УИД N 34OS0000-01-2020-000088-44 Дело N 3а-19/2021 (3а-485/2020)
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Коноваловой Ю.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.
с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Скуратовой И.А.
рассмотрев 22 января 2021 г. в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробкина А.В., Макаровой Ю.С., Еремичева А.С., Поляковой О.Н. и Сологубова Д.А. о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа город - герой Волгоград в части, установленной решением Волгоградской городской Думы от 25 сентября 2019 г. N 12/297 "О внесении изменения в решение Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город - герой Волгоград", установил:
Волгоградской городской Думой 25 сентября 2019 г. принято решение N 12/297 "О внесении изменения в решение Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград" (далее - решение Волгоградской городской Думы N 12/297)".
Нормативный правовой акт опубликован в официальном средстве массовой информации газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" N 107 от 26 сентября 2019 г.
Согласно данному решению в приложение 1 <.......> к Правилам землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград внесены изменения: территориальная зона территории в границах земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <.......> га, расположенного по адресу: <адрес>, изменена с общественно-деловой зоны специализированных объектов научного и учебного назначения (Д4-3) на общественно-деловую зону специализированных объектов здравоохранения и социальной защиты (Д4-1).
Коробкин А.В., Макарова Ю.С., Еремичев А.С., Полякова О.Н., Сологубов Д.А. обратились в Волгоградский областной суд с административным иском, в котором просили признать вышеуказанное решение Волгоградской городской Думы недействующим. В обоснование иска сослались на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит градостроительному законодательству РФ (части 2 статьи 5.1, статьям 1, 2, 5 Градостроительного кодекса РФ), принят с нарушением установленной процедуры проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, вследствие того, что им было необоснованно отказано в признании их участниками общественных обсуждений. В результате мнение административных истцов, как жителей муниципального образования, по вопросу изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером N <...> не было учтено. Положениями оспариваемого решения Волгоградской городской Думы N 12/297, как утверждают административные истцы, нарушаются их права на благоприятные условия окружающей среды, благоприятные условия жизнедеятельности, санитарно-эпидемиологические требования.
В связи с изложенным, с учетом уточнения исковых требований просили признать недействующим и отменить решение Волгоградской городской Думы от 25 сентября 2019 г. N 12/297 "О внесении изменения в решение Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград", и изменений, внесенных в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград решением Волгоградской городской Думы от 25 сентября 2019 г. N 12/297 "О внесении изменения в решение Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград" с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
В судебном заседании представитель административных истцов Коробкина А.В., Макаровой Ю.С., Еремичева А.С., Поляковой О.Н., Сологубова Д.А. - А.Т.Э. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители административного ответчика Волгоградской городской Думы - К.В.М., заинтересованных лиц администрации Волгограда - К.А.Ю., департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда - П.Ю.В. с иском не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым N <...> является <.......>, функции агента в отношении которого выполняет АО <.......>.
Согласно оспариваемому решению Волгоградской городской Думы N 12/297 территориальная зона территории в границах земельного участка с кадастровым номером N <...> изменена с общественно-деловой зоны специализированных объектов научного и учебного назначения (Д4-3) на общественно-деловую зону специализированных объектов здравоохранения и социальной защиты (Д4-1), установлены границы указанных территориальных зон в соответствии с положениями статьи 85 Земельного кодекса РФ и статьи 30 части 2 статьи 5.1, статьям 1, 2, 5 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, части 2 статьи 32, части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), подпункту 25 пункта 1 статьи 5, подпункту 10 пункта 2 статьи 24 Устава города - героя Волгограда, принятого Волгоградским городским Советом народных депутатов 29 июня 2005 г. N 20/362 (далее - Устав города-героя Волгограда), утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Правила землепользования и застройки (в том числе изменения в данные Правила) утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ). Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно ст. 23 Устава города-героя Волгограда представительным органом местного самоуправления городского округа города-героя Волгограда является Волгоградская городская Дума, состоящая из 36 депутатов.
