Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Комитета
экономического развития
и инвестиционной деятельности
Ленинградской области
от 21 июня 2021 г. N 21
Изменения,
которые вносятся в Методические указания по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области, утвержденные приказом Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 13 июня 2013 года N 15
1. Раздел I (Общие положения) изложить в следующей редакции:
"I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) применяются при разработке государственных программ, корректировке государственных программ, мониторинге реализации и оценке эффективности государственных программ.
2. Методические указания подготовлены Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (далее - комитет экономики) и комитетом финансов Ленинградской области (далее - комитет финансов).
3. Основные понятия:
подпрограмма государственной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, исполнителям и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы;
сфера реализации государственной программы/подпрограммы - совокупность социальных и экономических процессов, оптимизируемых соответствующей государственной программой/подпрограммой;
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (или ожидаемым) состоянием сферы реализации государственной программы;
основные параметры государственной программы/подпрограммы - цель, задачи, показатели (индикаторы), ожидаемые (конечные) результаты, сроки реализации, объемы ресурсов государственной программы/подпрограммы;
цель государственной программы/подпрограммы - желаемое состояние сферы реализации государственной программы/подпрограммы;
задача государственной программы/подпрограммы - способы достижения цели государственной программы/подпрограммы;
ожидаемый (конечный) результат государственной программы/подпрограммы - характеристика достижения цели государственной программы (подпрограммы), отражающая выгоды от ее реализации, конечные социально-экономические эффекты от реализации государственной программы (подпрограммы);
показатель (индикатор) государственной программы/подпрограммы - количественная характеристика цели, задачи, мероприятия;
основное мероприятие государственной программы - комплекс мероприятий, по составу определяемый ответственным исполнителем (соисполнителем) государственной программы;
мероприятие государственной программы - комплекс действий по решению соответствующей задачи;
проект - региональный проект, приоритетный проект, отраслевой проект, определенный в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 16 мая 2017 года N 164 "Об организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Ленинградской области";
отдельное мероприятие (мероприятия) проекта - мероприятие (мероприятия) регионального (приоритетного) проекта, реализация которого с учетом целевой направленности осуществляется в двух и более государственных программах (подпрограммах).
Иные понятия применяются в установленных нормативными правовыми актами Ленинградской области значениях.
4. Сроки реализации государственной программы устанавливаются ответственным исполнителем с учетом сроков и этапов реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области, но не менее чем на 3 года. Окончание реализации государственной программы совпадает с завершением этапа реализации стратегии.
5. Основанием для разработки государственных программ является "Перечень государственных программ", утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 8 апреля 2013 года N 95.
6. Впервые принимаемая государственная программа подлежит общественному обсуждению и утверждается постановлением Правительства Ленинградской области.
Государственные программы, планируемые к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде, подлежат утверждению Правительством Ленинградской области не позднее 1 сентября текущего года.
7. Внесение изменений в государственную программу осуществляется путем подготовки проекта постановления Правительства Ленинградской области о внесении изменений в государственную программу в соответствии с пунктом 3.12 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 7 марта 2013 года N 66 (далее - Порядок).
Общественное обсуждение и оценка планируемой эффективности проектов изменений в государственные программы не проводится.
Основанием для внесения изменений в государственную программу является:
- корректировка финансовых параметров с учетом закона о бюджете Ленинградской области, закона о федеральном бюджете, правовых актов Российской Федерации, обращений органов местного самоуправления и юридических лиц, принимающих участие в реализации государственной программы;
- корректировка показателей государственной программы с учетом изменения финансирования, правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области, соглашений, заключаемых с органами федеральной власти, изменения методик расчета, изменения условий реализации государственной программы;
- корректировка структуры государственной программы и информации, включенной в государственную программу в соответствии с изменением законодательства в сфере реализации государственной программы, предложений федеральных органов исполнительной власти, ответственных исполнителей, соисполнителей, участников государственных программ, изменением условий реализации государственной программы;
- иные основания, объективность и необходимость которых подтверждена ответственным исполнителем государственной программы.
Внесение изменений в государственную программу путем изложения государственной программы в новой редакции не допускается, за исключением случаев, установленных Порядком.
Структурная единица государственной программы может быть изложена в новой редакции только в случае внесения существенных изменений.
Под существенными изменениями следует понимать изложение более 50% структурной единицы в новой редакции.
