Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Московской городской
избирательной комиссии
от 1 июня 2021 г. N 149/8
Инструкция
о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учета и отчетности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы
1. Общие положения
1.1. Согласно Закону города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Кодекс) кандидат в депутаты Московской городской Думы (далее - кандидат) обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Денежные средства избирательного фонда учитываются на специальном избирательном счете, открытом с разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии (далее - Комиссия) в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - Сбербанк России).
1.2. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам.
1.3. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании.
1.4. Кандидат вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченные представители регистрируются Комиссией.
2. Избирательные фонды
2.1. Кандидат обязан открыть на основании договора специального избирательного счета в филиале Сбербанка России специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда в период после письменного уведомления Комиссии о выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для его регистрации Комиссией.
2.2. Избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.
2.3. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:
1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 5 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата (1 миллион 750 тысяч рублей);
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата (17 миллионов 500 тысяч рублей);
3) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 2 процента от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата для каждого гражданина (700 тысяч рублей);
4) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 50 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата для каждого юридического лица (17 миллионов 500 тысяч рублей).
2.4. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, не может превышать 35 миллионов рублей.
3. Добровольные пожертвования в избирательный фонд
3.1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку кандидату только через соответствующий избирательный фонд.
3.2. Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд кандидата вносится лично гражданином на специальный избирательный счет кандидата через отделение связи, кредитную организацию из собственных средств по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном документе (распоряжении о переводе денежных средств) (далее - платежный документ (распоряжение) слово "пожертвование" и следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве. При внесении пожертвования гражданином, который включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и (или) информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, такой гражданин указывает в платежном документе сведения об этом.
3.3. Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд кандидата осуществляется в безналичном порядке путем перечисления (перевода) денежных средств на специальный избирательный счет. Платежные документы (распоряжения) на перечисление (перевод) добровольных пожертвований юридического лица заполняются юридическими лицами в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств, с учетом следующих особенностей: в реквизите "Назначение платежа" указываются слово "пожертвование", дата регистрации юридического лица и отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 59 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы". В качестве отметки об отсутствии ограничений используется следующая запись: "Ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 59 Закона города Москвы от 06.07.2005 N 38, отсутствуют", допускается сокращение "Отс. огр.".
3.4. Индивидуальный предприниматель при внесении добровольного пожертвования на специальный избирательный счет в платежном документе указывает реквизиты, обязательные для граждан-жертвователей в соответствии с п. 3.2 настоящей Инструкции.
3.5. Собственные средства кандидата в его избирательный фонд вносятся через отделение связи, кредитную организацию лично кандидатом либо уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения) из собственных средств кандидата по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении собственных средств на специальный избирательный счет кандидат в платежном документе (распоряжении) указывает следующие сведения: свои фамилию, имя, отчество (при наличии), в реквизите "Назначение платежа" делается запись "Собственные средства кандидата". При внесении собственных средств кандидата его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в платежном документе (распоряжении) указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам, в реквизите "Назначение платежа" указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата и делается запись "Собственные средства кандидата".
3.6. Собственные средства избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, в его избирательный фонд вносятся в безналичном порядке путем перечисления (перевода) денежных средств на специальный избирательный счет. Платежные документы (распоряжения) на перечисление (перевод) собственных средств избирательного объединения заполняются в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств, с учетом следующих особенностей: в реквизите "Назначение платежа" указывается "Средства избирательного объединения, выдвинувшего кандидата".
3.7. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды:
1) иностранным государствам и иностранным организациям;
2) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного частью 12 статьи 4 Кодекса;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день (последний день) 1 голосования;
5) юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
9) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
10) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилия, имя и отчество, адрес места жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты, или если указаны недостоверные сведения);
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня (последнего дня) голосования на выборах, некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, российским юридическим лицам, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
15) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от:
а) иностранных государств, а также от указанных в подпунктах 1-4, 6-8, 11-14 настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;
б) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
в) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
г) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
д) организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" настоящего подпункта;
е) организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
3.8. Некоммерческие организации, указанные в подпункте 15 пункта 3.7 настоящей Инструкции, не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата только в том случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в подпунктах "а"-"е" подпункта 15 пункта 3.7 настоящей Инструкции (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации), до дня внесения пожертвования в избирательный фонд.
3.9. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо пожертвование внесено с нарушением требований частей 3 и 4 статьи 59 Кодекса, либо в размере, превышающем установленный Кодексом и пунктом 2.3 настоящей Инструкции максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или возврату подлежит та его часть, которая превышает установленный пунктом 2.3 настоящей Инструкции максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата - в течение 10 дней со дня поступления такого пожертвования, а в случае поступления пожертвования с нарушением требований частей 3 и 4 статьи 59 Кодекса - в течение 10 дней со дня получения в соответствии с частью 7 статьи 62 Кодекса от Комиссии информации о неправомерности пожертвования.