Таким образом, утверждение указанных Правил (в том числе изменений к ним) отнесено к полномочиям Волгоградской городской Думы.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Устава города-героя Волгограда по вопросам своей компетенции городская Дума принимает муниципальные правовые акты в форме решений. Решения городской Думы принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы. Решения городской Думы, носящие нормативный характер, подписываются председателем городской Думы и направляются главе Волгограда для подписания и опубликования (обнародования) в течение 10 дней со дня их принятия. Глава Волгограда подписывает и опубликовывает (обнародует) решения городской Думы в течение 10 дней со дня их поступления либо отклоняет их в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
В силу частей 3, 4 статьи 23 Устава города - героя Волгограда городская Дума решает вопросы, отнесенные к ее компетенции, на заседаниях городской Думы. Заседание городской Думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от установленного числа депутатов городской Думы.
Согласно пункту 4 Положения об опубликовании муниципальных правовых актов Волгограда, утвержденного постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 16 ноября 2005 г. N 22/436/2301, официальным средством массовой информации, публикующим муниципальные правовые акты Волгограда органов местного самоуправления, является газета "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград".
Материалами дела подтверждено, в том числе выпиской из протокола очередного заседания Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, что на полномочном заседании Волгоградской городской Думы 25 сентября 2019 г., где из <.......> депутатов присутствовало <.......> депутатов, по вопросу N <...> повестки дня о внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/115 N 12/297) "за" проголосовало <.......> депутатов, воздержался <.......> депутат, то есть за принятие оспариваемого решения проголосовало большинство присутствующих на заседании депутатов.
Принятое на заседании решение подписано председателем Волгоградской городской Думы К.А.В. и главой Волгограда Л.В.В. и опубликовано в официальном средстве массовой информации газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N 107 от 26 сентября 2019 г.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят Волгоградской городской Думой в соответствии с предоставленными представительному органу местного самоуправления городского округа полномочиями, в порядке, предусмотренном законодательством, опубликован в официальном средстве массовой информации.
Доводы административных истцов о нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого решения, в том числе проведения общественных обсуждений и нарушении прав административных истцов подлежат отклонению исходя из следующего.
Процедура принятия оспариваемого нормативного акта предусмотрена положениями статей 5.1, 30, 31 и 32, 33 ГрК РФ.
Так, согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно части 2 названной статьи одним из оснований для рассмотрения местной администрацией вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступившее предложение об изменении границ территориальных зон, изменение градостроительных регламентов.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьей 31 ГрК РФ, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
В силу части 6 статьи 31 ГрК РФ, одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).
Сведения, подлежащие указанию в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 ГрК РФ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).
Статьей 32 ГрК РФ предусмотрен порядок утверждения правил землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления.
Правила проведения общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки предусмотрены ст. 5.1 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедура проведения общественных обсуждений приведена в части 4 статьи 5.1 ГрК РФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
ДД.ММ.ГГГГ. решением Волгоградской городской Думой N <...> утверждено Положение о порядке организации и проведении общественных обсуждений и публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград (далее - Положение).
В соответствии со статьями 16, 20 Положения процедура проведения общественных обсуждений осуществляется поэтапно в порядке, установленном частью 4 статьи 5.1 ГрК РФ, организатором проведения общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в указанные правила, является уполномоченное структурное подразделение администрации Волгограда в области градостроительной деятельности (департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда). Согласно статьи 21 Положения оповещение о начале общественных обсуждений оформляется по установленной форме, публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 7 дней до дня размещения на официальном сайте администрации Волгограда в сети "Интернет" проекта, подлежащего рассмотрению на общественных слушаниях.
Статьей 23 Положения регламентирован порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных слушаниях.
По результатам рассмотрения и обсуждения градостроительной документации организатором проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в течение 3 рабочих дней после окончания срока проведения общественных обсуждений либо после проведения собрания участников публичных слушаний (при проведении публичных слушаний) осуществляется подготовка протокола по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению (статья 24 Положения).
