Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1140895-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в целях закрепления права заявителя на выбор формы получения государственных и муниципальных услуг", внесенный депутатом Государственной Думы В.Ф. Рашкиным
(утв. решением Комитета от 16 июня 2021 г. N 172/1)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 апреля 2021 года (протокол N 309, пункт 81) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1140895-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в целях закрепления права заявителя на выбор формы получения государственных и муниципальных услуг", внесенный депутатом Государственной Думы В.Ф. Рашкиным.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 4 - 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ), предусматривающие исключение случаев, при которых государственные или муниципальные услуги оказываются заявителю на основании федерального закона исключительно в электронной форме.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке предлагаемые изменения обеспечат право заявителей на выбор формы получения государственных или муниципальных услуг, поскольку широкому кругу лиц государственные и муниципальные услуги, предоставляемые исключительно в электронной форме, окажутся недоступными, так как цифровые технологии не для всех являются привычными, понятными и удобными.
Вместе с тем, следует учитывать, что предлагаемые законопроектом к исключению положения пункта 6 статьи 4, пункта 3 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, предусматривающие возможность на основании федерального закона предоставлять государственные и муниципальные услуги исключительно в электронной форме, введены Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ).
При этом необходимо отметить, что Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ был разработан в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", предусматривающими, в том числе, перевод предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный формат, что, в свою очередь, позволит гражданам (заявителям) получать соответствующие услуги в любое время без посещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, внесенные указанным федеральным законом изменения были приняты в порядке законодательного обеспечения мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и явились следствием реализации мероприятий Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 года.
Также следует учитывать, что реализация рассматриваемых правовых норм о предоставлении государственных и муниципальных услуг исключительно в электронной форме предусматривает необходимость их обязательного закрепления в федеральных законах. Согласование таких проектов федеральных законов будет осуществляться одновременно с проведением их широкого общественного обсуждения, а также с учетом необходимости обоснования внедрения исключительно электронного канала взаимодействия заявителя при обращении за получением отдельных государственных или муниципальных услуг.
При этом Комитетом отмечается, что в настоящее время не действует ни один федеральный закон, который бы устанавливал требование о предоставлении государственной или муниципальной услуги исключительно в электронной форме.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исключение рассматриваемых правовых норм приведет к внутренней коллизии и пробельности правового регулирования самого Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ), так как они необходимы для реализации нововведенных статьи 7.3, устанавливающей организацию предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме, и статьи 7.4, устанавливающей реестровую модель учета результатов предоставления государственных и муниципальных услуг и вступающей в силу с 1 января 2022 года.
В этой связи Комитетом обращается внимание на неоднократно высказанную позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что законодатель, обладая достаточно широкой дискрецией, вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 15 февраля 2019 года N 10-П, от 28 января 2020 года N 5-П и др.).
Кроме того, Комитетом отмечается, что уже сейчас созданы законодательные условия для последующего перевода ряда государственных (муниципальных) услуг исключительно в электронный формат. Предоставление же услуг традиционным способом при дальнейшем развитии технологий перестает быть универсальным принципом, а для некоторых услуг электронный формат взаимодействия с заявителем может быть и максимально экономически целесообразным. При этом для заявителей, которые по каким-либо причинам не смогут воспользоваться услугой исключительно в электронном форме, остается возможность получения таких услуг самостоятельно или через своего представителя в многофункциональном центре. Так, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ) установлены дополнительные требования к организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, предусматривающие консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и через порталы государственных и муниципальных услуг, в том числе путем оборудования в многофункциональном центре рабочих мест, предназначенных для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также Комитетом обращается внимание на то обстоятельство, что в соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, утвержденным Президентом Российской Федерации 2 мая 2021 N Пр-753, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до конца 2023 года поэтапный переход к предоставлению 24 часа в сутки семь дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (подпункт "ж" пункта 1).
В связи с чем, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ изменения в части установления на основании федерального закона возможности предоставления государственных или муниципальных услуг исключительно в электронной форме являются обоснованными и своевременными.
На законопроект поступило 49 отзывов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (30 положительных и 19 отрицательных) из 38 субъектов Российской Федерации. При этом мнения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совпали в 11 случаях, и в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "ЗА" принятие законопроекта высказались 8 субъектов Российской Федерации, "ПРОТИВ" - 3 субъекта Российской Федерации.
Концепция рассматриваемого законопроекта не поддержана профильным комитетом Совета Федерации - Комитетом по экономической политике.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений нецелесообразным, не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1140895-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в целях закрепления права заявителя на выбор формы получения государственных и муниципальных услуг" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.