В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 28 сентября 2012 года N 102-оз "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая решение Общественного совета при Департаменте промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 16 июня 2021 года N 9), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2012 года N 195-п "О Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" следующие изменения:
1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1.1. Концепцию развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) (приложение 1).
1.2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции (приложение 2).".
2. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 1 июня 2012 года N 195-п
Концепция
развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Раздел I. Общие положения
Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) за счет создания условий для дальнейшего развития туристской инфраструктуры и туристских территорий автономного округа, приоритетных и перспективных видов туризма, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках.
Концепция учитывает Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"), основные положения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р (далее - Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года), законов автономного округа от 28 сентября 2012 года N 102-оз "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 27 июля 2020 года N 70-оз "О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия социально-экономического развития Югры до 2030 года).
Основные понятия, используемые в Концепции, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Югры до 2030 года туризм является одним из направлений инновационного сценария развития экономики автономного округа в том числе за счёт туристских проектов, реализуемых и планируемых к реализации субъектами креативных индустрий.
Въездной туризм является важнейшей экспортно-ориентированной отраслью и наиболее выгодным потребительским сегментом, представляющим важное значение сервисной экономики. Внутренний туризм рассматривается как один из сегментов креативных индустрий и импортозамещающих отраслей.
Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на совершенствование таких сфер сервисной экономической деятельности как услуги коллективных средств размещения, конгрессно-выставочных центров, транспорта, связи, торговли, производства сувенирной продукции, общественного питания, а также выступит катализатором социально-экономического подъема муниципальных образований автономного округа.
Концепция предусматривает установление основных направлений развития туризма, инструментов создания конкурентоспособных региональных турпродуктов и продвижения их на российский и международный рынки, развитие инфраструктуры туристской отрасли в автономном округе с учетом обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия, внедрения стандарта кадрового обеспечения для предприятий туризма автономного округа, а также повышения эффективности системы их регулирования и саморегулирования.
1. Текущее состояние отрасли туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Динамика развития отрасли туризма в автономном округе до 2020 года характеризовалась ростом большинства показателей, но в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в 2020 году отмечен их спад.
По статистическим данным (https://www.fedstat.ru), количество коллективных средств размещения в 2020 году составило 231 единицу, на 2% меньше по сравнению с 2019 годом и на 16% по сравнению с 2018 годом (275 коллективных средств размещения).
Номерной фонд (число мест в коллективных средствах размещения), по данным Росстата, в 2020 году составил 12 880 мест, что на 1% меньше показателя 2019 года (12 917 мест) и на 2% показателя 2018 года (13 134 места).
До 2020 года отмечался рост показателей внутреннего туризма (595,5 тыс. туристов в 2018 году, 570,9 тыс. туристов в 2019 году, в 2020 году - 344,5 тыс. туристов).
Заполняемость мест размещения в автономном округе составляла в среднем не более 40% (данные "Аналитика туристических потоков региона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" ООО "Технологии отраслевой трансформации" (по заказу Фонда развития Югры)).
В 2020 году объем платных услуг, оказанных населению (услуги туристических агентств, туроператоров, прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги) по сравнению с 2019 годом уменьшился на 47,5% и составил 1 163,7 млн. рублей (2019 год - 2 216,6 млн. рублей). В 2018 году данный показатель составлял 2 190,1 млн. рублей (https://www.fedstat.ru).
Объем платных услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения, в 2020 году уменьшился на 47,6% к показателю 2019 года и составил 1 022,1 млн. рублей (в 2019 году - 1 952,3 млн. рублей, в 2018 году - 1 882,7 млн. рублей).
По данным Управления федеральной налоговой службы по автономному округу, налоговые поступления по собирательной классифицированной группировке видов экономической деятельности "Туризм" в 2020 году составили 2 985,7 млн. рублей, что на 16,8% меньше показателя 2019 года (3 590,0 млн. рублей), в 2018 году данный показатель составил 2 397,5 млн. рублей.
Численность работающих по собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" в 2020 году составила 2,24 тыс. человек, что на 60% меньше показателя 2019 года (3,64 тыс. человек), в 2018 году данный показатель составил 3,9 тыс. человек.
В 2018 - 2019 годах в автономном округе наблюдался устойчивый равномерный рост числа туристов в среднем на 20-22% и их трат на 25%.
Согласно данным платежных систем 99% от туристического потока - граждане Российской Федерации. Основными регионами, из которых приезжают туристы, являются Тюменская, Свердловская, Томская, Московская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский край и город Москва. В 2019 году транзитный трафик по территории автономного округа составил более 30 тыс. машин ежедневно.
Средний возраст основных посетителей автономного округа - 25-54 года, лица 65(+) - 5%. Около половины посетителей автономного округа имеют ежемесячный доход от 27 до 90 тыс. рублей. Туристы с доходом более 90 тыс. рублей составляют около 14% общего турпотока.
2. Факторы, сдерживающие развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
К факторам, сдерживающим развитие туризма в автономном округе, относятся:
недостаточно развитая, а в ряде районов отсутствующая туристская и инженерная инфраструктура, в том числе гостиницы, базы отдыха, сети энергоснабжения, водоснабжения, очистные сооружения и т. д.;
большая площадь территории автономного округа, большие расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения;
характерные для автономного округа рельефно-ландшафтные особенности (высокая заболоченность и обводненность территории) существенно осложняют строительство постоянных дорог к некоторым населенным пунктам и требуют значительных капитальных вложений;
недостаток объектов качественной придорожной инфраструктуры;
сезонность услуг некоторых объектов туристской индустрии;
низкая инвестиционная привлекательность туристской отрасли, длительные сроки окупаемости инвестиционных туристских проектов;
недостаток потенциальных инвесторов для реализации туристских проектов;
недостаток квалифицированных кадров организаций туристской индустрии, отсутствие языковой подготовки работников в сфере туризма и сопутствующих сфер;
отсутствие системы обучения экскурсоводов, гидов-переводчиков, гидов-проводников;
низкий уровень сервиса на туристских предприятиях автономного округа;
высокая себестоимость туристских услуг, в том числе следствие высоких расходов на коммунальные услуги, аренду нежилых помещений, горюче-смазочные материалы;
недостаточность базовых знаний и навыков у субъектов малого и среднего предпринимательства для формирования креативных продуктов в сфере оказания туристских услуг (программ);
низкая узнаваемость российских туристских брендов автономного округа на зарубежных рынках и внутри России, в том числе наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий;
недостаточность развития цифровой инфраструктуры и сервисов, цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;
недостаточный уровень конкуренции среди туроператоров, осуществляющих деятельность в автономном округе, по сравнению с близлежащими регионами (автономный округ - 8 туроператоров, Тюменская область - 34 туроператора, Ямало-Ненецкий автономный округ - 12 туроператоров, Свердловская область - 69).
Раздел II. Ключевые цели и задачи развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
1. Цели и целевые показатели
Целями Концепции являются:
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в автономном округе за счет создания условий для дальнейшего развития туристской инфраструктуры, приоритетных и перспективных видов туризма, формирования и продвижения качественных, конкурентоспособных и креативных туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках;
повышение качества жизни населения автономного округа через увеличение доступности туристских услуг.
Целевые показатели развития туризма в автономном округе на период до 2030 года составляют:
рост количества туристов от 570,9 тыс. человек в 2019 году до 1 073,2 тыс. человек в 2030 году;
увеличение объема платных туристских услуг с 6 010,1 млн. рублей в 2019 году до 11 964,0 млн. рублей в 2030 году.