Статьей 25 Положения устанавливается, что на основании протокола общественных обсуждений и публичных слушаний организатор проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в течение 5 рабочих дней после утверждения протокола общественных обсуждений и публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений и публичных слушаний по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению. Заключение о результатах общественных обсуждений и публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов Волгограда, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте администрации Волгограда в сети "Интернет" в пределах срока, установленного статьей 18 настоящего Положения.
Из материалов дела следует, что комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. направил главе Волгограде письмо с предложением о проведении мероприятий по изменению территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером N <...> с общественно-деловой зоны специализированных объектов научного и учебного назначения (Д4-3) на общественно-деловую зону специализированных объектов здравоохранения и социальной защиты (Д4-1), учитывая приоритетное значение реализации мероприятий национальных проектов, установленных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.".
Постановлением и.о. заместителя главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ. N <...> принято решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа.
Постановлением заместителя главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ. N <...> принято решение о назначении и проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа.
После чего в установленном порядке и по установленной форме было оформлено и опубликовано оповещение о проведении общественных обсуждений, из которого следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в департаменте по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с указанием адреса состоятся общественные обсуждения по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки об изменении зоны территории, включающей названный земельный участок. Указаны основания проведения общественных обсуждений, организатор их проведения, цель, дата и время открытия экспозиции проекта (с 5 по 19 июня 2019 г. с 10 до 12 часов в рабочие дни по адресу: <адрес>), а также то, что в период размещения проекта и информационных материалов на официальном сайте администрации в сети "Интернет" (www.volgadmin.ru), проведения экспозиции, участники общественных обсуждений, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания по данному проекту в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений, а также посредством записи в соответствующем журнале.
ДД.ММ.ГГГГ. АО <.......>, выступающее от имени собственника (правообладателя) земельного участка <.......>, направило письмо в адрес организатора общественных осуждений, содержащее свою положительную позицию по вопросу изменения территориальной зоны территории, включающей указанный земельный участок.
По результатам общественных обсуждений, в которых принимал участие 1 участник АО <.......>, ДД.ММ.ГГГГ. составлен протокол о результатах общественных обсуждений, в котором указано о целесообразности рекомендовать главе Волгограда одобрить проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа. На основании протокола подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений с аналогичной рекомендацией.
Из материалов дела следует, что административные истцы в период проведения общественных обсуждений по проекту обжалуемого муниципального нормативного правового акта направили в адрес организатора общественных обсуждений свои письменные замечания и предложения в числе других 2800 обращений лиц, не признанных участниками общественных обсуждений.
Между тем, как видно из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. N <...> заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, указанные замечания и предложения были приняты организатором общественных обсуждений и переданы в соответствии со статьей 31 ГрК РФ после окончания срока проведения общественных обсуждений вместе с протоколом общественных обсуждений и заключением о результатах общественных обсуждений в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.
Так, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. N <...> комиссия, проанализировав предложения, поступившие в ходе указанных общественных обсуждений (около 2800 обращений) приняла решение рекомендовать главе Волгограда представить названный проект нормативного правового акта, то есть по результатам рассмотрения указанных обращений, в том числе обращений административных истцов, комиссией был подготовлен проект обжалуемого муниципального нормативного правового акта и направлен главе Волгограда для рассмотрения и направления в Волгоградскую городскую Думу (том 3 л.д. 190).
ДД.ММ.ГГГГ. глава Волгограда направил председателю Волгоградской областной Думы для утверждения проект оспариваемого решения с пояснительной запиской, заключениями соответствующих органов, копиями протокола общественных обсуждений, заключения о результатах общественных обсуждений и другие документы.
Таким образом, вопреки мнению административных истцов суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта и проведения общественных обсуждений по нему не был нарушен, административные истцы не были лишены возможности высказать свое мнение по проекту решения Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в указанной части и высказали его в форме заявлений, более того, их мнение было учтено комиссией по подготовке проекта нормативного правового акта.
Кроме того, анализ положений статей 5.1, 31 и 32 ГрК РФ позволяет сделать вывод о том, что общественные обсуждения являются лишь составной частью порядка принятия оспариваемого решения представительного органа муниципального образования. Общественные обсуждения, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта правил землепользования и застройки. При этом результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.
