Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 985497-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу совершенствования порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации) внесен - депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, А.Н. Шерин, А.В. Андрейченко, С.В. Маринин
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона N 985497-7, которым предлагается внести в статью 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" положение, согласно которому список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, должен быть разбит на общерегиональную часть и региональные группы либо только на региональные группы.
Нормами законопроекта предусматривается, что минимальное число региональных групп не может быть более 10% от числа одномандатных избирательных округов, образованных для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а максимальное число региональных групп устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Минимальное число кандидатов в депутаты в каждой из региональных групп не может быть более 10% от числа распределяемых мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом конкретное число региональных групп и число кандидатов в региональной группе определяется избирательным объединением самостоятельно.
В этой связи Комитет отмечает, что пунктом 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентируется возможность, в зависимости от решения регионального законодателя, разбить список кандидатов на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы.
Законопроектом предлагается лишить субъекты Российской Федерации данной дискреции и установить обязанность для избирательных объединений разбивать списки кандидатов на указанные группы на региональных выборах законодательных (представительных) органов государственной власти.
Комитет отмечает, что авторы законопроекта не приводят никаких практических обоснований (статистических данных, анализа результатов выборов и пр.) необходимости и целесообразности внесения изменений в действующие нормы, регламентирующие выдвижение списков кандидатов на выборах в региональные законодательные (представительные) органы государственной власти.
Принимая во внимание ссылку в пояснительной записке авторов законопроекта на нормы Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Комитет также обращает внимание, что частью 8 статьи 39 данного федерального закона предусмотрена возможность (а не обязанность), согласно которой федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части.
Таким образом, новеллы проекта федерального закона, фактически, направлены на ограничение законодателя субъекта Российской Федерации в возможности определения наиболее оптимального для конкретного региона порядка выдвижения списка кандидатов избирательным объединением. В настоящее время законодатель субъекта Российской Федерации вправе, в частности, не устанавливать обязательное требование о разделении списка кандидатов на группы или установить определенные требования к минимальному и (или) максимальному числу региональных групп, на которые может быть разбит список кандидатов, представляя, тем самым, избирательному объединению право самостоятельно принимать решения о формировании той или иной региональной группы и избежать при этом неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктом "л" пункта 25 статьи 38 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В то же время, по мнению Комитета, действующее нормативно-правовое регулирование данного института, учитывая фактор территориальных, демографических, политических и иных различий субъектов Российской Федерации, в полной мере отвечает конституционным принципам федерализма и направлено на обеспечение широких гарантий участия избирательных объединений в выборах.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту полагает обоснованным рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 985497-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.