Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ОАО "П." в лице Генерального директора ФИО11 В.Б. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 ноября 2020 г., заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда В.И.Г., объяснения представителей ОАО "П." Н.Н.И., Г.Э.Л. (по доверенностям), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей администрации г.о. Тольятти - К.А.А. (по доверенности), Думы г.о. Тольятти - К.Е.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела Самарской областной прокуратуры, судебная коллегия установила:
ОАО "П." обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти", указав в обоснование, что Общество является собственником незавершенного строительством объекта (процент готовности 10%) с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, с видом разрешенного использования - для строительства культурно-выставочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>. В процессе реализации права на получение в аренду указанного земельного участка, находящего в муниципальной собственности, без торгов по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 22, пунктом 10 части 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, возникли разногласия между ОАО "П." и администрацией городского округа Тольятти при заключении договора аренды вышеуказанного земельного участка, как по виду разрешенного использования земельного участка, так и по размеру арендной платы. Договор аренды земельного участка с кадастровым номером N до настоящего времени не заключен поскольку административный истец считает, что Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти", утверждённое Постановлением Мэра города Тольятти от 23 июля 2004 г. N 94-1/П (далее - Положение), на основании которого административным ответчиком осуществляется расчет арендной платы, не соответствует действующему законодательству, в частности пункты 14.2.4, 14.4 и 10.4 Приложения N 1 к Положению не соответствуют Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ОАО "П.", с учетом уточненных требований, просило признать Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти", утвержденное постановлением мэра города Тольятти Самарской области от 23 июля 2004 г. N 94-1/п (газета "Городские ведомости", 2004, 3 августа, 13 августа, 20 августа; 2005, 28 января, 18 февраля; 2008, 17 января, 13 ноября; 2010, 24 апреля, 18 мая, 19 июня; 2014, 29 апреля; 2015, 28 июля, 2018, 26 октября, 11 января 2019 г.) недействующим в части устанавливающей величину процента от удельного показателя кадастровой стоимости земли и коэффициента за вид разрешенного использования земельного участка:
по пунктам 14.2.4. "Строительство иных объектов" и 14.4. "Выставочная деятельность" Таблицы для определения базовых ставок арендной платы на территории городского округа Тольятти приложения N 1 к Положению "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти" с 01 апреля 2019 года - с момента перехода к ОАО "П." право собственности на незавершенный строительством объект с кадастровым номером N;
по пункту 10.4 "Спорт, физическая культура" Таблицы для определения базовых ставок арендной платы на территории городского округа Тольятти приложения N 1 к Положению "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти" с 11 сентября 2020 г. - с даты принятия постановления Администрации г.о. Тольятти от 11 сентября 2020 г. "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 ноября 2020 г. в удовлетворении административного иска ОАО "П." к Администрации г.о. Тольятти о признании недействующим в части Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти", утверждённым Постановлением Мэра города Тольятти от 23 июля 2004 г. N 94-1/П, отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "П." ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, основанного на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии представители ОАО "П." - Н.Н.И., Г.Э.Л. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержали, пояснив, что судом не дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, просили решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации г.о. Тольятти - К.А.А. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Подтвердила, что экономическое обоснование устанавливаемых коэффициентов отсутствует.
Представитель Думы г.о. Тольятти - К.Е.В. (по доверенности) возражала в удовлетворении апелляционной жалобы, просила решение районного суда оставить без изменения.
Прокурор отдела прокуратуры Самарской области в заключении полагал, что районным судом при принятии обжалуемого судебного акта нарушены нормы материального права, дана неправильная оценка имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем решение необходимо отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, признав нормативно-правовой акт в оспариваемой части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 306, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения административного ответчика, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьёй 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено, ОАО "П." принадлежит на праве собственности незавершенный строительством объект (процент готовности 10%) с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, с видом разрешенного использования - для строительства культурно-выставочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, запись о регистрации права собственности внесена в ЕГРН N (право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 27 марта 2019 г.).
20 июня 2018 г. право собственности на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано за муниципальным образованием г.о. Тольятти.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером N между сторонами не заключен, поскольку ОАО "П." считает Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти", утверждённое Постановлением Мэра города Тольятти от 23 июля 2004 г. N 94-1/П, согласно которому определен размер арендной платы за 1 (один) квадратный метр земельного участка в год для функционального использования территории составляет "14.2.4. Строительство иных объектов" - <данные изъяты> руб., не соответствующим действующему законодательству.
Постановлением главы г.о. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м. с месторасположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, изменено с "для строительства культурно-выставочного комплекса" на "спорт (5.1)", ОАО "П." предложено обратиться с заявлением для заключения договора аренды земельного участка.
Районный суд, установив, что оспариваемый нормативно-правовой акт не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; принят соответствующим должностным лицом в рамках предоставленных ему законом полномочий в надлежащей форме и по установленной процедуре; официально опубликован и введен в действие; не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит выводы районного суда ошибочными.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации также следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
ОАО "П.", считая указанную правовую норму в части незаконной, так как пункты 14.2.4 и 10.4 Приложения N 1 к Положению не соответствуют Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582, поскольку определение размеров арендной платы произведено в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, что не отвечает принципу экономической обоснованности и принципу запрета необоснованных предпочтений, приводит к созданию дискриминационных условий в сфере арендных отношений, обратилось в суд с настоящим административным иском.
В подпункте 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.
Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском круге Тольятти" утверждено Постановлением мэра города Тольятти Самарской области N 94-1/п от 23 июля 2004 г.