2. Задачи
Задачами развития туризма в автономном округе являются:
развитие туристской инфраструктуры, в том числе безбарьерной среды на объектах туристской индустрии;
формирование качественных, конкурентоспособных и креативных туристских продуктов автономного округа;
повышение доступности туристских продуктов автономного округа;
повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения туризма, развитие языковой подготовки работников сферы туризма;
стимулирование спроса туристских продуктов автономного округа на внутреннем и внешнем рынках, в том числе в цифровой среде.
Раздел III. Приоритеты и инструменты развития туризма
При реализации Концепции планируется внедрение системы туристско-рекреационного зонирования территории автономного округа с учетом агломерационного подхода, развитие туристских территорий, разработка и применение механизмов стимулирования для создания инфраструктуры и формирования качественных, конкурентоспособных турпродуктов, проведение активной маркетинговой политики по продвижению турпродуктов на российский и международный туристские рынки.
Концепция устойчивого туризма достигается путем создания правовых, экономических механизмов, позволяющих рационально использовать имеющиеся ресурсы, сохранять историко-культурное и природное наследие, а также использовать программно-целевой метод управления, позволяющий решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности исполнительных органов государственной власти всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
Развитие туристско-рекреационного комплекса требует создания современного, совершенного механизма управления туристскими ресурсами и туристской отраслью автономного округа. Вместе с тем механизм управления должен обеспечивать эффективное развитие туризма как межотраслевого комплекса, объединяющего и генерирующего развитие как ряда сопутствующих, так и обеспечивающих отраслей экономики автономного округа.
Основными инструментами развития туризма в автономном округе являются государственная программа автономного округа "Развитие промышленности и туризма", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 357-п, региональный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" (шифр проекта: 106-П00, дата запуска: 22 января 2021 года), задачами которого являются повышение доступности поездок по автономному округу в условиях комфортной и безопасной туристической среды для жителей автономного округа, внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха, создание современной туристической инфраструктуры.
1. Развитие туристских территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В соответствии с имеющимися туристскими ресурсами, имеющейся инфраструктурой, с учетом агломерационного зонирования, туристского спроса и возможностей муниципальных образований автономного округа, определены приоритетные и перспективные туристские территории автономного округа (приложение 2 к Концепции).
Приоритетные туристские территории:
Березовский муниципальный район - Приполярный Урал;
г. Когалым - восточная часть Сургутского муниципального района;
г. Нижневартовск - Нижневартовский муниципальный район - г. Мегион - г. Лангепас;
г. Сургут - Сургутский муниципальный район - г. Нефтеюганск - Нефтеюганский муниципальный район;
г. Ханты-Мансийск - Ханты-Мансийский муниципальный район.
Перспективные туристские территории:
Белоярский муниципальный район;
г. Нягань - Октябрьский муниципальный район;
г. Урай - Кондинский муниципальный район;
г. Югорск - Советский муниципальный район.
С целью эффективного развития туризма необходимо в первую очередь (на 2-м этапе реализации Концепции, в 2023 - 2026 годах) сфокусировать усилия на приоритетных туристских территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом для создания конкурентоспособных туристских продуктов, в том числе событийных туристских мероприятий. Здесь в первую очередь получит развитие внутренний туризм и межмуниципальные путешествия для югорчан и в ближайшей перспективе - въездной туризм для российских и зарубежных туристов путем развития имеющейся туристкой инфраструктуры, повышения клиентоориентированности, качества услуг, строительства новых туристских объектов и создания новых туристских услуг и продуктов.
Перспективные туристские территории - это территории, на которых планируется развитие имеющейся туристкой инфраструктуры, повышения клиентоориентированности и качества услуг. Акцент на этих территориях будет направлен на внутренний туризм и межмуниципальные путешествия для югорчан. В перспективе (на 3-м этапе реализации Концепции, в 2027 - 2030 годах) эти территории станут новыми дестинациями для въездного туризма как для внутрироссийских, так и зарубежных туристов.
2. Развитие приоритетных и перспективных видов туризма
Учитывая востребованность туристских программ и услуг, тенденции мирового и российского туризма, в качестве приоритетных определены следующие виды туризма: деловой, событийный, этнографический, активный, рыболовно-охотничий, культурно-познавательный.
По этим видам туризма турпоток составляет около 90% от общего числа туристов в автономном округе, тем не менее в ближайшей перспективе дальнейшее развитие туристской инфраструктуры, формирование и продвижение актуальных и инновационных туристских продуктов по приоритетным видам туризма является необходимым условием для усиления конкурентоспособности автономного округа на внутреннем и международном туристских рынках.
В качестве перспективных следует выделить экологический, гастрономический, медицинский и лечебно-оздоровительный, сельский, промышленный, водный, детский, семейный и молодежный виды туризма, которые требуют более значительных ресурсов как финансовых и административных, так временных и кадровых.
Территориальное распределение развития приоритетных и перспективных видов туризма указано в описании туристских территорий.
Кроме того, в Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года определены отдельные виды туризма, для развития которых требуется предусмотреть специальные меры государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма отнесены детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой.
В целях развития культурно-познавательного туризма необходимо повышение формирования туристической привлекательности музеев, в том числе за счет реализации современных коммуникационных методов, отдельных форм и средств донесения социокультурной информации до туристов разных возрастных групп, повышение квалификации гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков, экскурсионного оборудования, строительство мест стоянок автобусов, удобных подъездных дорог ко всем популярным достопримечательностям и объектам туристского показа.
В первую очередь историко-культурный потенциал автономного округа будет способствовать увеличению внутреннего туристского потока, культурно-познавательного и детского видов туризма.
Детский и семейный виды туризма получат развитие в том числе за счет создания современного экскурсионного автобусного парка, расширения придорожной инфраструктуры, ориентации отдельных отелей, хостелов для детей и семей с детьми, расширения спектра программ на объектах туристской индустрии, ориентированных на детей.
Необходима интеграция детских туристских программ в программы внеурочных занятий образовательных организаций общего образования автономного округа как элемента профориентации и патриотического воспитания детей.
Для молодых путешественников необходимо развитие системы недорогих, но комфортных мест размещения, привлекательных туристских дестинаций для новых впечатлений, ощущений, знакомств, познания мира и проведения досуга как большими компаниями, так и для индивидуальных туристов. Предлагаемый молодежи туристический продукт должен быть относительно недорогим, но в то же время пропитанным духом авантюризма и приключений.
Необходима системная программа продвижения молодежного туризма на территории автономного округа: проведение молодежных форумов, экспедиций, событийных мероприятий, создание дополнительных точек притяжения, фотолокаций для данной целевой аудитории.
Учитывая задачи устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, обозначенные в стратегических документах федерального и регионального уровней, необходимо повысить доступность мер государственной поддержки проектов этнографического туризма для представителей коренных малочисленных народов Севера и их общин.
В перспективе требуется также уделить внимание развитию туристских этнографических программ не только на основе культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, но и культуры и традиций других народов, проживающих в автономном округе.
При подготовке к проведению деловых событий организаторам необходимо включать в программы сателлитные культурные, спортивные, экскурсионные и рекреационные мероприятия. Это стратегия трансформации коротких утилитарных бизнес-визитов в культурно-познавательный, рекреационный, нередко семейный туризм на более длительный период.
