеспечения, которые выплачиваются при наступлении страхового случая. При этом страховая пенсия, в отличие от накопительной пенсии и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и основана на принципе солидарности поколений.
Для застрахованных лиц, получающих пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, с принятием Федерального закона от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", в том числе дополнившим статью 7 названного Закона Российской Федерации частью четвертой, в системе обязательного пенсионного страхования была предоставлена возможность реализации пенсионных прав, формирование которых обеспечивалось уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такое правовое регулирование, установленное с учетом правовых позиций, выраженных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О и от 11 мая 2006 года N 187-О, не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний статьи 35 Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 622-О-О, от 18 октября 2012 года N 1948-О, от 24 июня 2014 года N 1471-О, от 20 ноября 2014 года N 2712-О, от 28 марта 2017 года N 519-О и др.).
2.2. В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования с 1 января 2015 года законодатель, устанавливая новое правовое регулирование и изменяя механизм исчисления страхового обеспечения, в качестве условий назначения страховой пенсии по старости предусмотрел необходимость наличия страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При этом в статье 35 данного Федерального закона установлены переходные положения, предусматривающие поэтапное увеличение продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, и величины индивидуального пенсионного коэффициента, при наличии которой назначается указанная пенсия, а также возможность их определения для назначения страховой пенсии по старости на общих условиях - на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона (в 2019 году - 60 лет 6 месяцев для мужчин и 55 лет 6 месяцев для женщин).
Таким образом, при переходе к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения в рамках системы обязательного пенсионного страхования обеспечивалась необходимая стабильность правового регулирования, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Исходя из предназначения пенсионных накоплений и социально-правовой природы страхового взноса в системе обязательного пенсионного страхования для их формирования, законодатель предусмотрел для лиц, у которых сформированы пенсионные накопления, возможность осуществления единовременной выплаты таких средств, в том числе в случае получения ими иных видов пенсионного обеспечения и отсутствия права на установление страховой пенсии по старости - по достижении возраста 60 и 55 лет соответственно мужчинами и женщинами (пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"). Само по себе использование разных механизмов пенсионного обеспечения для различных категорий граждан предусмотрено законодателем в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания.
Следовательно, оспариваемые законоположения являются необходимыми элементами правового механизма пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, в том числе предоставляющего возможность постепенной адаптации граждан к изменению условий и порядка его предоставления, направлены на обеспечение гарантированного исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, имеющего возможность реализовать право на страховую пенсию по старости на условиях, действовавших на момент достижения им в 2019 году возраста 60 лет, и не формировавшего пенсионные накопления.
Разрешение же вопроса об отнесении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенных на финансирование страховой пенсии по старости, к пенсионным накоплениям и их единовременной выплате лицам, не приобретшим право на установление страховой пенсии по старости и получающим иные виды пенсионного обеспечения, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Белоусова Александра Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 972-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Белоусова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями ряда нормативных правовых актов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)