Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию материально-технической базы образовательных организаций в Республике Коми, реализующих программы среднего профессионального образования
1. В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р) (далее - Стратегия) Республика Коми относится к перспективному минерально-сырьевому центру; моногорода Воркута, Инта, Усинск, а также МО МР "Усть-Цилемский" входят в состав сухопутных территорий Арктической зоны, относятся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации. Также Стратегией утверждена перспективная экономическая специализация Республики Коми, которая включает в себя следующие отрасли: добыча полезных ископаемых; лесоводство и лесозаготовки; обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели; производство бумаги и бумажных изделий; производство кокса и нефтепродуктов; производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки; производство прочих готовых изделий; транспортировка и хранение; туризм - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма).
Ключевыми направлениями повышения эффективности экономики указаны высокотехнологичная, конкурентоспособная, устойчивая и сбалансированная промышленность при социальной ответственности бизнеса.
Развитая система учреждений среднего профессионального образования эффективно встраивается в решение задач Стратегии и Межрегиональных проектов, реализующихся в интересах Республики Коми при строительстве и реорганизации объектов транспортной инфраструктуры, развития социальной инфраструктуры.
До 2035 года в Республике Коми планируется к реализации 10 направлений Региональных инвестиционных проектов, всего 77 проектов. Квалифицированные рабочие и служащие, специалисты являются ключевым кадровым ресурсом при реализации инвестиционных проектов в таких областях, как система магистральных газопроводов (инициатор проекта ООО "ЛУКОЙЛ-КОМИ", ПАО "Газпром"), строительство объектов добывающей и обрабатывающей отрасли (Группа компаний "РУСТИТАН", ОАО "Ярега-Руда", ООО "СПГ КОМИ"), строительство объектов социальной инфраструктуры, строительство объектов для агропромышленного комплекса.
Задачами Государственной программы Республики Коми "Развитие экономики и промышленности" обозначены повышение инвестиционной привлекательности Республики Коми и инвестиционной активности на территории Республики Коми; развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми; создание высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой и сбалансированной промышленности при социальной ответственности бизнеса.
Задачами Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан" обозначены развитие рынка жилья и улучшение условий проживания граждан; повышение эффективности, экологической безопасности и надежности функционирования коммунальной инфраструктуры, обеспечение качества и доступности коммунальных услуг; повышение комфортности территорий муниципальных образований в Республике Коми; создание условий для развития современного строительного комплекса.
Одним из участников указанных государственных программ Республики Коми является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми и подведомственные ему профессиональные образовательные организации.
Также потребность в специалистах среднего профессионального образования обусловлена реализацией Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года").
Востребованность специалистов со средним профессиональным образованием является стабильно высокой. По информации Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ежегодная потребность в специалистах со средним профессиональным образованием составляет 13200 человек, ежегодно около 3500-4000 специалистов предприятий проходят повышение квалификации и переподготовку кадров в профессиональных образовательных организациях.
При этом в соответствии с прогнозом потребности отраслей экономики Республики Коми в квалифицированных кадрах на территории Республики Коми на период 2021 - 2027 годов (приказ Министерства экономики Республики Коми от 15 октября 2020 г. N 238) наиболее востребованными группами специалистов являются следующие области: "Здравоохранение и медицинские науки", "Инженерное дело, технологические и технические науки", "Образование и педагогические науки".
Распоряжением Правительства Республики Коми от 5 июня 2015 г. N 228-р утвержден перечень наиболее востребованных профессий (специальностей) в государственных учреждениях Республики Коми.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 30 апреля 2019 г. N 678 утвержден перечень профессий и специальностей ТОП-РЕГИОН, отвечающий приоритетам регионального развития Республики Коми и требующий среднего профессионального образования.
Вопросам кадрового обеспечения отраслей экономики, особенно в условиях необходимости импортозамещения, принципиального обновления технологического оборудования на производствах, пересмотра реестра востребованных и перспективных программ подготовки (ТОП-50) в Республике Коми уделяется особое внимание.
В соответствии с поручениями, принятыми на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению в октябре 2015 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось разработать (принять) региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, включающего в себя механизмы обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов подготовки кадров, внедрение элементов системы дуального обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров.