Событийный туризм является одним из наиболее заманчивых для привлечения туристов из регионов России и зарубежных стран. В дальнейшем необходимо дополнять форматы проведения событийных мероприятий туристическим аспектом. Именно такие крупные событийные мероприятия рекомендуются для включения в Календарь событийных мероприятий автономного округа, которым будет оказана поддержка в части их продвижения на окружной, региональный и федеральный туристские рынки.
С целью развития активного туризма необходимо создание дополнительной инфраструктуры (кемпинги, глэмпинги, базы отдыха, точки сервисного обслуживания и т.д.) через государственную поддержку, а также обучение гидов-проводников и инструкторов.
Для дальнейшего развития экологического туризма необходимо создание инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях: экологических троп, оборудованных дорожек, смотровых площадок, мест отдыха и размещения туристов, информационных табло, знаков навигации и т.д. С этой целью предполагается создать туристским компаниям и особо охраняемым природным территориям, расположенным в автономном округе, экономические условия.
Развитие медицинского и оздоровительного туризма в автономном округе в том числе требует разработки и внедрения единой системы клиентского сервиса, предполагающего реализацию принципа "одного окна" для потенциальных клиентов и пользователей услуг медицинских организаций и санаториев.
Единая система клиентского сервиса предполагает оказание услуг по информационной и консультационной помощи в вопросах организации процесса лечения и адаптации в послеоперационный период, бронированию средств размещения и экскурсионных услуг. Все эти услуги предполагают мультиязычный формат.
Экспорт медицинских услуг для граждан зарубежных стран требует создания особых условий: индивидуальных палат, снятия языкового барьера (знания иностранных языков медицинским, обслуживающим и административным персоналом либо полное сопровождение переводчиком, владеющим медицинской терминологией), а также продвижения медицинских услуг на отдельной информационно-коммуникационной платформе.
Развитие оздоровительного туризма является значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни югорчан, которым показано оздоровление без перемены климата. В предстоящий период необходимо повысить информированность жителей автономного округа и других регионов об оздоровительных услугах санаториев автономного округа.
С учетом возможности приема объектами сельского туризма ограниченного количества туристов необходимо повысить доступность мер государственной поддержки таких проектов. Для обеспечения качества предоставляемых услуг планируется разработка стандартов обслуживания туристов на объектах сельского туризма.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Правительством автономного округа и АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 12 ноября 2020 года планируется реализация проекта "Развитие промышленного туризма в Югре", которым предусмотрено внедрение методологии развития промышленного туризма, разработанной АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" для российских регионов. Данная методология будет способствовать созданию комплексных условий для развития промышленного туризма, в том числе разработке предприятиями программ для туристов, включающих знакомство с историей производства, максимально интересно и безопасно демонстрирующих технологические процессы и раскрывающих особенности и уникальность продукции. В дальнейшем планируется проведение экспертизы программ промышленного туризма, стратегических сессий для участников проекта, а также их консультирование и обучение.
Рыболовно-охотничий туризм является одним из наиболее востребованных видов, для развития которого требуется модернизация существующей инфраструктуры рыболовно-охотничьих баз автономного округа, приобретение современных транспортных средств повышенной проходимости и самоходных плавательных средств, используемых для перевозки туристов.
Успешное развитие водного (речного) туризма в автономном округе требует модернизации речного транспорта, оборудования причалами всех населенных пунктов, которые следует включить в программы речных туров.
3. Транспортная инфраструктура и транспортное обслуживание
Транспортная доступность туристских территорий, состояние транспортной инфраструктуры, временные и финансовые издержки на совершение поездок по территории автономного округа оказывают существенное влияние на стоимость туров, выбор места отдыха, планирование и продолжительность поездки. Сравнительно высокий размер транспортных затрат в стоимости туристских продуктов определяется не только значительными расстояниями, но и уровнем развития рынка транспортных услуг.
В целях долгосрочных перспектив развития транспортного комплекса важным будет являться сбалансированное совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, инфраструктуры транспорта, обновление подвижного состава в увязке с особенностями географического положения автономного округа, необходимостью реализации транзитного потенциала автономного округа, результатом которого должно являться согласованное комплексное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры на основе построения транспортно-экономического баланса, удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Важным для развития туристских территорий результатом станет совершенствование межмуниципального авиасообщения, направленное на повышение качества и ценовой доступности, дальнейшее развитие межрегионального авиационного сообщения за счет сокращения доли перелетов через город Москву посредством участия автономного округа в федеральной программе развития региональных перевозок в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2018 года N 215 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") и формирование региональной маршрутной сети.
В дальнейшем для улучшения транспортной доступности туристских территорий автономного округа необходимо обеспечить реализацию проектов по развитию транспортного комплекса, в том числе региональных аэропортов, железнодорожных и автобусных вокзалов и станций, инфраструктуры речных перевозок, автомобильных дорог регионального и местного значения.
Важным направлением является создание условий для развития и модернизации привокзальной инфраструктуры и придорожного сервиса.
Кроме модернизации транспортной инфраструктуры, важно обеспечить скоординированное развитие системы пассажирских перевозок с учетом улучшения доступности туристских территорий, системы региональных авиационных перевозок до туристских территорий.
Способствовать доступности перевозок туристов может развитие системы аренды транспортных средств (самолетов, автобусов, теплоходов и др. транспортных средств) с применением механизма фрахтования.
4. Государственная поддержка внутреннего и въездного туризма
Эффективное развитие туризма, а также привлечение инвестиций в сферу туризма в соответствии с целевыми ориентирами требует разработки новых мер государственной поддержки как финансового, так и нефинансового характера.
Финансовые меры государственной поддержки будут направлены на стимулирование субъектов деятельности в сфере туризма и реализованы через программно-целевые инструменты.
Одним из инструментов содействия выхода на новый уровень развития туризма в автономном округе станут меры поддержки, оказываемые инфраструктурой субъектов креативных индустрий через специализированную организацию и арт-резиденции.
Меры нефинансовой государственной поддержки повышения инвестиционной привлекательности должны быть направлены на сопровождение инвестиционных проектов через оказание информационных и консультационных услуг, снятие барьеров для активизации инвестиций и формирование необходимых стимулов повышения качественного предложения.
Нефинансовые меры государственной поддержки также должны быть направлены на удовлетворение информационной потребности организаций туристской индустрии, нормативным правовым регулированием туристской деятельности в автономном округе, продвижение туристских возможностей и продуктов на российском и международном рынках.
5. Продвижение туристского продукта
Эффективное продвижение туристских продуктов автономного округа на внутреннем и внешнем рынках подразумевает комплекс мер, направленный прежде всего на донесение ценностного предложения, за которым должно следовать осознание потребности и формирование устойчивого спроса на туристские продукты автономного округа. Это возможно при наличии сформированного устойчивого имиджа автономного округа как привлекательной и безопасной туристской территории.
По результатам проведенного Фондом развития Югры мониторинга отзывов путешественников в телекоммуникационной сети Интернет, в 2019 году коэффициент узнаваемости и идентификации автономного округа как туристской дестинации ниже среднего показателя. Однако стоит отметить, что респонденты указывали на устойчивые ассоциации с отдельными муниципальными образованиями автономного округа.
Результаты полученных исследований свидетельствуют о необходимости формирования комплексной программы продвижения туристских возможностей территории. Важным представляется создание системы, условий и инструментов для укрепления имиджа автономного округа как территории, благоприятной для развития туризма, стимулирования потребности путешествий жителей по территории автономного округа.