2. Раздел II (Структура государственной программы и состав предоставляемых материалов) изложить в следующей редакции:
"II. Структура государственной программы и состав представляемых материалов
11. Государственная программа состоит из проектной и процессной части.
В проектную часть государственной программы включаются:
- региональные проекты;
- приоритетные проекты;
- отраслевые проекты;
- отдельные мероприятия проектов;
- мероприятия, направленные на достижение целей региональных проектов;
- мероприятия по строительству, реконструкции объектов, приобретению объектов;
- инвестиционные проекты в соответствии с пунктом 4.1 настоящего порядка;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в соответствии с пунктом 4.1 Порядка"
- мероприятия по созданию и развитию государственных информационных систем Ленинградской области;
- мероприятия по совершенствованию правового регулирования в сфере реализации государственной программы;
- мероприятия по предоставлению субсидий на иные цели государственным учреждениям Ленинградской области, носящие проектный характер.
В процессную часть государственной программы включаются:
- выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг;
- предоставление мер социальной поддержки населения Ленинградской области;
- предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- осуществление текущей деятельности казенных учреждений;
- обслуживание государственного долга;
- иные мероприятия, направленные на достижение цели государственной программы, не относящиеся к проектной части.
12. Государственная программа имеет следующую структуру:
а) паспорт государственной программы по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
б) общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации государственной программы;
в) приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы;
г) подпрограммы государственной программы;
д) приложения к государственной программе в соответствии по форме таблиц 1-6а приложения 1 к Методическим указаниям
е) порядки предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение цели государственной программы;
ж) порядки предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на реализацию мероприятий государственной программы, в случае принятия ответственным исполнителем государственной программы решения об утверждении порядков в составе государственной программы;
з) информация о налоговых расходах, направленных на достижение цели государственной программы по форме таблицы 7 приложения 1 к Методическим указаниям.
13. При согласовании государственной программы в соответствии с разделом 3 Порядка с проектом государственной программы представляются:
проект постановления Правительства Ленинградской области об утверждении государственной программы;
дополнительные и обосновывающие материалы согласно разделу IV Методических указаний (могут также быть представлены в составе пояснительной записки к проекту постановления Правительства Ленинградской области об утверждении государственной программы).
Дополнительные и обосновывающие материалы не входят в состав государственной программы.
3. Раздел III (Требования к содержанию государственной программы) изложить в следующей редакции:
"III. Требования к содержанию государственной программы
14. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
В графе "сроки реализации государственной программы" указывается год начала и окончания реализации государственной программы.
В графе "ответственный исполнитель государственной программы" указывается наименование органа исполнительной власти Ленинградской области, определенного Правительством Ленинградской области в качестве ответственного исполнителя государственной программы.
В графе "соисполнители государственной программы" указываются наименования органов исполнительной власти Ленинградской области, являющихся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм), входящей в состав государственной программы.
В графе "участники государственной программы" указываются наименования органов исполнительной власти Ленинградской области, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий государственной программы.
В случае если орган исполнительной власти является одновременно ответственным исполнителем и соисполнителем и/или участником государственной программы, наименование данного органа исполнительной власти указывается в каждой графе.
В графах "цель государственной программы", "задачи государственной программы" указываются цель и задачи государственной программы, сформулированные в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
В графе "ожидаемые (конечные) результаты реализации государственной программы" приводится перечень ожидаемых (конечных) результатов, требования к которым установлены настоящими Методическими указаниями.
В графе "подпрограммы государственной программы" указывается перечень подпрограмм государственной программы.
В графе "проекты, реализуемые в рамках государственной программы" указывается перечень региональных, приоритетных и отраслевых проектов, которые включены в государственную программу, в том числе в случае, когда в государственную программу включены отдельные мероприятия (мероприятие) проектов.
В случае если государственная программа (подпрограмма) не содержит проекты, в графе указывается "реализация проектов не предусмотрена".
В графе "финансовое обеспечение государственной программы - всего, в том числе по годам реализации" отражаются расходы на реализацию государственной программы как за весь период ее реализации, так и в разрезе каждого года ее реализации (без указания источников финансирования).
Для государственной программы в сфере совершенствования межбюджетных отношений в Ленинградской области графа заполняется с учетом следующих особенностей.