3.10. Кандидат вправе возвратить жертвователю любое пожертвование, за исключением внесенного анонимным жертвователем.
3.11. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом в бюджет города Москвы.
3.12. Кандидат не несет ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 59 Кодекса, оказавшиеся недостоверными или неполными, если кандидат своевременно не получил в соответствии с частью 7 статьи 62 Кодекса от Комиссии информацию о неправомерности данных пожертвований или неполноте сведений о жертвователе.
3.13. Комиссия знакомит кандидатов незамедлительно по их запросам с имеющейся у нее на день поступления соответствующего запроса информацией. При поступлении в распоряжение Комиссии информации о перечислении пожертвований с нарушением требований пункта 3.7 настоящей Инструкции, указанная информация незамедлительно сообщается соответствующим кандидатам.
3.14. Комиссия до дня (первого дня) голосования знакомит зарегистрированных кандидатов, а также средства массовой информации по их официальным запросам со сведениями Сбербанка России о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.
3.15. Материальная поддержка кандидата, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда.
4. Порядок расходования средств избирательных фондов
4.1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами только на:
1) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) на предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.
4.2. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из его избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах.
4.3. Гражданско-правовые договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами по таким гражданско-правовым договорам осуществляются только в безналичном порядке. Договор оформляется в письменной форме с указанием реквизитов сторон, сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расценок по видам работ, порядка оплаты, сроков выполнения работ. Выполненные работы (услуги) должны подтверждаться актами их приемки, подписанными исполнителями и заказчиками, накладными на получение товаров, товарно-транспортными накладными, проездными документами, товарными или кассовыми чеками, квитанциями к приходному ордеру, а также бланками строгой отчетности. Подписанный сторонами договор является документом, подтверждающим согласие кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам на выполнение указанных работ (оказание услуг).
4.4. В случаях использования денежных средств избирательного фонда на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании кандидата, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная письменная форма договора (договор розничной купли-продажи, перевозки груза или пассажира), оплата указанных расходов может быть произведена наличными денежными средствами (наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками расчетов в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей (Указание Центрального банка Российской Федерации от 09.12.2019 N 5348-У).
4.5. В случаях отсутствия письменного договора (пункт 4.4 настоящей Инструкции) оформляется согласие кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам (приложение N 1).
4.6. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
4.7. Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные частью 2 статьи 54 Кодекса, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, с нарушением требований, установленных частями 7, 8, 9.1 и 10.1 статьи 48 Кодекса, пунктом 4.16 настоящей Инструкции.
4.8. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 4.7 настоящей Инструкции и (или) с нарушением требований, предусмотренных частями 10 и 10.3 статьи 48 Кодекса, пунктом 4.17 настоящей Инструкции.
4.9. В договоре о предоставлении кандидату платного эфирного времени указываются следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир агитационного материала, совместного агитационного мероприятия, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле- и радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт об оказании услуг и справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием канала вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
4.10. Платежный документ о перечислении средств на оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлен зарегистрированным кандидатом в филиал Сбербанка России не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой Сбербанка России должна быть представлена зарегистрированным кандидатом в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.
4.11. Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами осуществляется в соответствии с договорами, заключенными ими с редакциями периодических печатных изданий.
4.12. Платежный документ о перечислении средств на оплату стоимости печатной площади в полном объеме должен быть представлен зарегистрированным кандидатом в Сбербанк России не позднее чем за пять дней до дня публикации. Копия платежного документа с отметкой филиала Сбербанка России должна быть представлена зарегистрированным кандидатом в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.
4.13. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В размещаемых в периодических печатных изданиях агитационных материалах кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, или избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах такого кандидата (таких кандидатов), должна помещаться информация о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, или о том, что избирательным объединением выдвинут такой кандидат (такие кандидаты), в соответствии с частью 10.3 статьи 48 Кодекса. Ответственность за выполнение данных требований несет редакция периодического печатного издания.
4.14. Редакции сетевых изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) независимо от срока регистрации изданий, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 50 Кодекса.
4.15. Если интернет-ресурс не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, размещение на нем агитационных материалов является формой выпуска и распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
4.16. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание на то, что их изготовление оплачено из средств соответствующего избирательного фонда. Все агитационные материалы кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах такого кандидата, должны содержать информацию об этом в соответствии с частью 10.3 статьи 48 Кодекса.
4.17. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. Вместе с указанными материалами в Комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
4.18. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
5. Запреты на расходование средств помимо избирательных фондов
5.1. Кандидаты вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном Кодексом порядке.
5.2. Расходование с целью достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается.
5.3. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Под необоснованным занижением расценок понимается реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам в два и более раза ниже средних по данному региону, а под необоснованным завышением расценок - реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам, в два и более раза превышающим средние по данному региону.
5.4. Кандидатам, их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение работ по гражданско-правовым договорам, оплачиваемым из средств избирательного фонда кандидата (сбор подписей избирателей, агитационная работа); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кам
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.