Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Костромской областной Думы
от 10 июня 2021 года N 230
Обращение
Костромской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину о необходимости внесения ряда изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Михаил Владимирович!
Одной из наиболее значимых социальных проблем современной России является увеличивающаяся в масштабах наркотизация населения, которая разрушает здоровье и жизни миллионов граждан нашей страны, подрывает жизнеспособность российского общества и государства.
До настоящего времени не утратила своей актуальности проблема организации работы по выявлению преступлений, предусмотренных статьей 232 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), связанных с содержанием притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее - наркотики).
По-прежнему организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотиков является одним из основных факторов, способствующих распространению наркомании в стране.
Общественная опасность данных преступлений состоит в том, что субъект преступления преднамеренно создает благоприятные условия для немедицинского потребления наркотиков. Эти преступления служат источником наживы и паразитического образа жизни лиц, распространяющих наркотики, и способствуют их сбыту. Именно в притонах чаще всего происходит процесс приобщения к наркотикам, склонения и последующего вовлечения в наркоманию новых потребителей, в том числе несовершеннолетних. Создаются благоприятные условия для подготовки и совершения других тяжких и особо тяжких преступлений (краж, грабежей, разбоев), а также распространения опасных болезней (СПИД, гепатиты В и С).
В 2019 году на территории Российской Федерации сотрудниками органов внутренних дел привлечено к уголовной ответственности за совершение преступлений указанной категории 1048 лиц. В 2020 году данный показатель составил 854 лица. В 1 квартале 2021 года - всего 224.
Аналогичная ситуация характерна и для Костромской области. Так, в 2019 году на территории региона привлечено к уголовной ответственности 11 лиц - содержателей притонов, в 2020 году - 5, в 1 квартале 2021 года - всего 1 лицо.
Таким образом, прослеживается явная тенденция к значительному снижению эффективности работы по выявлению лиц, причастных к данному асоциальному явлению.
Анализ оперативной информации и структуры изъятий из незаконного оборота подконтрольных веществ по возбужденным уголовным делам показывает, что на территории Костромской области, как и в целом по России, наблюдается стабильно высокий объем незаконного оборота новых видов синтетических психоактивных веществ (около 40%).
В большинстве субъектов страны, в том числе в связи с введением предметно-количественного учета кодеиносодержащих препаратов, отмечается такая характерная черта регионального наркорынка, как отсутствие фактов кустарного производства наркотиков для их последующего потребления (дезоморфин, первитин). Основную долю изъятий составляют синтетические наркотические средства и наркотики каннабисной группы, представляющие собой готовые к потреблению формы, не требующие создания каких-либо особых условий или наличия приспособлений для их употребления.
При этом потребление в наркопритоне новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также сильнодействующих и одурманивающих веществ, вообще не образует состава преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ.
Кроме того, согласно диспозиции статьи 232 УК РФ, событие данного преступления составляют три самостоятельные формы: это организация притона, его содержание и систематическое предоставление помещений для потребления наркотиков.
После введения законодателем третьей формы (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 381-ФЗ), уголовные дела по двум вышеуказанным формам (организация и содержание притона) стали возбуждаться в единичных случаях.
Примечание к статье 232 УК РФ раскрывает понятие "системности" (более двух раз) предоставления помещения для потребления наркотиков.
Учитывая осведомленность содержателей притонов о вышеуказанных нормах действующего законодательства, в целях избежания ответственности за содеянное, они прекращают свои противоправные действия после фиксации второго факта или продолжают совершать преступную деятельность по новому адресу. При этом смена адресов способствует вовлечению новых лиц в ряды наркозависимых.
Между тем, предварительная проверка информации о функционировании наркопритона предполагает обширный круг проверочных мероприятий, а непосредственное документирование противоправной деятельности включает в себя длительный, сложный, динамичный процесс, требующий скоординированных действий ряда подразделений органов внутренних дел.
И, самое главное, законодательством не предусмотрен какой-либо вид ответственности за разовое, а также неоднократное или несистематическое предоставление помещений для потребления наркотиков, в связи с чем притоносодержатель, не понеся наказания, чувствуя свою безнаказанность, может продолжить заниматься преступной деятельностью либо предоставлять помещения по другим адресам.
Следует отметить, что деятельность таких лиц оказывает негативное влияние на здоровье населения и общественную нравственность, подрывает доверие граждан к правоохранительным органам и имеет негативный социально-экономический эффект.
Таким образом, организация работы в данной сфере требует обращения на себя пристального внимания, в том числе и на законодательном уровне.
Предлагаем дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормой с административной преюдицией, которая предусматривает ответственность за однократное (разовое) предоставление помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также сильнодействующих и одурманивающих веществ.
В случае реализации данной инициативы возникнет необходимость внесения изменений в статью 232 УК РФ в части исключения из диспозиции указанной статьи признака "системности" и замены его на признак "неоднократности". Предлагаем изложить статью в следующей редакции:
"Организация либо содержание притонов или неоднократное предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также сильнодействующих и одурманивающих веществ.",
а в примечании к рассматриваемой статье раскрыть признак "неоднократности" и изложить примечание в следующей редакции:
"Под неоднократностью предоставления помещений в настоящей статье понимается предоставление помещений лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.".
Это позволит привлечь к ответственности не только лиц, систематически предоставляющих помещение с целью потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, но и лиц, предоставивших помещение для указанных целей хотя бы один раз, что в свою очередь можно рассматривать в качестве профилактического, превентивного воздействия в данной сфере.
Считаем, что подобные предложения являются актуальными и обоснованными. Их реализация позволит повысить эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Костромской областной Думы от 10 июня 2021 г. N 230 "Об обращении Костромской областной Думы к Председателю... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.