Цель разработки и утверждения стандарта - определить минимально необходимый набор принципов и инструментов для обеспечения потребности промышленности (экономики) региона в высококвалифицированных кадрах и способствовать их внедрению в Республике Коми. Распоряжением Правительства Республики Коми от 29 октября 2019 г. N 420-р об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Республике Коми разработан План мероприятий по внедрению Регионального стандарта, задачи внедрения стандарта направлены на разрешение проблемных вопросов, таких как:
низкая производительность труда в приоритетных отраслях экономики;
дефицит высококвалифицированных кадров для приоритетных задач развития производства;
устаревшая материально-техническая база системы среднего профессионального образования;
разрыв между потребностями работодателей и системой образования;
отсутствие координации системы управления кадровой политикой на уровне субъектов Российской Федерации.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года (постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года") заданы ясные цели, задачи, приоритеты развития экономики и промышленности в Республике Коми, которые определяют требования к приоритетам, целям и задачам системы подготовки кадров и в соответствии с которыми разрабатывается и утверждается стратегия кадрового обеспечения региона.
В Республике Коми осуществляется прогноз потребностей рынка труда в кадровых ресурсах: на перспективу до 7 лет - для проектирования системы образования и профессиональной ориентации учащихся школ по востребованным и перспективным потребностям; на перспективу 3 - 5 лет - для формирования государственного заказа на подготовку кадров и контрольных цифр приема для системы профессионального образования. Кроме того, в республике будет осуществлено обеспечение образовательного процесса современной учебно-методической базой, а также обеспечение доступа учащихся и преподавателей к высокотехнологичному современному оборудованию на любой из доступных площадок (колледж, предприятие, специализированный центр компетенций, ресурсный центр, многофункциональный центр компетенций, межрегиональный центр компетенций и т.д.).
Концепция модернизации профессионального образования Республики Коми на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 12 сентября 2016 г. N 437-р, и Государственная программа Республики Коми "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 522, ставят целью совершенствование системы профессионального образования в соответствии с потребностями экономики Республики Коми в квалифицированных кадрах через реализацию следующих ключевых направлений:
1) создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
2) создание условий для профессионального развития, в том числе с использованием инфраструктурных элементов, таких как центры оценки и сертификации квалификаций и других новых нормативных возможностей дополнительного профессионального образования;
3) корректировка перечня реализуемых направлений подготовки, специальностей и профессий, модернизация образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса на всех уровнях профессионального образования через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, а также через внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения.
Концепция создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций в Республике Коми, реализующих программы среднего профессионального образования, (далее - Концепция) и ее реализация будет способствовать подготовке специалистов как основного ресурса социально-экономического развития, местного и регионального рынка труда. Мониторинг ресурсов системы среднего профессионального образования и текущей ситуации в регионе показывает, что решить поставленные задачи возможно через консолидацию усилий всех профессиональных образовательных организаций, оказавшихся в одинаковых условиях стагнации, ввиду следующих факторов: изолированность и отдаленность региона; ограниченность средств на обновление материально-технической базы; недостаточность развития кадрового потенциала.
Также в соответствии с особенностями и перспективами развития экономики происходит рост потребности в специалистах, изменение их роли, места и функции, повышение требований к компетентности (soft-skills, hard-skills), технологической культуре и качеству труда.
Перспективы развития экономики и социальной сферы Республики Коми требуют специалиста с новыми профессиональными и личностными качествами, среди которых выделяются системное мышление; коммуникативная культура; умение работать в команде; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям; творческой активности и ответственности. Это обуславливает необходимость перехода на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности и ее влияния на основные общественные процессы, что обеспечивает профессиональную мобильность.
Столь актуальные навыки важны и для педагогов, и для студентов. Через объединение опыта и умений педагогов профессиональных образовательных организаций возможно формирование смешанных команд для разработки программ, их реализации и обучения, а созданная материально-техническая база будет способствовать реализации данных программ на всей территории Республики Коми.
2. Характеристика системы среднего профессионального образования Республики Коми.
Важнейшим показателем состояния системы образования Республики Коми является доступность получения профессионального образования и степень развития сети образовательных учреждений профессионального образования.
Сеть образовательных учреждений Республики Коми позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного профессионального образования с учетом потребности различных категорий граждан.
