Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1121789-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другие законодательные акты в части предоставления гражданам земельных участков на всей территории Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, Д.А. Иониным, сенатором Российской Федерации О.Н. Епифановой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1121789-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другие законодательные акты в части предоставления гражданам земельных участков на всей территории Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, Д.А. Иониным, сенатором Российской Федерации О.Н. Епифановой (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается распространить действие Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) на всю территорию России.
По мнению разработчиков законопроекта, реализация данной законодательной инициативы позволит решить следующие задачи:
- вовлечение значительной части населения Российской Федерации в производство сельскохозяйственной продукции для личных нужд;
- решение проблемы заселения отдаленных территорий, заброшенных населенных пунктов сельской местности;
- стимулирование потребительской активности населения и одновременное развития предпринимательства за счет создаваемой потребности населения в строительстве жилых домов, хозяйственных построек, части инфраструктуры и т.д.;
- целевое и активное использование миллионов гектар земель, не эксплуатируемых в настоящий момент.
По результатам рассмотрения законопроекта и материалов к нему Комитет считает необходимым отметить следующее.
Принятие законопроекта исключит целесообразность дальнейшего действия Федерального закона N 119-ФЗ, так как общие условия предоставления гражданам земельных участков на всей территории Российской Федерации установлены Земельным кодексом РФ.
Стоит отметить, что Федеральный закон N 119-ФЗ принят в качестве отдельного специального закона в целях привлечения населения на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа, снижение оттока местного населения, а также ускорение социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Предложение о распространении Федерального закона N 119-ФЗ на территорию Российской федерации не содержит обоснований, которые учитывают социально-экономические и природно-климатические особенности различных регионов.
Распространение действия положения Федерального закона N 119-ФЗ на всю территорию Российской Федерации будет противоречить его основной цели - привлечения населения на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа в связи с внутренней миграцией населения в более развитые регионы России. Это усилит негативные тенденции социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа.
К проекту федерального закона не представлен анализ наличия свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц. Законопроектом не учитывается имеющийся дефицит свободных земельных участков в ряде развитых густонаселенных регионах России, таких как Московская область, Ленинградская область, Краснодарский край и др., что повышает вероятность возникновения социальной напряженности в стране.
Кроме того, удовлетворение высокого спроса на землю в отдельных регионах будет сопряжено с необходимостью руководствоваться принципам комплексного освоения новых территорий, предусматривающих строительство инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры, что повлечет дополнительную финансовую нагрузку на региональные и местные бюджеты.
Законопроектом не учитывается, что реализация его положений потребует концептуального пересмотра содержания Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов.
Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации уже установлена возможность предоставления гражданам в безвозмездное пользование земельных участков на всей территории Российской Федерации с учетом территориальных особенностей, количества и плотности населения, наличия свободных земельных участков.
Земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предоставляет возможность субъектам страны принимать собственные нормативные правовые акты в области земельных отношений с учетом региональной специфики.
Дополнительно отметим, что на рассмотрении Комитета находится проект федерального закона N 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка предоставления земельных участков в Арктической зоне).
Законопроект N 1153945-7 направлен на совершенствование порядка предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот, а также стимулирование освоения земельных участков, предоставленных гражданам по программе "Дальневосточный гектар", при этом законопроект учитывает интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и иные особенности регионов в Арктической зоне.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1121789-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другие законодательные акты в части предоставления гражданам земельных участков на всей территории Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, Д.А. Иониным, сенатором Российской Федерации О.Н. Епифановой, при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.