Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 1 июня 2021 г. к N 270, п. 2.8.
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части изменения очередности удовлетворения требований кредиторов) внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ограничить установленный абзацем 3 пункта 4 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) перечень платежей, взыскиваемых в процедуре банкротства с должника в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди, исключительно расчетами по оплате выходных пособий и (или) труда лиц, работающим или работавшим по трудовому договору (работников), а также вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Тем самым, согласно законопроекту из второй очереди требований кредиторов исключается ряд обязательных платежей и сборов, таких как выплаты в бюджет подоходного налога на доходы физических лиц, страховых взносов работников в Пенсионный фонд РФ, выплат в Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Комитет не может поддержать концепцию законопроекта, поскольку последняя вступает в противоречие с базовыми положениями страхового, пенсионного, трудового и налогового законодательства РФ.
В силу статьи 226 Налогового кодекса РФ, работодатели и иные лица, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами и обязаны удерживать из выплачиваемых доходов работников налог на доходы физических лиц и перечислять его в бюджет. Таким образом, поскольку обязанность налогового агента по перечислению налога в бюджет исполняется работодателем одновременно с выплатой дохода своим работникам, она не может быть отнесена к иной очереди удовлетворения требований кредиторов, чем установленная действующей редакцией абзаца 3 пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве. Такой подход нашел свое отражение в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном 20 декабря 2016 года постановлением Президиума Верховного Суда РФ.
К тому же, статьей 57 Конституции РФ определен публично-правовой характер обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, в связи с чем налогоплательщик не вправе свободно распоряжаться той частью своего дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Указанный постулат неоднократно подтверждался судебными актами Конституционного Суда РФ, что также делает невозможным предлагаемый законопроектом перевод уплаты страховых взносов, исчисляемые с сумм доходов физическим лицам, в иную очередь удовлетворения требований кредиторов, отличную от той, в которой находятся сами эти выплаты.
Правовая специфика страховых взносов как обязательных платежей заключается в том, что для страхователей-работодателей они представляют собой обязательную составную часть расходов по найму работников, а для застрахованных лиц выступают материальной гарантией предоставления пенсионного обеспечения застрахованным лицам в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья или иным причинам. Данное обстоятельство также не позволяет, как предлагается законопроектом, перевести страховые взносы, исчисляемые с сумм произведенных работникам выплат, в другую очередь удовлетворения требований, чем сами эти выплаты.
В свою очередь, полная и своевременная уплата страхователем -работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ является необходимым условием реализации в системе обязательного пенсионного страхования принципов устойчивости и автономности её финансового обеспечения, а также принципа солидарности поколений, в частности предполагающего несение бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования.
Поскольку платежи по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ являются обязательной составной частью расходов работодателя по найму работников, в правоприменительной практике установился подход, согласно которому требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование удовлетворяются в режиме, установленном для удовлетворения требований по выплате выходных пособий и (или) оплате труда работающих или работавших по трудовому договору, т.е. второй очереди удовлетворения требований кредиторов, что подтверждается судебной практикой. Этот довод также не позволяет согласиться с проектируемым законопроектом исключением из второй очереди кредиторов страховых взносов работников в Пенсионный фонд РФ,
С учетом вышеизложенного, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.