Несмотря на возрастающее значение продвижения в цифровом пространстве важным представляется активизировать участие в национальных и международных выставочных мероприятия, презентациях туристского потенциала автономного округа в условия крупных деловых мероприятий (форумов, панельных дискуссиях, семинарах, круглых столах).
Укрепление имиджа автономного округа как территории, благоприятной для развития туризма, учитывается положениями Концепции развития территориального маркетинга и брэндинга в автономном округе до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 19 октября 2018 года N 539-рп, а также требует слаженного межведомственного взаимодействия всех административных и общественных структур, вовлеченных в процессы позиционирования и повышения узнаваемости автономного округа.
Продвижение туристского потенциала автономного округа, формирование отдельных туристских продуктов будет строиться на изучении тенденций развития и адаптации туристского рынка Российской Федерации к новым условиям, а также на детальном исследовании емкости рынка потенциальных потребителей услуг, их поведенческих особенностей ("портрета") на базе "больших данных".
В соответствии со Стратегией развития туризма в РФ до 2035 года современные тенденции по выбору туристами мест для путешествий определяют следующие направления, которые станут основой развития системы продвижения туристского потенциала территорий:
создание и развитие пользовательских интерфейсов и функций единой туристской платформы в сочетании с цифровизацией инструментов продвижения;
создание сообществ в социальных медиаплощадках и сервисах потокового видеовещания с информационно-познавательным контентом;
интеграция туристского продукта в привычные для пользователей коммуникационные сервисы - навигационные и картографические сервисы, голосовые помощники, приложения для покупки билетов и др.;
продвижение с использованием маркетинговых стратегий, построенных на технологиях изучения и предсказания потребительских предпочтений, и др.
С 2020 года критерий "безопасности" при выборе продолжительности и мест для путешествий также будет играть одну из первостепенных ролей.
На основе сформулированных выше тенденций и изучении туристского рынка автономного округа ключевыми элементами системы продвижения туристского продукта определены:
организация и проведение на постоянной основе маркетинговых исследований туристского рынка, в том числе исследований спроса и конкурентного предложения, потребительского опыта;
анализ узнаваемости и рейтинг туристической привлекательности;
формирование базы актуальных данных как инструмента корректировки маркетинговой стратегии туристского продукта;
внедрение платформенных решений;
создание сообществ (в т.ч. мультиязычных) в социальных медиаплощадках и сервисах потокового видеовещания с информационно-познавательным контентом.
Анализ потребительского поведения туристов, посетивших автономный округ в 2017 - 2019 годы, позволяет сформулировать 5 основных фокусов системы продвижения туристского потенциала:
стимулирование поездок внутри автономного округа (рост "внутренней миграции");
формирование устойчивого потока жителей Уральского федерального округа в автономный округ;
продвижение туристских продуктов автономного округа на целевые рынки регионов Российской Федерации;
адаптация информационного контента для потенциальных международных рынков;
внедрение системы обмена туристской информацией.
Полученные данные по "портрету туриста" на основании сведений платежных систем, а также изменение в 2020 году потребительских привычек позволяют сделать вывод о необходимости трансформации и/или создании новых туристских продуктов автономного округа:
программы для туристов, прибывающих в автономный округ с деловыми целями на срок не более 2 дней;
программы "выходного дня" для жителей автономного округа, Уральского федерального округа;
"перезагрузка" локальных событийных мероприятий;
онлайн-конфигуратор путешествий по территории природных парков, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон городов.
Стоит также отметить, что при создании туристских продуктов на территориях отдельных муниципальных образований будут учтены данные о поведенческих особенностях туристов на них.
В соответствии с проведенным анализом (на основе данных платежных систем в период с 2017 по 2019 годы) поведенческих атрибутов граждан, прибывающих на территорию автономного округа с туристскими целями, выявлены следующие закономерности.
Абсолютно большую часть составили туристы из России, на долю иностранцев приходится не более 0,23% или до 500 человек ежегодно.
В 2019 году около половины всех приезжавших в автономный округ человек (49%) проводили 1-2 суток, порядка 70% туристов посещали автономный округ 1 раз в год.
В целом по автономному округу пиковыми периодами посещения являются I и IV кварталы года, во II квартале стабильно наблюдается спад туристической активности.
Преобладает доля безналичных расчетов из общего объема финансовых трат (примерно 65%), которые в день у большинства туристов не превышают 2 тыс. рублей на человека. В 2019 году финансовые траты туристов с учетом наличных и безналичных оплат составили 5,5 млн. рублей.
Основные виды платежей с использование платежных карт в 2019 году - продукты питания (45%), предприятия общественного питания (16%), одежда (10%), средства размещения (10%), аптеки и медицина (5% суммарно).
Полученные данные позволяют сформировать туристские продукты, точечно отвечающие запросам целевой аудитории, посещающей автономный округ с туристскими целями. Стоит отметить, что анализ "портрета туриста" в отдельных муниципальных образованиях имеет ряд отличий и поведенческих особенностей, что необходимо учесть при формировании планов развития туризма на территориях агломераций, в которых они (муниципалитеты) включены.
6. Цифровизация сферы туризма
В современных реалиях одним из ключевых вызовов, стоящих перед сферой туризма в целом и коммуникационной политикой автономного округа в частности, является необходимость поиска механизмов гибкого реагирования на резкое снижение туристического потока, снижение роста покупательской способности.
Содействие продвижению туристского продукта окажет развитие систем информирования туристов с использованием современных технологий, в том числе с использованием Единой цифровой туристической платформы автономного округа VISITUGRA.RU, а также создание видеоконтента и видеоигрового контента.
Одной из ключевых задач создания Единой цифровой туристической платформы автономного округа, интегрированной с внешними источниками данных и социальными площадками, является объединение всех участников туристского рынка на онлайн-платформе.
Функциональные возможности создаваемой Единой цифровой туристической платформы автономного округа позволят организовать эффективное взаимодействие поставщиков услуг, входящих в туристский продукт (средства размещения, предприятия питания, экскурсионные услуги, услуги перевозчиков и проводников и т.п.), создавая своего рода региональный маркетплейс.
Система качественного информирования о туристских возможностях автономного округа предполагает в том числе наличие офисов информационных туристских центров (организаций). По состоянию на 1 апреля 2021 года в автономном округе функционируют 17 информационных центров и информационных пунктов, работающих с разной степенью интенсивности и успешности.
Целесообразным представляется поэтапное изменение принципов и алгоритмов работы информационных туристских центров (организаций) в муниципальных образованиях автономного округа в части оптимизации и увеличения уровня доступности информации о туристских ресурсах и продуктах территории, внедрения клиентоориентированного подхода.
Таким образом, основой эффективной реализации мер по продвижению туристского продукта станет тесное взаимодействие муниципальных и окружных органов власти, турбизнеса, заинтересованных в развитии туризма автономного округа, через создание площадки для открытого диалога, системность взаимодействия, совместное планирование, активное продвижение туристского продукта.
При этом в ходе создания эффективной системы продвижения туристского продукта необходимо акцентировать внимание на 3 составляющих: стратегии бренда, управлении продвижением туристского продукта, обеспечении финансовых ресурсов для его реализации.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию информационно-туристской навигации к объектам туристского показа.