Подпунктом 10.4 пункта 10 Приложения N 1 к Положению установлен процент от удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 1,5%, коэффициент за вид разрешенного использования земельного участка в размере 1,0 для вида "Спорт, физическая культура";
Подпунктом 14.2.4 пункта 14 Приложения N 1 к Положению установлен процент от удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 6,0%, коэффициент за вид разрешенного использования земельного участка в размере 1,0 для вида "Строительство иных объектов".
Подпунктом 14.4 пункта 14 Приложения N 1 к Положению установлен процент от удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 6,0%, коэффициент за вид разрешенного использования земельного участка в размере 1,5 для вида "Выставочная деятельность".
Изменения в Постановление мэра города Тольятти Самарской области N 94-1/п от 23 июля 2004 г., внесенные постановлениями мэра г.о. Тольятти от 29 декабря 2004 г. N 159-1/п, от 11 января 2008 г. N 44-1/п, оспариваемых положений не затрагивают, базовые размеры арендной платы по видам использования земельных участков остались неизменными.
Вопросы организации и деятельности городского округа определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом городского округа Тольятти закреплены правовые основы местного самоуправления на территории городского округа, определен порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничение их компетенции, экономическая основа местного самоуправления, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий. Устав действует на всей территории городского округа и обязателен для исполнения органами местного самоуправления, должностными лицами и соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории городского округа, а также всем населением.
Постановления и распоряжения мэра, постановления Администрации, изданные в пределах их компетенции, устанавливающие правила, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, вступают в силу после дня их официального опубликования, если постановлением не установлен иной срок вступления в силу (статья 50 Устава 2005 г.).
Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском круге Тольятти", утвержденное Постановлением мэра города Тольятти Самарской области N 94-1/п от 23 июля 2004 г. является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанные на неоднократное применение во времени.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
С учетом действующего правового регулирования юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является должное обоснование оспариваемых значений процента от удельного показателя кадастровой стоимости земли и коэффициент за вид разрешенного использования земельного участка, приведенных в пунктах 14.2.4, 14.4, 10.4 таблицы для определения базовых ставок арендной платы на территории городского округа Тольятти.
Между тем, ни в районный суд, ни в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции административным ответчиком не представлено доказательств наличия экономической обоснованности установленного оспариваемой нормой размера ставки арендной платы, определенного исходя из доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары, (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке и субсидий, предоставляемых организациями, осуществляющими деятельность на таком земельном участке. Более того, представитель администрации г.о. Тольятти в заседании судебной коллегии подтвердила отсутствие такого экономического обоснования.
Выводы районного суда и доводы представителя администрации городского округа Тольятти о том, что на момент принятия оспариваемого Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в г. Тольятти" постановление Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 г. отсутствовало, в связи с чем нормы указанного постановления Правительства не могли распространять свое действие на нормативные правовые акты, принятые до его вступления в силу, судебная коллегия отклоняет как необоснованные, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии у уполномоченного органа обязанности по разработке проектов соответствующих решений в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством и с соблюдением устанавливаемых им принципов.
То обстоятельство, что глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", правового значения для настоящего дела не имеет, поскольку Основные принципы утверждены и подлежали применению к спорным правоотношениям в соответствии с ранее действовавшими редакциями статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предметом по данной категории дел является проверка соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части действующим на момент разрешения спора нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, а установление такого несоответствия в любом случае является основанием для признания данного нормативного правового акта или его части не действующими, а соотношение дат их принятия и введения в действие может иметь правовое значение исключительно для решения судом вопроса о дате, с которой соответствующие нормативные положения подлежат признанию не действующими.
Административный истец, оспаривая Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти", утвержденное постановлением мэра города Тольятти Самарской области от 23 июля 2004 г. N 94-1/п в части, просил признать пункт 14.2.4. "Строительство иных объектов" и 14.4. "Выставочная деятельность" Таблицы для определения базовых ставок арендной платы на территории городского округа Тольятти приложения N 1 к Положению недействующим с 01 апреля 2019 г., ссылаясь на то, что право собственности на незавершенный строительством объект с КН N возникло у ОАО "П." 01 апреля 2019 г.
В части оспаривания пункта 10.4 "Спорт, физическая культура" Таблицы для определения базовых ставок арендной платы на территории городского округа Тольятти приложения N 1 к Положению "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти", административный истец просил признать его недействующим с 11 сентября 2020 г., то есть с даты принятия постановления Администрации г.о. Тольятти от 11 сентября 2020 г. "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые пункты Приложения N 1 к Положению применялись длительное время, в соответствии с их положениями реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц, что является основанием для признания оспариваемых пунктов положения недействующим со дня вступления в законную силу решении суда.
Выводы районного суда о том, что при определении размера арендной платы, в состав которой входит базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, не подлежат применению основные принципы определения арендной платы, нельзя признать правильными ввиду следующего.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г. (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике) сформулирована правовая позиция о том, что утвержденные Постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации. Таким образом, Постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Постановленное решение указанным требованиям не соответствует.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в том числе, является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункты 2, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных ОАО "П." требований о признании недействующим в части Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ОАО "П." к администрации г.о. Тольятти о признании недействующим в части Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти" удовлетворить частично.
Признать недействующими подпункт 10.4 пункта 10, подпункты 14.2.4, 14.4 пункта 14 приложения N 1 к Положению "О порядке определения размера арендной платы за землю в г. Тольятти", утвержденному Постановлением Мэра города Тольятти от 23 июля 2004 года N 94-1/П, в части устанавливающей величину процента от удельного показателя кадастровой стоимости земель и коэффициента за вид разрешенного использования земельного участка, с даты вступления решения суда в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный суд российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 16 апреля 2021 г. N 33а-3181/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании