Решение Волгоградского областного суда от 17 сентября 2020 г. N 3а-311/2020
"О признании недействующим подпункта 2.2 пункта 2 приложения 4, утв. решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской обл. от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района", в части значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) под размещение круглогодичных туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей на территории Среднеахтубинского муниципального района в размере "12"
г. Волгоград 17 сентября 2020 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры Скуратовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волгоградской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Олимпия-2" о признании недействующим в части решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 года N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района", установил:
решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 года N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района" (далее - решение N 28/174) утверждены значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий (Кдо) - согласно приложению N 4 (пункт 1).
Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения N 4 к решению N 28/174 значение Кдо для круглогодичных туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей утверждено в размере - 12.
В настоящее время оспариваемое решение действует в редакции решений Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 29 января 2013 года N 45/277, от 5 сентября 2013 года N 53/311, от 21 ноября 2013 года N 56/325, от 11 декабря 2013 года N 57/339, от 26 июня 2015 года N 17/63, от 23 января 2017 года N 35/222, с изменениями, внесёнными решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 мая 2013 года по делу N А12-3467/2013, решением Волгоградского областного суда от 25 декабря 2018 года по делу N 3а-454/2018).
Решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 года N 28/174 опубликовано в установленном порядке в издании "Звезда", N 83, 8 ноября 2011 года.
Административный истец - Волгоградская региональная общественная организация "Футбольный клуб "Олимпия-2" (далее также - ФК "Олимпия-2") обратился в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействующим с 1 января 2019 года подпункта 2.2 пункта 2 приложения N 4 к решению N 28/174 как несоответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В обоснование требования истец указал, что административным ответчиком при принятии нормативного правового акта в оспариваемой части не приведено финансово-экономическое обоснование применения коэффициента Кдо в размере 12.
Арендная плата за земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:100028:4, 34:28:100028:10, расположенные в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, находящийся в аренде у истца, рассчитывается по формуле, составной частью которого является значение спорного коэффициента 12, что влечёт для административного истца существенное увеличение арендной платы и платы за фактическое пользование земельным участком.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Гайдукова Е.А. заявленные требования поддержала в полном объёме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также направил отзыв на иск, в котором просил в иске отказать, ссылаясь на наличие финансово-экономического обоснования оспариваемого Кдо - письмо администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 22 ноября 2012 года N 7151.
Представители комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области и администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, направили отзыв и возражения на иск, в которых просили в удовлетворении иска отказать, по основаниям, изложенным в отзыве и возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как установлено судом, решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 года N 28/174 принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции - Среднеахтубинской районной Думой, подписано в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 21 Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Главой Среднеахтубинского муниципального района, официально опубликовано в печатном издании "Звезда", N 83, 8 ноября 2011 года, и по основаниям нарушения процедуры принятия не оспаривается.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 1.6 поименованного выше постановления (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) размер арендной платы за пользование земельными участками в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, рассчитывается в соответствии с разделами 2, 3 настоящего Порядка с учётом коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 5 и не может быть ниже 1.
Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения N 4 к решению N 28/174 значение Кдо для круглогодичных туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей утверждено в размере - 12.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что административный истец на праве аренды использует два земельных участка:
- земельный участок, расположенный по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от Волгоградская область, Среднеахтубинский район, южнее г. Краснослободска, 500 м. западнее автодороги г. Краснослободск - п. Вторая Пятилетка, площадью 24000 кв. м., с кадастровым номером 34:28:100028:4, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешённого использования - для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов (для размещения базы отдыха "Железнодорожник") (договор аренды N 11 от 5 сентября 2007 года, дополнительное соглашение к нему от 11 мая 2012 года N 3);
- земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, участок находится примерно в 1300 м. по направлению на юг от ориентира, площадью 20000 кв. м., с кадастровым номером 34:28:100028:10, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешённого использования - для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов (под базу отдыха "Олимпия" (договор аренды N 39 от 23 апреля 2001 года, дополнительное соглашение N 1 к нему от 11 марта 2016 года, договор об уступке прав и обязанностей по договору аренды от 21 июня 2016 года).
Как следует из расчётов, приложенных к указанным выше договорам аренды, извещений об уплате арендных платежей от 2019 года, арендная плата за пользование земельными участками в 2019 году рассчитывается по формуле, в том числе исходя из оспариваемого коэффициента (Кдо) - 12 (т.1 л.д.48-51, 72-75).