Раздел IV. Этапы реализации Концепции
Этапность реализации Концепции обусловлена приоритетными и перспективными видами туризма и туристскими территориями, задачами и направлениями развития туризма.
1. Восстановительно-подготовительный этап (2021 - 2022 годы)
Следует отметить негативное влияние на общее развитие туризма в автономном округе в 2020 году вследствие распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации.
На данном этапе предусматривается мониторинг состояния объектов туристской индустрии и анализа объема работ по выведению их из кризисного состояния, реновации действующих объектов туристской индустрии, восстановление внутреннего туристского потока, проведение обучающих мероприятий для руководителей и персонала организаций туристской индустрии в целях адаптации бизнеса к новым условиям, повышения клиентоориентированности услуг, в том числе создание новых конкурентоспособных туристских продуктов.
Первоочередными мероприятиями станут формирование межмуниципальных планов развития приоритетных туристских территорий, включающих в себя концепцию развития туристской территории, мастер-планы развития туристских территорий и объектов, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов, финансовую модель реализации плана развития туристской территории, требования к качеству и форме туристской инфраструктуры, состоянию городской среды и общественных пространств, формированию единого туристского продукта территории и информационного пространства, стандарты обслуживания туристов на туристских объектов.
Результаты исследования "портрета туриста" автономного округа станут основой для формирования субъектами туриндустрии новых туристских продуктов автономного округа различных ценовых категорий и целевых аудиторий как для российских, так и для иностранных туристов.
На данном этапе также планируется усилить взаимодействие с исполнительными органами государственной власти, туроператорами, организациями туристкой индустрии регионов Уральского федерального округа.
В части составления единого информационного пространства и продвижения туристских предприятий автономного округа одним из ключевых инструментов является развитие и продвижение Единой информационной туристической платформы автономного округа. Вовлечение и работа представителей сферы туризма автономного округа на площадке платформы позволит снизить затраты предприятий на информационное продвижение, обеспечит расширение своей клиентской базы, позволит нивелировать последствия снижения потребительского спроса в период действия ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
С целью развития делового и событийного туризма на восстановительно-подготовительном этапе предусмотрены мероприятия по содействию повышения качества обслуживания и внедрению дополнительных сервисов в коллективных средствах размещения автономного округа, привлечению в автономный округ международных гостиничных сетей, аккумуляции сателлитных культурных, спортивных мероприятий, экскурсионных и рекреационных программ в период проведения крупных деловых и событийных мероприятий, включенных в Календарь событий автономного округа.
Для наиболее эффективного управления отрасли туризма необходимо обеспечить межведомственную координацию деятельности исполнительных органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
2. Развитие приоритетных туристских территорий и видов туризма (2023 - 2026 годы)
На данном этапе предусматривается реализация межмуниципальных планов развития приоритетных туристских территорий, разработка специальных мер государственной поддержки для привлечения инвестиций в туристскую отрасль.
Создание туристской инфраструктуры в целях формирования предложений отдыха выходного дня для жителей автономного округа, в том числе крупных агломераций и центров, будет способствовать развитию семейного, молодежного и активного туризма, а также предложению активностей и сервисов, позволяющих организовать досуг деловых туристов, участников и посетителей событийных мероприятий.
Учитывая туристическую специфику и приоритетные виды туризма автономного округа, планируется реализация проектов по формированию сети объектов загородной инфраструктуры, в том числе этнографических стойбищ и национальных деревень, объектов для семейного отдыха, рыболовно-охотничьих баз.
Разработка стандартизированных подходов к предлагаемому на объектах сервису позволит сформировать конкурентоспособный туристский продукт. Каждый объект предполагает "специализацию": рыбалка, этнография, активный отдых, релакс, близость к природе и т.д. - со своими гастрономическими предложениями. Предполагается, что такая специализация объектов сформирует у потребителей стимул к посещению новых объектов.
Формированию конкурентоспособных туристских продуктов будет способствовать создание сети обустроенных, технически оснащенных маршрутов различной категории сложности, в том числе для посещения уникальных достопримечательностей и точек притяжения, что предполагает установку кемпингов, глэмпингов с комфортной сопутствующей инфраструктурой, а также формирование дополнительных точек притяжения при их отсутствии на туристской территории.
Кроме того, для продвижения туристских продуктов автономного округа на международный рынок также необходимо акцентировать внимание на международном сотрудничестве, в том числе с финно-угорскими странами, их органами государственной власти, туроператорами, организациями туристской индустрии.
3. Развитие перспективных туристских территорий и видов туризма (2027 - 2030 годы)
С целью развития перспективных туристских территорий и видов туризма предусматривается анализ результатов освоения приоритетных туристских территорий и видов туризма, выявление и распространение опыта успешных практик приоритетных туристских территорий по привлечению инвестиций в сферу туризма, созданию объектов туристской инфраструктуры на перспективных туристских территориях и видов туризма с разработкой системы мер по минимизации факторов, препятствующих развитию туристских территорий, увеличению туристского потока.
Раздел V. Анализ рисков, возникающих при реализации Концепции
Выполнение мероприятий Концепции связано с угрозой возникновения рисков, способных снизить показатели ее результативности.
Макроэкономические риски возникают вследствие ухудшения инвестиционного климата, устойчивости национальной валюты, доступности и цены кредитного продукта, темпов роста экономики. Данные риски приводят к снижению покупательской способности населения, в первую очередь исключению затрат на путешествия. Предупреждение риска: предоставление государственной поддержки для снижения себестоимости туристских продуктов, активное продвижение туристских продуктов автономного округа на внутреннем и международном туристских рынках.
Административные риски связаны с низким уровнем поддержки со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа смежных отраслей и сфер деятельности (транспорт, связь и телекоммуникации, охрана природных ресурсов, здравоохранение, образование, спорт, культура и т.д.).
Данные риски преодолеваются через разработку концепций развития внутреннего и въездного туризма в муниципальных образованиях автономного округа в соответствии с Концепцией, планом мероприятий ("дорожной картой") по ее реализации; включение мероприятий по развитию внутреннего и въездного туризма в муниципальные программы с финансированием из бюджетов муниципальных образований; дополнение полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа положениями о поддержке развития внутреннего и въездного туризма по их компетенции.
Конкурентные риски обусловлены ускорением развития и продвижения внутреннего и въездного туризма в регионах Российской Федерации, туристические продукты которых являются конкурентными по отношению к туристическим продуктам автономного округа. Снижение вероятности возникновения конкурентных рисков достигается систематическим проведением анализа объемов финансирования мероприятий по развитию и продвижению внутреннего и въездного туризма в этих регионах, эффективности мероприятий государственный программы автономного округа "Развитие промышленности и туризма", регионального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", их оптимизации и при необходимости их дополнительного финансирования.