Показатель обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение среднего профессионального образования (далее - показатель доступности СПО) определяется как численность приема на программы СПО за счет бюджетных ассигнований в расчете на 100 человек, окончивших обучение по программам основного общего и среднего общего образования.
Расчетный показатель доступности среднего профессионального образования на 2021 - 2022 учебный год составил 4339 мест (в 2020 - 2021 гг. - 4 424; в 2010 - 2021 гг. - 4 614 чел.), объем контрольных цифр приема (бюджетных мест) - 4772, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 4262 места, за счет федерального бюджета - 510 мест.
Система среднего профессионального образования охватывает подготовку кадров по рабочим профессиям и специальностям среднего звена в профессиональных образовательных организациях и в ряде образовательных организаций высшего образования (подразделениях вузов) Республики Коми. В настоящее время такую подготовку ведут 32 учреждения различных форм собственности и ведомственной принадлежности, из них:
25 государственных профессиональных образовательных учреждений республиканского подчинения;
4 образовательные организации высшего образования, в том числе 2 филиала;
3 учреждения - негосударственные профессиональные образовательные организации.
Все перечисленные образовательные организации осуществляют подготовку около 20 тысяч человек по более чем 80 программам среднего профессионального образования.
Общая численность штатных преподавателей и мастеров производственного обучения составляет 1283 чел., 13,2% из них - мастера производственного обучения. Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в Республике Коми составляет более 30%, каждый второй имеет высшую или первую аттестационную категорию. Средний возраст педагогических работников - 46,7 лет (показатель по Российской Федерации - 46,5 лет).
Ежегодная доля педагогических работников, повышающих квалификацию, составляет 37%. В рамках регионального проекта "Молодые профессионалы" ежегодно около 30 преподавателей (мастеров производственного обучения) Республики Коми проходят повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия. В настоящее время 132 преподавателя прошли повышение квалификации, 17 преподавателей сертифицированы в качестве мастеров-экспертов Ворлдскиллс.
В республике подготовлено свыше 280 экспертов для проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)".
34,4% руководителей и преподавателей прошли обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам подготовки кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе по программе переподготовки по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки руководителей и управленческих команд профессиональных образовательных организаций.
Важным элементом кадрового обеспечения программ среднего профессионального образования является привлечение к преподавательской деятельности специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующей области. В подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействованы специалисты, работающие на условиях штатного совместительства (внешних совместителей), - 293 чел.
Объемы и направления подготовки коррелируют с прогнозной потребностью Республики Коми, при этом большее число студентов (60%) обучается по группе подготовки "Инженерное дело, технологии и технические науки" (Техника и технологии строительства, информатика и вычислительная техника, электроника, радиотехника и системы связи; электро- и теплоэнергетика; машиностроение; прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, техника и технология транспорта, технология легкой промышленности).
Основными направлениями подготовки в Республике Коми являются:
1. |
Наименование укрупненных групп направлений подготовки |
2. |
08.00.00 Техника и технологии строительства |
3. |
09.00.00 Информатика и вычислительная техника |
4. |
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи |
5. |
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика |
6. |
15.00.00 Машиностроение |
7. |
19.00.00 Промышленная экология и биотехнология |
8. |
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия |
9. |
22.00.00 Технология материалов |
10. |
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта |
11. |
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
12. |
27.00.00 Управление в технических системах |
13. |
29.00.00 Технологии легкой промышленности |
14. |
31.00.00 Клиническая медицина |
15. |
34.00.00 Сестринское дело |
16. |
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
17. |
36.00.00 Ветеринария и зоотехния |
18. |
38.00.00 Экономика и управление |
19. |
39.00.00 Социология и социальная работа |
20. |
40.00.00 Юриспруденция |
21. |
43.00.00 Сервис и туризм |
22. |
44.00.00. Образование и педагогические науки |
23. |
46.00.00 История и археология |
24. |
49.00.00 Физическая культура и спорт |
25. |
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты |
26. |
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество |
27. |
53.00.00 Музыкальное искусство |
28. |
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств |
Образовательные организации и филиалы, реализующие программы среднего профессионального образования в Республике Коми, представлены в 12 муниципальных образованиях, в 5 сельских поселениях. Практически все организации имеют общежития, обеспеченность местами составляет 100% от числа нуждающихся. Это позволяет выпускникам общеобразовательных организаций в Республике Коми, взрослому населению выбирать различные пути получения профессионального образования.