В графе "финансовое обеспечение государственной программы - всего, в том числе по годам реализации" указываются (как за весь период ее реализации, так и в разрезе каждого года ее реализации):
общий объем финансирования государственной программы с учетом расчетных объемов дотаций (частей дотаций) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;
общий объем финансирования государственной программы без учета расчетных объемов дотаций (частей дотаций) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа), замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;
расчетные объемы дотаций (частей дотаций) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа), замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц
В графе "размер налоговых расходов, направленных на достижение цели государственной программы, - всего, в том числе по годам реализации" указывается прогнозный объем средств на налоговые расходы, начиная с 2020 года или с начала реализации государственной программы, если государственная программа реализуется с 2020 года или позже.
В случае если государственная программа (подпрограмма) не содержит налоговых расходов, в графе указывается "налоговые расходы не предусмотрены".
14.1 Цель государственной программы.
Цель государственной программы должна соответствовать приоритетам и целям государственной политики в сфере реализации государственной программы, определяемым в стратегии социально-экономического развития Ленинградской области (далее - Стратегия), плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области (далее - План реализации Стратегии), документах стратегического планирования Российской Федерации и Ленинградской области, указе Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области.
В случае если сфера реализации государственной программы указана в качестве приоритета в Стратегии и/или План реализации Стратегии содержит соответствующую сфере реализации государственной программы стратегическую карту целей (далее - стратегическая карта), цель государственной программы должна соответствовать цели Стратегии и стратегической карты Плана реализации Стратегии. Допускаются незначительные отклонения в формулировках цели в Стратегии, Плане реализации Стратегии и государственной программе, при этом смысл цели не должен изменяться.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели.
Цель следует формулировать исходя из следующих критериев:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели наименованию государственной программы и ожидаемым конечным результатам реализации программы).
В формулировке цели должен содержаться социальный, экономический или иной общественно значимый и общественно понятный эффект от реализации государственной программы.
14.2. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач государственной программы. Сформулированные задачи должны обеспечивать достижение соответствующей цели. На достижение цели должно быть направлено несколько задач.
Наименование задачи государственной программы не может дублировать наименование цели.
В случае если План реализации Стратегии содержит соответствующую сфере реализации государственной программы стратегическую карту, рекомендуется формировать задачи государственной программы в соответствии с целями по перспективе "Результаты для клиентов". При этом государственная программа может содержать дополнительные задачи.
Допускаются незначительные отклонения в формулировках задач в Стратегии, Плане реализации Стратегии и государственной программе, при этом смысл задач не должен изменяться.
14.3. Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде характеристик основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) с описанием конкретных завершенных событий (явлений, фактов), позволяющих однозначно оценить достижение цели и результаты реализации государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы формулируются с учетом общественно значимых результатов единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации 1.
Оценка достижения ожидаемых (конечных) результатов государственной программы осуществляется при помощи целевых показателей (индикаторов).
15. Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации государственной программы.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы должна содержать укрупненную оценку фактического уровня развития соответствующей сферы регионального и общегосударственного масштаба с выявлением основных факторов (как внутренних, так и внешних), обуславливающих текущее положение, а также существующих глобальных тенденций и направлений развития на период реализации государственной программы.
В качестве основных факторов и тенденций развития могут быть, например, приведены геополитические и международные отношения, влияющие в том числе на курсовую разницу валют, принятие санкций в отношении России и т.д., а также внутригосударственные тенденции развития (например, импортозамещение, инновационное развитие, развитие цифровой экономики и т.д.).
При необходимости в данном разделе может быть приведена общая информация о динамике ключевых показателей уровня развития сферы реализации государственной программы (на период ее реализации), подкрепляющая выявленные тенденции.
Также в рамках данного раздела должен быть сформирован перечень основных проблем соответствующей сферы, которые необходимо решить в рамках государственной программы для достижения цели и показателей (индикаторов) государственной программы.
Прогноз развития сферы реализации государственной программы должен определять динамику основных макроэкономических показателей и прогресс в решении основных проблем соответствующей сферы социально-экономического развития по итогам реализации государственной программы. При этом должны учитываться параметры прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, Ленинградской области, стратегических документов, действующих в сфере реализации государственной программы. Прогнозные данные приводятся на период реализации государственной программы.
Рекомендуемый объем данного раздела государственной программы - не более 3 страниц.
16. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы.