Раздел VI. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Индикаторы и показатели |
Ед. изм. |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Прогноз 2030 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность размещенных в коллективных средствах размещения, в том числе: |
тыс. чел. |
595,5 |
570,9 |
344,5 |
1073,2 |
граждане Российской Федерации |
тыс. чел. |
588,1 |
562,9 |
340,6 |
1066,2 |
иностранные граждане |
тыс. чел. |
7,4 |
8 |
3,9 |
7 |
Объем туристского потока с учетом численности туристов, размещенных не в коллективных средствах размещения, в том числе: |
тыс. чел. |
742 |
685,08 |
378,9 |
1287,8 |
граждане Российской Федерации |
тыс. чел. |
734,6 |
677,08 |
375 |
1280,8 |
иностранные граждане |
тыс. чел. |
7,4 |
8 |
3,9 |
7 |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению туристическими агентствами, туроператорами, прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги |
млн. руб. |
2 190,1 |
2 216,6 |
1163,7 |
3728,00 |
Объем платных услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения |
млн. руб. |
1 882,7 |
1 952,3 |
1022,1 |
5411,3 |
Объем платных услуг санаторно-курортных организаций |
млн. руб. |
891,8 |
900,7 |
352,5 |
1319,00 |
Итого объем платных туристских услуг |
млн. руб. |
5 863,0 |
6 010,1 |
2919,5 |
11964,0 |
Раздел VII. Развитие отдельных туристических территорий
Туристическая территория "Березовский муниципальный район - Приполярный Урал"
Западную часть территории занимают горы Приполярного Урала с самой высокой горой Народная (1895 м). Здесь же расположен поселок городского типа Березово, который имеет более чем четырехвековую историю, связанную с именами А.Д. Меншикова и семьей Долгоруких. Для данной территории характерно наличие национальных стойбищ и деревень, горнолыжной базы, рыболовных баз. Инфраструктура включает музеи, гостиницу, аэропорт, речной вокзал, объекты культуры и спорта.
Приоритетные виды туризма: активный, этнографический, рыболовный; перспективные виды туризма: детский, семейный, молодежный, культурно-познавательный, событийный, речной.
По результатам исследования объема и структуры туристского потока в 2019 году на основании базы данных платежных систем Березовский муниципальный район посещают граждане в возрасте 35-44 лет (13%), 25-34 лет (11%). Средняя продолжительность пребывания составляет 1-2 суток, 57% туристов посещают муниципальный район не более 1 раза в год, вместе с тем более 4 поездок осуществляет 23% туристов.
Имеют доход менее 19 тыс. рублей в месяц 33% туристов, доход 27-45 тыс. рублей в месяц - 26% туристов, граждане с доходом 90-200 тыс. рублей в месяц составляют 2% от общего потока.
Средние траты туристов в день у 96% не превышают 2 тыс. рублей, при этом затраты на оплату средств размещения составляют 1%, затраты на оплату в предприятиях общественного питания - 2%.
Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости разработки и оборудования новых активных маршрутов, повышения качества услуг, развития дополнительных сервисов и бизнесов, которые позволят увеличить объем суточных трат туристов, а также период пребывания большей части потока на срок до 3 суток. Это планируется достигнуть в соответствии со "специализацией" территории за счет развития инфраструктуры баз отдыха, в том числе установки глэмпингов, этностойбищ, рыболовных баз, обустройства набережной пгт. Березово, туристических комплексов в с. Саранпауль, д. Усть-Манья.
Туристская территория "г. Когалым - восточная часть Сургутского муниципального района"
Основным драйвером развития данной территории является наличие современной инфраструктуры: спортивно-культурного комплекса "Галактика" с океанариумом "Акватика", аквапарком, аттракционами и другими объектами развлечений, 3 гостиницы, хостел. Культурно-познавательная составляющая территории представлена Музейно-выставочным центром, Филиалом государственного академического Малого театра России.
Транспортная доступность г. Когалыма обеспечивается железнодорожным и авиасообщением, развитой сетью автомобильных дорог.
В Сургутском муниципальном районе близ г. Когалыма расположены 3 этнографических стойбища, Русскинской музей природы и человека имени А.П. Ядрошникова.
Приоритетные виды туризма: детский, семейный, молодежный, этнографический, культурно-познавательный; перспективным видом туризма может стать событийный.
В 2019 году согласно данным платежных систем Когалым посетили граждане в возрасте 25-34 лет (28%), 35-44 лет - 28%, доход 27-45 тыс. рублей в месяц и 60-90 тыс. рублей в месяц имеют по 19% всех туристов.
Совершают 1 поездку в год 69% туристов, средняя продолжительность пребывания - 1-2 суток - 40%, 3-7 суток - 46%. Увеличение туристского потока наблюдается в I и IV кварталах.
Средние траты в день у 94% туристов не превышают 2 тыс. рублей, при этом затраты на оплату средств размещения составляют 21%, затраты на оплату в предприятиях общественного питания - 17%.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в действующие туристские программы, направленные на удовлетворение потребностей туристов, прибывающих с деловыми целями, а также создания активностей и сервисов, позволяющих с минимальными временными затратами самостоятельно организовать досуг во время пребывания в командировке.
Кроме того, инфраструктурная составляющая территории требует дополнения гостиничным комплексом международного уровня, увеличением туристского автобусного парка, развитием и повышением качества придорожной инфраструктуры, инфраструктуры этностойбищ в Сургутском муниципальном районе.
Туристская территория "г. Нижневартовск - Нижневартовский муниципальный район - г. Мегион - г. Лангепас"
Особенностью территории является ее промышленный характер, здесь находится легендарное озеро Самотлор, основная часть эксплуатируемых нефтяных месторождений.
Города территории связаны автомобильными дорогами с твердым покрытием, которые сообщаются с центром автономного округа. Здесь имеется развитая сеть средств размещения, пунктов общественного питания, объектов досуга и развлечений, музеев, спортивных сооружений, в том числе горнолыжный комплекс "Трехгорье", несколько источников минеральных вод, региональный историко-культурный и экологический центр (Экоцентр) рядом с г. Мегионом, туристский центр "Этнодеревня Ланге-Пасолъ" в г. Лангепасе.
Просторы реки Обь и ее притоков возможно использовать для организации проведения прогулок и круизов, в том числе межрегиональных.
В Нижневартовском муниципальном районе расположен природный парк "Сибирские Увалы", базы отдыха, рыболовные базы, несколько национальных стойбищ и деревень.
В г. Нижневартовске ежегодно проходит фестиваль искусств, труда и спорта "Самотлорские ночи", фестиваль уличных театров "Небесные кулисы", фестиваль "Барбекю Фест", в г. Лангепасе - праздник чума, фестиваль искусств "Лангепасские зори", фестиваль исторической реконструкции "Таежная застава", в г. Мегионе - региональный фестиваль "Хатлые".
Приоритетными видами туризма территории являются ойл-туризм, этнографический, событийный, детский, семейный, молодежный; перспективными - рыболовный, культурно-познавательный, оздоровительный, речной.
Исследование "портрета туриста" территории в 2019 году согласно данным платежных систем свидетельствует об отсутствии сильных сезонных колебаний в течение года. Около 35% туристов составляют граждане в возрасте 25-44 лет, более 55% туристов посещают территорию 1 раз в год продолжительностью 1-2 суток.
Доход приезжающих распределяется в следующих долях: порядка 24% туристов имеют доход 27-45 тыс. рублей в месяц, 20% - 60-90 тыс. рублей в месяц, доля туристов с доходом 90-120 тыс. рублей в месяц не превышает 10%.
В день 94% туристов совершают траты не более 2 тыс. рублей, при этом затраты на оплату отелей в среднем не превышают 10%, а на предприятиях общественного питания - в среднем 15%.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости увеличения количества дней пребывания туристов на территории, эту задачу позволит решить включение в туристские продукты дополнительных программ и услуг. Увеличение суточных трат туристов возможно за счет расширения информационной доступности о существующих услугах, а также спектра дополнительных услуг. Событийный календарь муниципалитетов территории дает хорошие предпосылки для развития событийных проектов, в том числе с национальным колоритом.