С учётом изложенного выше суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на оспаривание решения N 28/174.
Давая правовую оценку нормативному содержанию подпункта 2.2 пункта 2 приложения N 4 к решению N 28/174, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу - статье 39.7 Земельного кодекса РФ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В связи с тем, что арендуемые Обществом земельные участки находятся в муниципальной собственности, то расчёт арендной платы должен быть произведён исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Однако ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами в материалы дела не представлено экономическое обоснование размера коэффициента Кдо - 12, определённое исходя из доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок и его разрешённого использования.
Представленное администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области финансово-экономическое обоснование (т.1 л.д.164), не является надлежащим доказательством по делу, исходя из следующего.
В ходе рассмотрения дела судом по делу была назначена судебная экспертиза, на разрешение эксперта поставлены вопросы о том, соответствует ли финансово-экономическое обоснование значения коэффициента (Кдо) на территории Среднеахтубинского муниципального района в размере 12 требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки, иных нормативных правовым актам в области оценки; является ли экономически обоснованным значение коэффициента (Кдо) на территории Среднеахтубинского муниципального района в размере 12.
Согласно заключению эксперта ООО "Независимая экспертная оценка Волга" Юдкина А.П. N 20/019сэ от 14 августа 2020 года авторами представленных в материалах дела "финансово-экономических обоснований", подготовленных администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (по исх. от 22 ноября 2012 года N 7151 и от 17 октября 2912 года) факторы, влияющие на размер Кдо не определялись, не анализировались, математические действия или аналитические суждения, в т.ч. с элементами оценочных стоимостных расчётов, в обоснование коэффициента дифференциации (Кдо) не содержатся. Это исключает возможность подтверждения достоверности и проверяемости установленного спорного значения Кдо.
Значение коэффициента дифференциации (Кдо) для земельных участков из категории земель особо охраняемых территорий и объектов под размещение круглогодичных туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей на территории Среднеахтубинского муниципального района в размере "12" не является экономически обоснованным.
Доводы комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о соблюдении принципа экономической обоснованности со ссылкой на то, что размер арендной платы рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка, при установлении которой учитывалось его местонахождение, классификация по целевому назначению, доход, получаемый арендатором от использования земельного участка, подлежит отклонению, поскольку значение кадастровой стоимости земельного участка согласно формуле, содержащейся в пункте 2.1.1 постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п, является составляющей расчёта величины арендной ставки, которое впоследствии умножается на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент Кдо, значение которого в оспариваемом нормативном правовом акте установлено без проведения соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также в отсутствии документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельного участка.
Таким образом, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт применялся длительное время, на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд с учётом положений пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", полагает необходимым признать оспариваемую норму недействующей со дня вступления в законную силу решения суда. Таким образом, требования истца о признании оспариваемой нормы недействующей с 1 января 2019 года, то есть с момента применения указанного Кдо при расчёте арендной платы к истцу, не подлежат удовлетворению.
Разрешая ходатайство директора ООО "Независимая экспертная оценка Волга" о возмещении расходов, связанных с производством судебной экспертизы, в размере 30000 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
Учитывая, что судебная экспертиза была проведена с целью правильного рассмотрения и разрешения административного дела, решением суда административные исковые требования истца удовлетворены, суд приходит к выводу о необходимости взыскания расходов за проведение экспертизы, которые подлежат взысканию с административного ответчика по основаниям статей 108 и 109 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Волгоградской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Олимпия-2" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2.2 пункта 2 приложения N 4, утверждённый решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 3 ноября 2011 года N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района", в части значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) под размещение круглогодичных туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей на территории Среднеахтубинского муниципального района в размере "12".
В удовлетворении требований истца о признании оспариваемой нормы недействующей с 1 января 2019 года отказать.
Взыскать со Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области за счёт бюджета Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в пользу ООО "Независимая экспертная оценка Волга" расходы, связанные с производством судебной экспертизы, в размере 30000 рублей.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Звезда".
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определённой периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Жданова С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 17 сентября 2020 г. N 3а-311/2020 "О признании недействующим подпункта 2.2 пункта 2 приложения 4, утв. решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской обл. от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района", в части значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) под размещение круглогодичных туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей на территории Среднеахтубинского муниципального района в размере "12"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)