В рамках данного раздела приводится перечень ключевых приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, определенный на федеральном уровне и закрепленный в первую очередь следующими документами: Указом Президента РФ "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующей отраслевой стратегией, государственной программой Российской Федерации, утвержденной в сфере реализации государственной программы, Стратегией.
В отдельных случаях в данном разделе могут быть отражены также цели и приоритеты государственной политики, определенные отдельными решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с указанием реквизитов соответствующих актов, документов и решений.
При необходимости перечень приоритетов и целей государственной политики может приводиться в разрезе подпрограмм государственной программы.
В рамках данного раздела следует приводить укрупненную характеристику целей и приоритетов государственной политики, избегая избыточной детализации.
Рекомендуемый объем данного раздела государственной программы - не более 2 страниц.
17. Подпрограммы государственной программы.
Исходя из сложности и масштабности решаемых задач в составе государственной программы выделяются подпрограммы. Формирование программ осуществляется с учетом национальных целей, показателей, характеризующих достижение национальных целей, единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации, достижения установленных показателей и результатов региональных проектов. Решение одной задачи государственной программы обеспечивается реализацией одной подпрограммы, не направленной на решение иных задач государственной программы. Решение задачи государственной программы должно являться целью реализации соответствующей ей подпрограммы, за исключением подпрограмм, направленных на обеспечение реализации государственной программы.
При формировании набора подпрограмм государственной программы следует учитывать следующие критерии:
- целевая направленность - подпрограмма должна быть направлена на достижение цели государственной программы, способствовать решению одной задачи государственной программы (за исключением подпрограммы по обеспечению реализации государственной программы);
- масштаб - при формировании системы подпрограмм необходимо обеспечивать сопоставимость подпрограмм по объему финансового обеспечения и(или) влиянию на достижение цели реализации государственной программы;
- требования к минимальному набору подпрограмм - в составе государственной программы не может быть менее двух подпрограмм, предусматривающих финансовое обеспечение. Государственная программа не может состоять менее чем из трех подпрограмм, если в составе государственной программы предусмотрена подпрограмма, направленная на обеспечение реализации государственной программы.
Подпрограммы государственной программы содержат следующие разделы.
а) Паспорт подпрограммы (разрабатывается аналогично паспорту государственной программы, за исключением граф "соисполнитель" и "подпрограммы государственной программы", которые в паспорте подпрограммы отсутствуют).
Требования к целям и задачам подпрограммы аналогичны требованиям к целям и задачам государственной программы с учетом следующих особенностей.
В случае если План реализации Стратегии содержит стратегическую карту, соответствующую сфере реализации государственной программы, задачи подпрограммы рекомендуется формировать с учетом задач по перспективам "Внутренние изменения", "Ресурсы", "Управление" Плана реализации Стратегии (по целям, соответствующим сфере реализации подпрограммы). Задачи подпрограммы должны охватывать все цели (задачи) указанных перспектив стратегической карты в части, соответствующей подпрограмме государственной программы.
В случае если План реализации Стратегии содержит стратегическую карту, соответствующую сфере реализации подпрограммы, цель подпрограммы (и соответственно одна из задач государственной программы) должна соответствовать цели стратегической карты Плана реализации Стратегии (допускаются незначительные отклонения в формулировках, при этом смысл не должен искажаться); задачи подпрограммы рекомендуется указывать в соответствии с задачами по перспективе "Результаты для клиентов" стратегической карты.
В любом из указанных случаев подпрограмма может содержать дополнительные задачи.
Задачи подпрограмм формулируются с учетом региональных и приоритетных проектов, включенных в подпрограмму.
б) Обоснование и характеристика основных мероприятий и проектов подпрограммы.
В данном разделе приводится краткое описание содержания, состава и механизмов реализации (предоставление субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов) основных мероприятий на весь период реализации государственной программы; приводится обоснование необходимости и достаточности предлагаемого комплекса мероприятий и проектов для решения задач подпрограммы.
При описании основные мероприятия и проекты группируются по задачам подпрограммы.
С учетом данного раздела формируются сводный детальный план реализации государственной программы, содержащий полный перечень мероприятий основного мероприятия с указанием сроков и объемов финансового обеспечения. Дублирование мероприятий детального плана в данном разделе не рекомендуется, при этом необходимо придерживаться принципа содержательного соответствия.
В случае если реализация основного мероприятия или проекта предполагает участие в реализации органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе не требующего финансового обеспечения, сведения об участии отражаются при описании мероприятия.