Для формирования конкурентоспособного турпродукта территории необходимо развитие инфраструктуры этностойбищ, рыболовных баз, баз отдыха, туристического автобусного парка, речной и придорожной инфраструктуры.
Туристская территория "г. Сургут - Сургутский муниципальный район - г. Нефтеюганск - Нефтеюганский муниципальный район"
Территория обладает достаточно развитой инфраструктурой: железнодорожным сообщением, автомобильными дорогами, наличием международного аэропорта, речным сообщением, гостиницами, музеями.
В г. Сургуте расположен Историко-культурный центр "Старый Сургут", исторический парк "Россия - Моя история", Сургутская филармония, дворец искусств "Нефтяник", медицинские организации, предоставляющие высокотехнологичные услуги, спортивные объекты. В Сургутском муниципальном районе - этнографические стойбища, горнолыжный комплекс, базы отдыха, рыболовные базы, Государственный природный заповедник "Юганский", озеро Вач-Лор, грязи которого, по заключению специалистов, превосходят по своему качественному составу сакские грязи Крыма.
Приоритетными видами туризма являются: этнографический, событийный, детский, семейный, молодежный, рыболовный; перспективными - медицинский, экологический, речной.
Более 50% туристов посещают территорию 1 раз в год, на 1-2 суток приезжают более 40% туристов.
Более 35% от общего потока составляют граждане в возрасте 25-44 лет, с доходом 27-45 тыс. рублей - около 20%, с доходом 60-90 тыс. рублей - 20%, доля граждан с доходом 90-200 тыс. рублей в месяц составляет порядка 20%. На данной территории отмечается увеличение объема туристского потока в I и IV кварталах.
Общий объем трат в день не превышает 2 тыс. рублей в сутки, при этом оплата отелей не превышает 10% от общего объема трат туристов, а оплата услуг предприятий питания - в среднем 12%.
Высокий уровень популярности территории среди деловых туристов и достаточно высокий уровень развития инфраструктуры говорят о необходимости создания дополнительных продуктов, востребованных данной категорией путешественников, совмещения деловых активностей и отдыха, что будет способствовать увеличению среднесуточных трат и периода пребывания гостей.
Направлениями развития территории в ближайшей перспективе станут улучшение инфраструктуры этностойбищ, баз отдыха, рыболовно-охотничьих баз, придорожной инфраструктуры и автобусных перевозок. В дальнейшем получит развитие инфраструктура сельского туризма, медицинских организаций для приема иностранных туристов.
Туристская территория "г. Ханты-Мансийск - Ханты-Мансийский муниципальный район"
Город Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский муниципальный район расположены в ландшафтной зоне средней тайги. Площадь района составляет 46,3 тыс. кв. км, из которой 47,8% занято лесами. В Ханты-Мансийском муниципальном районе расположено 3014 озер общей площадью 22 465 га. На территории располагаются государственный природный заказник регионального значения "Елизаровский", государственный природный заказник федерального значения "Васпухольский", природный парк "Самаровский Чугас", памятник природы регионального значения "Луговские мамонты".
Основным драйвером развития территории является наличие современной инфраструктуры: международный аэропорт, речное сообщение, гостиницы, музеи, объекты культуры и спорта международного уровня, этнодеревни, этностойбища, горнолыжный комплекс, базы отдыха, рыболовные базы, Окружная клиническая больница, предоставляющая высокотехнологичные медицинские услуги.
В Ханты-Мансийском муниципальном районе протекают и сливаются 2 крупнейшие реки Обь и Иртыш, на месте их слияния размещена плавучая часовня-маяк, по Оби и Иртышу осуществляются речные прогулки и межрегиональные круизы.
Приоритетными видами туризма территории являются: событийный, этнографический, детский, семейный, молодежный, рыболовно-охотничий, культурно-познавательный; перспективными - медицинский, оздоровительный, речной.
Данные платежных систем показали: в 2019 году территорию посетили граждане в возрасте 25-34 лет, в возрасте 35-44 лет - 27%. Порядка 60% туристов совершают 1 поездку в год, около 20% туристов приезжают 2-4 раза в год. Средняя продолжительность пребывания - 1-2 суток (44% приезжающих), 3-4 суток - порядка 20%.
Около 20% всех туристов имеют доход 27-45 тыс. рублей в месяц, 20% туристов получают доход менее 19 тыс. рублей в месяц, 16% - 60-90 тыс. рублей в месяц, доход 90-200 тыс. рублей в месяц - 4%.
Средние траты туристов в день у 94% не превышают 2 тыс. рублей, при этом затраты на оплату средств размещения и предприятий общественного питания имеют крайне неоднородную структуру: 18% - оплата отелей в г. Ханты-Мансийске и менее 1% - в Ханты-Мансийском муниципальном районе, 24% и 4% соответственно - оплата услуг предприятий общественного питания.
Таким образом, одной из ключевых задач по развитию территории является создание новых объектов туристского притяжения и инфраструктуры в Ханты-Мансийском муниципальном районе, развитие инфраструктуры баз отдыха, этностойбищ, рыболовно-охотничьих баз, придорожной инфраструктуры, обустройство смотровых площадок, а также создание дополнительных сервисов, ориентированных на участников событийных и спортивных мероприятий.
Туристская территория "Белоярский муниципальный район"
В инфраструктуру перспективной туристской территории "Белоярский муниципальный район" входит гостиница, база спорта и отдыха, национальные общины и этностойбища, этнокультурные центры, объекты культуры и спорта, аэропорт, природный парк "Нумто".
Приоритетными видами туризма территории являются этнографический, рыболовно-охотничий; перспективными - событийный, семейный, экологический.
На территорию приезжают 1 раз в год 61% туристов, на 1-2 суток - 52% от общего потока туристов, на 3-4 суток - 23%. Граждане в возрасте 25-34 лет составляют 26% от общего потока, 35-44 лет - 36%. Среднемесячный доход туристов следующий: 23% получают доход менее 19 тыс. рублей, 27-45 тыс. рублей - 28%, 45-60 тыс. рублей - 12%, 60-90 тыс. рублей - 12%. Увеличение объема туристского потока наблюдается в I квартале.
Общий объем трат в день не превышает 2 тыс. рублей в сутки, при этом оплата отелей - менее 1% от общего объема затрат, а оплата услуг предприятий питания - 4%, доля оплат продуктов питания - 72%.
Полученная информация свидетельствует о востребованности территории среди любителей охоты, рыбалки, этнографических туров, а также о недостаточном числе средств размещения для данных категорий туристов и сервисов по аренде оборудования.
Приоритетным направлением развития территории станет улучшение инфраструктуры баз отдыха, этностойбищ, рыболовно-охотничьих баз. В перспективе необходимо развитие инфраструктуры для проведения событийных мероприятий, благоустройство экологических маршрутов.
Туристская территория "г. Нягань - Октябрьский муниципальный район"
В инфраструктуру перспективной туристской территории "г. Нягань - Октябрьский муниципальный район" входят базы отдыха, горнолыжная база, гостиницы, музеи, объекты культуры и спорта, рыболовно-охотничьи базы, национальные общины, Государственный комплексный заказник окружного значения "Унторский", памятники архитектуры, аутентичные сельские населенные пункты.
Через Октябрьский муниципальный район протекает река Обь, по которой проводят межрегиональные речные круизы, в их программы входит посещение населенных пунктов муниципального района.