Правительством Республики Коми проводится системная работа по организации обучения рабочим специальностям и специальностям, наиболее востребованным организациями в регионе, с учетом прогноза кадровой потребности региона и по заявкам работодателей.
В 2021 году планируется набор на новые направления подготовки по программам среднего профессионального образования:
13.02.07. Электроснабжение (по отраслям);
15.02.09. Аддитивные технологии;
08.02.07. Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции;
35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство.
В 2020 году открыто новое направление подготовки по программам среднего профессионального образования из перечня 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (Т0П-50) - "Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома".
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, в общей численности студентов составляет 6,0%, из них 4,2% - по направлению технической направленности.
Особое внимание уделяется вопросам трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное образование. В 2015 году Россия вошла в группу стран, осуществляющих точный учет трудоустройства выпускников. Подписано расширенное соглашение об информационном взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации и Рособрнадзором. Мониторинг трудоустройства проводится на основе данных о выданных документах об образовании. В 2016 году впервые представлены официальные данные по трудоустройству выпускников системы среднего профессионального образования. Определен ТОП-10 регионов, которые являются лидерами по доле трудоустроенных.
Республика Коми вошла в перечень лидеров субъектов (ТОП-10), заняв четвертую позицию по Российской Федерации. Так, 72,9% выпускников, имеющих среднее профессиональное образование, трудоустраивается, что подтверждено отчислениями налогов работодателями в Пенсионный фонд России.
Одним из приоритетных направлений развития профессиональных образовательных организаций в Республике Коми является развитая система социального партнерства, нацеленная на максимальное согласование и реализацию интересов всех ее участников. Подготовить современного специалиста невозможно в отрыве от реальных производственных условий профессиональной практики.
Основными формами работы социального партнерства являются:
договорная (взаимодействие на основе двухсторонних договоров);
организационная (совместные мероприятия).
Тенденции развития социального партнерства позволяют говорить не только об увеличении количества социальных партнеров профессиональных образовательных организаций Республики Коми, но и о качественном изменении сотрудничества по различным направлениям образовательного процесса: закрепляются и расширяются традиционные формы работы; появляются новые оригинальные, инновационные направления и формы взаимодействия.
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся в РК по программам СПО, в целом составляет 2,6%. Договоры о целевом обучении заключены со студентами 13 образовательных организаций (40,6% от общего количества образовательных организаций Республики Коми).
7 профессиональных образовательных организаций Республики Коми используют технологии дуального обучения, что составляет 18,4% от их общего количества. Всего в 2020 году с профессиональными образовательными организациями в Республике Коми заключено 2728 договоров на подготовку 7311 специалистов.
Формирование современной системы подготовки по перспективным и приоритетным для региона компетенциям проходит на основе инвентаризации имеющейся в Республике Коми инфраструктуры для реализации программ опережающей профессиональной подготовки, в том числе по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки. Все виды программ ориентированы как на массовые формы подготовки, так и на реализацию индивидуальных образовательных траекторий. При построении программ опережающей профессиональной подготовки учитываются интересы заказчиков, используется вариативно-модульный принцип. Формирование образовательных программ реализуется по запросам хозяйствующим субъектов, расположенных на территории Республики Коми.
Программы дополнительного профессионального образования и краткосрочные курсы, планируемые к реализации в рамках проекта, ориентированы на развитие "мягких навыков" и их применение в образовательном процессе - неспециализированных надпрофессиональных навыков, не связанных с конкретной предметной областью: коммуникативные, командные, публичные, лидерские.
С целью реализации отдельных программ (модулей) используется материально-техническая база профессиональных образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность на территории Республики Коми и других регионов, на основе механизма сетевого взаимодействия реализации образовательных программ.
База данных образовательных программ включает в себя разработанные и реализуемые основные и дополнительные профессиональные программы и/или аннотации к программам по компетенциям, основанные на лучших мировых стандартах и практиках, в том числе стандартах "Ворлдскиллс", в том числе онлайн-курсы, размещаемые на портале "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций; методические рекомендации по профессиональному развитию, реализованные в рамках проекта "Билет в будущее", соответствующие лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс".
В рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" в Республике Коми предусмотрено создание в 2023 году Центра опережающей профессиональной подготовки.
