Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 мая 2021 г. N 03-07-08/39500
Вопрос: Компания ООО владеет воздушным судном (самолетом) для использования в нерегулярных чартерных перевозках пассажиров (бизнес-авиация) и планирует заключать с заказчиками в отношении самолета договора фрахтования (воздушного чартера), выступая в качестве Фрахтовщика (ст. 104 ВК РФ). ООО не является эксплуатантом воздушного судна и не имеет Сертификата эксплуатанта (ст. 61 п. 3 ВК РФ), для целей летно-технической эксплуатации ООО заключило договор возмездного оказания услуг по Летно-технической эксплуатации воздушного судна с авиакомпанией-эксплуатантом, имеющей Сертификат эксплуатанта, воздушное судно включено в спецификации Сертификата эксплуатанта данной авиакомпании-эксплуатанта.
Какую ставку НДС должна применять компания ООО при выполнении перевозки пассажиров на воздушном судне по договорам фрахтования (воздушного чартера) с привлечением третьей стороны в качестве перевозчика и эксплуатанта воздушного судна?
Согласно пп. 4, 4.1, 4.2, 4.3 п. 1 , пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ Компании, оказывающие услуги по внутренним и международным перевозкам пассажиров и багажа, в зависимости от пункта отправления/назначения, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговым ставкам 10 процентов и 0 процентов соответственно.
Согласно п. 2 ст. 100 Воздушного кодекса РФ 2. Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).
Согласно ст. 104 ВК РФ и ст. 787 ГК РФ договор фрахтования (воздушный чартер) - это вид договора перевозки.
Из норм ст. 104 ВК РФ, ст. 787 ГК РФ следует, что договор воздушного чартера не предусматривает обязанность фрахтовщика исполнить обязательство лично, устанавливая в качестве условия договора воздушного чартера лишь обязанность фрахтовщика предоставить фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов воздушные суда или часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Таким образом, закон допускает передачу обязанности по непосредственному выполнению воздушной перевозки другому лицу - перевозчику.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2014 г. N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
Указанный вывод содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 303-КГ14-4910.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 мая 2007 года N 372-О-П, налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением услуг, указанных в подпунктах 4.1, 4.2 и 4.3 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Услуги, поименованные в вышеуказанных подпунктах 4.1, 4.2 и 4.3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Таким образом, при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, оказанных, в том числе с привлечением третьих лиц, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговым ставкам 10 процентов и 0 процентов соответственно.
Что касается пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33, упоминаемого в письме, то положения указанного пункта относятся к нормам подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, которым регулируются вопросы применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции, при организации такой международной перевозки.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа, оказанные в том числе с привлечением третьих лиц, облагаются НДС ставкам 10% и 0% соответственно.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 мая 2021 г. N 03-07-08/39500
Текст письма опубликован не был