Через вертолетные площадки г. Нягани и пгт. Приобье осуществляется доставка туристов к горам Приполярного Урала.
Приоритетными видами туризма являются этнографический, рыболовно-охотничий; перспективными - семейный, молодежный, речной, сельский, активный, экологический.
База данных платежных систем свидетельствует: в 2019 году 26% туристов, посетивших территорию, - граждане в возрасте 25 - 34 лет - 28% туристов - в возрасте 35 - 44 лет. Около 24% всех туристов имеют доход 27 - 45 тыс. рублей в месяц, около 20% туристов - менее 19 тыс. рублей в месяц, 14% - 45 - 60 тыс. рублей в месяц, 13% - 60 - 90 тыс. рублей в месяц, менее 10% - 90 - 200 тыс. рублей в месяц.
Порядка 57% туристов совершают 1 поездку в год, около 25% туристов приезжают от 2 до 4 раз в год, средняя продолжительность пребывания: 1 - 2 суток - 38%, порядка 25% - от 3 до 7 суток. Объем туристского потока в течение года равномерный, за исключением II квартала, когда наблюдается резкое снижение посещаемости.
Средние траты туристов в день у 96% не превышают 2 тыс. рублей, при этом затраты на оплату средств размещения составляют до 5%, предприятий общественного питания - до 13%, около 70% затрат - на продукты питания.
Таким образом, полученные данные и сложившаяся инфраструктура свидетельствуют о необходимости создания условий для развития компаний и сервисов, которые организуют активный отдых (базы отдыха, горнолыжная база, рыболовно-охотничьи базы, этностойбища) и экспедиции, модернизации их сервисной базы и расширения спектра услуг.
В перспективе необходимо развитие инфраструктуры сельского, речного, экологического видов туризма.
Туристская территория "г. Урай - Кондинский муниципальный район"
В инфраструктуру перспективной туристской территории "г. Урай - Кондинский муниципальный район" входят базы отдыха, гостиницы, музеи, объекты культуры и спорта, национальные общины, рыболовно-охотничьи базы, аутентичные сельские населенные пункты, нефтедобывающие объекты компании "Лукойл".
Приоритетными видами туризма территории являются этнографический, рыболовно-охотничий; перспективными - семейный, молодежный, сельский, активный, ойл-туризм.
Доля приезжающих туристов 1 раз в год составляет 56%, от 2 до 4 поездок в год - более 20%. Более 40% пребывают на территорию на 1 - 2 суток, около 24% - на 3 - 7 суток. Снижение туристского потока наблюдается во II квартале.
Граждане в возрасте 25-34 лет составляют 27% от общего потока, доля туристов в возрасте 35 - 44 года - 28%.
Более 24% приезжающих имеют доход 27 - 45 тыс. рублей в месяц, около 20% - менее 19 тыс. рублей в месяц, 15% - 45 - 60 тыс. рублей в месяц, 13% - 60-90 тыс. рублей в месяц.
В течение дня 96% туристов тратят не более 2 тыс. рублей, при этом оплата отелей составляет не более 2% от общего объема затрат, а оплата услуг предприятий питания - 6%, доля оплат продуктов питания - 73%.
Это свидетельствует о востребованности территории среди любителей охоты, рыбалки, активных туров, а также о недостаточном числе средств размещения для данных категорий туристов и сервисов по аренде оборудования. Направлениями развития территории станет улучшение инфраструктуры баз отдыха, этностойбищ, рыболовно-охотничьих баз, объектов сельского туризма. В перспективе возможно развитие инфраструктуры ойл-туризма.
Туристская территория "г. Югорск - Советский муниципальный район"
В инфраструктуру перспективной туристской территории "г. Югорск - Советский муниципальный район" входят базы отдыха, гостиницы, музеи, объекты культуры и спорта, рыболовно-охотничьи базы, музей истории и этнографии, объекты культуры и спорта, природный парк "Кондинские озера".
Приоритетными видами туризма территории являются культурно-познавательный, рыболовно-охотничий; перспективными - детский, семейный, молодежный, активный, экологический, событийный.
Согласно базам данных платежных систем 26% от общего числа туристов - граждане в возрасте 25-34 лет, 25% - в возрасте 35-44 лет, около 24% всех туристов имеют доход 27-45 тыс. рублей в месяц, 45-60 тыс. рублей в месяц - 12%, около 30% туристов - доход менее 19 тыс. рублей в месяц, 10% - 60-90 тыс. рублей в месяц, 7% - 90-200 тыс. рублей в месяц.
Более 50% туристов совершают 1 поездку в год, около 19% туристов приезжают от 2 до 4 раз в год, средняя продолжительность пребывания: 1-2 суток - более 45%, 3-4 суток - 25%, до 21% - 5-7 суток.
Средние траты в день 97% туристов не превышают 2 тыс. рублей, при этом затраты на оплату средств размещения не более 3% от затрат, не более 18% - оплата услуг предприятий общественного питания.
Таким образом, структура сложившегося туристского потока и инфраструктура свидетельствует о необходимости строительства малых средств размещения и предприятий питания. Создание дополнительных точек притяжения, в том числе реализация инвестиционного проекта Музейно-туристический комплекс "Ворота в Югру", позволит увеличить медийную популярность территории, число посещений, размер суточных трат туристов.".
3. Дополнить приложением 2 следующего содержания:
"Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 1 июня 2012 года N 195-п
План мероприятий ("дорожная карта")
по реализации Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
N |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Источники финансирования |
Показатели (количественные и (или) качественные) контроля исполнения мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Осуществление туристского территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
до 1 декабря 2023 года |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию) |
государственная программа "Развитие промышленности и туризма", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 357-п |
разработка мастер-планов туристских территорий автономного округа |
2. |
Предоставление государственной поддержки в сфере внутреннего и въездного туризма |
до 25 декабря 2030 года |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию) |
государственная программа "Развитие промышленности и туризма", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 357-п |
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в сфере внутреннего и въездного туризма, ед.: 2021 год - 2; 2022 год - 2; 2023 год - 2; 2024 год - 2; 2025 год - 2; 2026 год - 2; 2027 год - 2; 2028 год - 2; 2029 год - 2; 2030 год - 2 |
3. |
Проведение акселерационных и обучающих мероприятий для представителей туристской индустрии |
до 31 декабря 2030 года |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию) |
государственная программа "Развитие промышленности и туризма", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 357-п |
количество человек, принявших участие в акселерационных и обучающих мероприятиях для представителей туристской индустрии, чел.: 2021 год - 30; 2022 год - 30; 2023 год - 30; 2024 год - 30; 2025 год - 30; 2026 год - 30; 2027 год - 30; 2028 год - 30; 2029 год - 30; 2030 год - 30 |
4. |
Развитие и продвижение Единой цифровой туристической платформы автономного округа |
до 31 декабря 2030 года |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию) |
государственная программа "Развитие промышленности и туризма", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 357-п |
число поставщиков услуг, размещенных на Единой цифровой туристической платформе, ед.: 2021 год - 40; 2022 год - 40; 2023 год - 40; 2024 год - 20; 2025 год - 20; 2026 год - 20; 2027 год - 20; 2028 год - 20; 2029 год - 20; 2030 год - 20 |
".
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 18 июня 2021 г. N 225-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2012 года N 195-п "О Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Вступает в силу с 22 июня 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2021 г. N 8600202106220005, в газете "Новости Югры" от 20 июля 2021 г. N 79