В 2019 году в Республике Коми созданы 20 мастерских (лабораторий) в 3 профессиональных образовательных организациях в Республике Коми и 1 образовательной организации высшего образования г. Сыктывкара и г. Воркуты:
1) ГПОУ "Сыктывкарский медицинский колледж имени И.П. Морозова" по медицинскому направлению;
2) "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова" по педагогическому направлению;
3) ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" по направлению информационно-коммуникационные технологии;
4) ГПОУ "Воркутинский политехнический техникум" по направлению информационно-коммуникационные технологии.
В 2020 году на базе ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" оборудованы 5 профессиональных мастерских в соответствии со стандартами WorldSkills по приоритетной группе компетенций "Промышленные и инженерные технологии".
На базе профессиональных образовательных организаций Республики Коми активно реализуется комплекс мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучение их первой профессии на современном оборудовании.
Профессиональная ориентация организуется по основным направлениям:
1) сопровождение мероприятий в рамках реализуемых федеральных и региональных проектов;
2) организация доступности профессиональных проб;
3) реализация программ по освоению приоритетных для региона компетенций;
4) организация обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми;
5) создание и внедрение образовательных программ и необходимых условий для обеспечения возможности изучать предметную область "Технология" и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум";
6) реализация на территории Республики Коми федерального проекта "Билет в будущее" и проектов и мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию;
7) привлечение представителей научных организаций и образовательных организаций Республики Коми, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций;
8) содействие разработке и использованию современных методик, используемых при ранней профессиональной ориентации, видов мероприятий и образовательных программ, технологий профессиональной ориентации и методик тестирования (анкетирования), в том числе с использованием дистанционной формы, для проведения ранней профессиональной ориентации;
9) участие в формировании экспертного сообщества из числа наставников эффективных практик профессиональной ориентации.
3. Опыт Республики Коми в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
Республика Коми имеет достаточный опыт участия в реализации международных, федеральных и республиканских проектов в области образования.
В 2018 году реализован проект международного уровня "Открытое электронное обучение как средство адресного повышения квалификации преподавателей русского языка и преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах" в рамках мероприятия "Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка" основного мероприятия "Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку" и основного мероприятия "Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка" направления (подпрограммы) "Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога ("Русский язык")" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Цель данного проекта - моделирование и апробация модели открытого электронного обучения как средства адресного повышения квалификации преподавателей русского языка и преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах, основанной на диагностике профессиональных компетенций. Проектом предусматривалась разработка пакета диагностических материалов, направленных на изучение профессиональных дефицитов и затруднений педагогов (на основе профессионального стандарта "Педагог"), разработка платформы открытого электронного обучения и реализация на ней дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
В проект были вовлечены педагоги не только Республики Коми, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Смоленска, Вологодской, Кировской, Ростовской, Воронежской областей, Чувашской республики, Республики Карелия, Республики Мордовия, Ямало-Ненецкого автономного округа, Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономного округа, а также Кыргызской Республики и Республики Беларусь.
Перспективы продвижения проекта рассматриваются в рамках регионального проекта "Экспорт образования" (Кыргызская Республика, Республика Болгария, Республика Беларусь).
За последние 5 лет Республика Коми активно участвует в реализации федеральных проектов, так в республике были реализованы:
1) в 2018 году проект "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений". Оператором проекта выступило государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования".
Целью реализации проекта являлось формирование открытой платформы научно-методического сопровождения процессов модернизации содержания образования, развития образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС в системе образования Республики Коми, с учетом ее региональных и этнокультурных особенностей;
2) с 2016 года по 2018 год приоритетный проект "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий под потребности экономики Республики Коми ("Рабочие кадры для экономики Республики Коми")". Целью данного проекта являлось создание в Республике Коми системы подготовки кадров по программам среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями под потребности экономики Республики Коми путем обеспечения к концу 2020 года увеличения доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия, до 30% от общего количества выпускников.
С 2018 года в Республике Коми реализуется региональный проект "Молодые профессионалы". Целью данного проекта является модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100% профессиональных образовательных организациях к 2024 году.
Основными достижениями реализации проектов стало:
19 профессиональных образовательных организаций и 2 образовательные организации высшего образования получили лицензии на 26 новых направлений подготовки, из них 21 из перечня ТОП-50.