Сведения могут приводиться как обобщенно 2, так и с указанием конкретных физических и юридических лиц, органов местного самоуправления 3.
Сведения рекомендуется отражать в разрезе основных мероприятий подпрограммы с указанием характера участия органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
18. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы (далее - обеспечивающая подпрограмма), разрабатываемую с учетом положений настоящих Методических указаний. К обеспечивающей подпрограмме предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам государственной программы с учетом следующих особенностей.
В обеспечивающей подпрограмме отражаются цель и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления, в том числе на исполнение государственных функций, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации государственной программы.
Цель обеспечивающей подпрограммы не включается в число задач государственной программы.
Ожидаемые результаты обеспечивающей подпрограммы характеризуют достижение цели подпрограммы и могут устанавливаться без учета требований пункта 14.3 Методических указаний.
Задачи обеспечивающей подпрограммы могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации государственной программы.
Для достижения цели (решения задач) обеспечивающей подпрограммы формируются основные мероприятия, в состав которых включаются:
информационное обеспечение и мониторинг реализации государственной программы в целом;
проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач не менее двух других подпрограмм государственной программы;
оценка качества сферы реализации государственной программы;
управление сферой реализации государственной программы;
кадровое обеспечение сферы реализации государственной программы;
иные мероприятия, направленные на изменение сферы реализации нескольких подпрограмм государственной программы.
Основные мероприятия обеспечивающей подпрограммы относятся к процессной части.
Обеспечивающая подпрограмма может не иметь целевых показателей (индикаторов), при этом ожидаемые результаты реализации мероприятий обеспечивающей подпрограммы в детальном плане устанавливаются.
19. Мероприятия государственной программы.
Состав основных мероприятий, региональных, приоритетных, отраслевых проектов должен обеспечивать достижение цели и решение задач государственной программы.
Выделение основных мероприятий в структуре государственной программы осуществляется в целях обеспечения эффективного управления реализацией государственной программы. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля выполнения государственной программы, но не усложнять систему мониторинга и отчетности. Наименования основных мероприятий не должны дублировать наименования цели и задач подпрограммы.
В рамках основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (осуществление инвестиций, закупка товаров, работ, услуг, оказание государственных услуг (выполнение работ), разработка мер нормативно-правового регулирования, научное обеспечение, представление межбюджетных трансфертов и другие). Для решения каждой задачи подпрограммы выделяется не менее одного основного мероприятия, регионального, приоритетного, отраслевого проекта. При этом не допускается, когда основное мероприятие по масштабности превышает задачу. Основное мероприятие, региональный, приоритетный, отраслевой проект рекомендуется ориентировать на решение конкретной задачи подпрограммы.
Подпрограмма государственной программы должна включать в себя не менее двух основных мероприятий, региональных, приоритетных, отраслевых проектов, отдельных мероприятий проектов.
Основное мероприятие представляет собой группу конкретных мероприятий, имеющих общую целевую направленность. Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения в их наименованиях целевых статей расходов бюджета Ленинградской области.
В составе одного основного мероприятия рекомендуется выделять не менее двух мероприятий. Исключение составляют региональные, приоритетные и отраслевые проекты, отдельные мероприятия проектов.
Наименование основного мероприятия должно быть лаконичным и ясным, не должно содержать:
указаний на цель, задачи и индикаторы государственной программы (подпрограмм государственной программы), а также описание путей, средств и методов их достижения;
наименований областных законов, иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области;
указаний на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики;
указаний на виды и формы государственной поддержки (субсидии юридическим лицам), формы межбюджетных трансфертов.
Формулировки мероприятий, включаемых в состав основного мероприятия должны отражать действия, осуществляемые участниками государственной программы и(или) осуществляемые при их содействии.
Для построения логичной структуры и осуществления последовательной детализации бюджетных ассигнований по соответствующим кодам целевой статьи расходов бюджета Ленинградской области в качестве основных мероприятий не следует выделять позиции, обособляемые в виде отдельных направлений расходов классификации расходов бюджетов. Не допускаются идентичные (в том числе по содержанию) наименования основных мероприятий и направлений расходов. На уровне направления расходов обособляются бюджетные ассигнования на исполнение каждого публичного нормативного обязательства (предоставление межбюджетного трансферта, взноса в уставный капитал и т.д.).