Также суд полагает необходимым отметить, что целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам и как следствие обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Между тем, как установлено в судебном заседании, интересы административных истцов, в защиту которых они обратились в суд, не являются реальными, так как их предположение о возможном строительстве на спорном земельном участке объектов отдыха, культурно-образовательного назначения не нашло подтверждения в судебном заседании. Ни собственник данного участка, ни образовательные учреждения, ни муниципальное образование не планирует возведение на этом участке подобного рода объектов. Представленные представителем административных истцов доказательства в виде проектов строительства об обратном не свидетельствуют.
Несостоятельна ссылка административных истцов в обоснование иска на апелляционное определение <.......> от ДД.ММ.ГГГГ. по административному делу N <...>, оставленное без изменения судом кассационной инстанции, поскольку данным судебным актом требования административных истцов о признании незаконными общественных обсуждений по проекту обжалуемого муниципального нормативного правового акта, оставлены без удовлетворения. Не признаны судом незаконными (недействующими) также протокол общественных обсуждений и заключение о результатах указанных общественных обсуждений.
Суждение суда, высказанное в данном судебном акте об отсутствии оснований для отказа в регистрации административных истцов в качестве участников общественных обсуждений с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств о рассмотрении комиссией по подготовке проекта нормативного правового акта обращений административных истцов, связанных с изменением территориальной зоны названного участка, поступивших в числе 2 800 обращений в ходе общественных обсуждений, суд полагает не свидетельствует о незаконности процедуры проведения общественных обсуждений и не является основанием для признания недействующим оспариваемого акта.
Оспариваемый нормативный правовой акт как по процедуре его принятия, так и по существу соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Как следует из материалов дела, указанные изменения правил землепользования и застройки городского округа разработаны в целях создания условий для устойчивого развития территории муниципального образования, создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в частности для обеспечения возможности строительства на данном земельном участке многопрофильной областной детской больницы в рамках реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в том числе в сфере здравоохранения, а также создания на территории Волгоградской области современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.
При этом, как видно из материалов дела и пояснений представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, при подготовке изменений в правила землепользования и застройки границы территориальных зон установлены с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования. Доказательств обратного не представлено.
Также суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Как установлено судом и не опровергнуто административными истцами, они в территориальной зоне территории в границах земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <.......> га, расположенного по адресу: <адрес>, постоянно не проживают, правообладателями земельных участков, находящихся в границах данной территории, и (или) расположенных на ней объектов капитального строительства, и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, не являются.
Их доводы о том, что оспариваемым актом нарушаются их права на благоприятные условия окружающей среды, благоприятные условия жизнедеятельности, о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, о возможном строительстве на спорном земельном участке объектов рекреации, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены и по существу сводятся к доводам о нецелесообразности принятия оспариваемого нормативного правового акта об изменении территориальной зоны спорного земельного участка.
Между тем, в силу пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" по данной категории дел суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия соответствующим органом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции этого органа.
Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определенными, двойного толкования не содержат.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В связи с изложенным суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с установленной процедурой его принятия, опубликования и вступления в законную силу, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую силу, как по процедуре принятия, так и по существу, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил:
в удовлетворении исковых требований Коробкина А.В., Макаровой Ю.С., Еремичева А.С., Поляковой О.Н. и Сологубова Д.А. о признании недействующим и отмене решения Волгоградской городской Думы от 25 сентября 2019 г. N 12/297 "О внесении изменения в решение Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград", о признании недействующими и отмене изменений, внесенных в правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград решением Волгоградской городской Думы от 25 сентября 2019 г. N 12/297 "О внесении изменения в решение Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград", отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании газете "Городские вести. Царицын.Сталинград.Волгоград" либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Волгоградской городской Думы, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.
Судья |
Ю.Ю. Коновалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 22 января 2021 г. N 3а-19/2021 (3а-485/2020) "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Волгоградской городской Думы от 25.09.2019 N 12/297 "О внесении изменения в решение Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)