В 2020 году в Республике Коми реализованы 24 профессии и специальности ТОП-50, что составляет 48% от общего списка ТОП-50. Это такие направления подготовки, как: "Гостиничное дело", "Технология парикмахерского искусства", "Управление качеством продукции, процессов и услуг", "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей", "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей", "Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ", "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования", "Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики", "Повар, кондитер", "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования", "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)", "Информационные системы и программирование", "Мастер слесарных работ" и др.
В 2020 году подготовку по ТОП-50 осуществляли 19 техникумов и колледжей и 2 образовательные организации высшего образования Республики Коми.
В общем количестве образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования в Республике Коми, доля учреждений, которые обучают по программам ТОП-50, составила 75%.
Объем контрольных цифр приема из перечня ТОП-50 в 2020 году 1530 мест, из них квалифицированные рабочих, служащих - 840 мест, специалистов среднего звена - 690 мест. Соответственно объем контрольных цифр приема профессий и специальностей из перечня ТОП-50 с момента реализации проектов увеличился в 2,2 раза.
Подготовлено свыше 150 экспертов для проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)".
34,4% руководителей и преподавателей прошли обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам подготовки кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
3) в 2018 году в рамках соглашения между Министерством образования и науки России и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидии на реализацию мероприятий по разработке и распространению в системах среднего профессионального, высшего образования новых образовательных технологий и форм организации образовательного процесса создана и функционирует Региональная площадка сетевого взаимодействия по подготовке кадров по перечню наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей СПО в области подготовки "Обслуживание транспорта и логистика" на базе ГПОУ "Коми республиканский агропромышленный техникум", которая объединяет 6 профессиональных образовательных организаций.
В рамках организации деятельности Региональной сетевой площадки осуществляется обеспечение функционирования платформы сетевого взаимодействия и реализации программ подготовки с использованием электронного обучения, ДОТ. Созданы и реализуются в режиме электронного обучения и ДОТ программы повышения квалификации преподавателей ПОО по вопросам подготовки кадров по ТОП-50. Осуществляется апробация разработанных образовательных программ, модулей, методик и технологий, в том числе электронного обучения, ДОТ, по профессиям и специальностям, входящим в заявленную область подготовки по перечню ТОП-50. Организация учебного процесса с применением ДОТ при реализации ФГОС СПО по ТОП - 50 и в дальнейшем будет осуществляться с использованием возможностей единой платформы ГОУ ДПО "Коми республиканский институт развития образования" в условиях сетевого взаимодействия;
4) в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы и соглашения между Министерством образования и науки России и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, с 2016 года в республике функционирует базовая профессиональная образовательная организация, которая обеспечивает поддержку республиканской системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее - Центр).
Основным из показателей деятельности Центра является прием на обучение по программам среднего профессионального образования лиц из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, в 2020 году приняты на обучение 72 студента, что на 58% больше, чем в 2015 году;
5) в рамках соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидии на реализацию мероприятий по созданию условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ОВЗ посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов и форм организации образовательного процесса с января 2018 года создан ресурсный учебно-методический центр по направлению "Сервис и туризм". А в 2021 году создается Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО);
6) в 2019 - 2021 годах Республика Коми вошла в число субъектов Российской Федерации - получателей федеральной субсидии на софинансирование в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". В республике созданы 25 современных мастерских, еще 8 мастерских будут открыты в 2021 году;
7) с 2016 года в Республике Коми реализовывался приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда", который нацелен на создание в Республике Коми универсальной цифровой информационной образовательной среды (портал "Открытое образование Республики Коми"), объединяющей всех участников отношений в сфере образования и направленной на повышение качества образовательного процесса и системы управления в сфере образования, с общим охватом образовательных организаций к 2021 году, использующих ее возможности, не менее 30%. Период реализации: 24 декабря 2016 г. - 1 февраля 2021 г.
Приоритетный проект направлен на обеспечение высокого уровня доступности и качества образовательных ресурсов, а также высокой степени индивидуализации образовательных траекторий.
Итогом работы в 2017 году стал запуск Портала "Открытое образование Республики Коми" https://komiedu.ru/, который в перспективе должен объединить все федеральные и региональные ресурсы и сервисы. С этой целью на портале объединены по принципу "одного окна" в единую структуру все имеющиеся информационные системы в сфере образования в Республике Коми, в том числе созданная в 2018 году единая система дистанционного обучения.
Единая система дистанционного обучения интегрирована с функционирующей в Республике Коми государственной информационной системой Республики Коми "Электронное образование", являющейся региональным сегментом единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся (ФГИС "Контингент обучающихся").
Портал "Открытое образование Республики Коми" объединяет не только информационные ресурсы и системы, используемые в образовательном процессе и в управлении образованием, но и такие электронные сервисы, которые предназначены для обучающихся и их родителей (законных представителей), как наиболее востребованные электронные услуги в сфере образования (электронные дневники, запись в детские сады и школы и др.). Публикации, размещаемые на портале "Открытое образование Республики Коми", направлены на освещение событий и процессов, происходящих в отрасли как на федеральном, так и на региональном уровне, повышение открытости отрасли в целом для населения Республики Коми путем обеспечения доступности официальной и статистической информации, нормативных правовых актов и их проектов.
Значимым направлением работы является предоставление возможности обучения по открытым онлайн-курсам всем желающим гражданам. На портале "Открытое образование Республики Коми" уже созданы первые открытые курсы, ориентированные на повышение грамотности населения в вопросах безопасности жизнедеятельности.
Республика Коми активно участвует в развитии и продвижении международных движений:
1) в 2015 году Республика Коми вступила в движение "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) и активно участвует в мероприятиях, проводимых под эгидой движения: был создан Региональный координационный центр WorldSkills Республики Коми (далее - РКЦ) согласно приказу Министерства образования Республики Коми от 15 сентября 2015 г. N 683 "Об определении регионального координационного центра WorldSkills".
В марте 2016 года впервые был проведен первый Региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) Республики Коми по одной компетенции Кондитерское дело, в 2017 году - по 9 компетенциям, в 2018 году - по 14 компетенциям, в 2019 году - по 23 компетенциям, в 2020 году - по 35 компетенциям.
В 2018 году Республика Коми с 21 мая по 9 июня 2018 года приняла участие в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по следующим компетенциям: ремонт и обслуживание легковых автомобилей; кузовной ремонт; обслуживание грузовой техники. В апробации приняли участие 60 студентов из 4 образовательных организаций Республики Коми. В 2019 году в пилотной апробации приняли участие 180 студентов по 9 компетенциям.
В 2018 году впервые в Республике Коми проведен демонстрационный экзамен как вид квалификационной выпускной работы по программам среднего профессионального образования в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА): испытание новой формы государственной итоговой аттестации прошли 19 студентов по профессии ТОП-50 "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей". В 2019 - 2020 годах в демоэкзамене в форме ГИА участвовали свыше 100 студентов из 3 профессиональных образовательных организаций Республики Коми;
2) Республика Коми активно поддержала и проект по развитию движения "Абилимпикс".
Для определения стратегических направлений и приоритетов развития региональных конкурсов "Абилимпикс" в республике создана межведомственная рабочая группа и Координационный совет работодателей по развитию движения "Абилимпикс" в Республике Коми, который определяет и утверждает перечень соревновательных компетенций.
Создан Республиканский центр развития "Абилимпикс" на базе профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. Утверждены дорожная карта по развитию "Абилимпикс" в Республике Коми, паспорт и медиаплан проведения Чемпионата "Абилимпикс" в Республике Коми.
Пятый год проводится Чемпионат "Абилимпикс" Республики Коми. С каждым годом растет количество компетенций и самих участников Чемпионата. В сравнении с 2016 годом количество участников увеличилось в 9 раз (с 16 до 149), а число компетенций - в 16 раз (с 2 до 24). В программу Чемпионата включены соревновательные, профориентационные, деловые и культурные мероприятия.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработаны региональные проекты, в которых изменены подходы к образованию и воспитанию детей и молодежи.
В Республике Коми реализуются региональные проекты:
1) "Молодые профессионалы";
2) "Современная школа";
3) "Успех каждого ребенка";
4) "Цифровая образовательная среда";
5) "Социальная активность";
6) "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".
Таким образом, в Республике Коми наработан успешный опыт реализации проектов разного уровня и есть все предпосылки и условия для реализации проекта - создание (обновление) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.