При формировании основных мероприятий, включающих мероприятия, предусматривающие осуществление указанных расходов, необходимо учитывать следующее.
В случае наличия мероприятий, направленных на осуществление выплат по публичным нормативным обязательствам, содержание основного мероприятия не должно отражать мероприятие по осуществлению конкретной выплаты. Указанные основные мероприятия следует формировать руководствуясь принципом агрегации мероприятий, содержащих конкретные выплаты, либо по видам выплат (например, пособия, компенсация, другие социальные выплаты), либо по укрупненным категориям их получателей (например, конкретное указание категорий граждан, инвалиды, дети-сироты и дети, иные категории получателей) 4.
При наличии мероприятий, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов, такие мероприятия следует группировать в основное мероприятие по целевому назначению предоставления финансовой поддержки. При этом наименование основного мероприятия не должно характеризовать формы межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты) 5.
Мероприятия по предоставлению субсидий организациям следует группировать по целевому назначению предоставления финансовой поддержки, аналогично мероприятиям по предоставлению межбюджетных трансфертов.
Мероприятия, предусматривающие предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, следует относить к соответствующему основному мероприятию в зависимости от функционального назначения объекта капитальных вложений.
Расходы на строительство и реконструкцию конкретных объектов адресной инвестиционной программы должны быть объединены между собой и включены в основное мероприятие (основные мероприятия) исходя из целевого назначения этих объектов.
В случае осуществления мероприятий по предоставлению взносов в уставный капитал (уставный фонд) обществ (предприятий, учреждений, организаций) мероприятия следует агрегировать по признаку цели инвестирования или сфере деятельности общества. Кроме того, наименование основного мероприятия не должно содержать наименования предприятия, указание на его месторасположение и иные специфические характеристики. Указанные требования следует применять и к иным формам государственной поддержки организаций (без указания в наименовании основного мероприятия вида такой поддержки) 6.
При этом целесообразно объединять в основные мероприятия меры государственной поддержки как между собой, так и с иными расходами аналогичной целевой направленности.
При наличии в Плане реализации Стратегии стратегической карты по сфере, соответствующей государственной программе или подпрограмме государственной программы, основные мероприятия формируются с учетом целей (задач) стратегической карты. Основные мероприятия государственной программы или подпрограммы должны обеспечивать достижение целей (задач) стратегической карты.
19.1. Региональные, приоритетные и отраслевые проекты включаются в государственную программу в обязательном порядке в соответствии с целевой направленностью.
Государственная программа может содержать отдельные мероприятия проектов.
В случае если приоритетный или отраслевой проект входит в программу проектов, информация об этом отражается в разделе "Обоснование и характеристика основных мероприятий и проектов подпрограммы".
Для достижения целей региональных проектов мероприятия, направленные на достижение цели регионального проекта и не включенные в региональный проект, группируются в основное мероприятие (основные мероприятия) в составе соответствующей подпрограммы 7.
20. Приложения к государственной программе.
20.1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы приводятся в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Методическим указаниям.
Показатели (индикаторы) государственной программы характеризуют успешность реализации мероприятий государственной программы.
Допускается не устанавливать показатели (индикаторы) для мероприятий процессной части государственной программы.
Показатели государственной программы должны определяться с учетом показателей, установленных стратегией социально-экономического развития Ленинградской области, планом реализации стратегии, прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области, показателей достижения национальных целей.
При наличии в плане реализации стратегии стратегической карты по сфере, соответствующей государственной программе или подпрограмме государственной программы, показатели государственной программы или подпрограммы должны включать показатели перспектив "Результаты для клиента", "Внутренние изменения".
Все цели, задачи государственной программы и ее подпрограмм должны быть обеспечены показателями. При этом количество показателей не должно усложнять мониторинг реализации, отчетность и актуализацию государственной программы.
Для каждой задачи государственной программы (подпрограммы) рекомендуется выделять не более 2 показателей.
Не рекомендуется включать в государственную программу показатели региональных проектов в целях исключения двойной отчетности. Данные показатели устанавливаются в паспортах региональных проектов и контролируются в рамках исполнения региональных проектов.
При необходимости утверждения расширенного перечня показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) расширенный перечень утверждается ответственным исполнителем (соисполнителем) государственной программы в составе правового акта об утверждении детального плана реализации государственной программы. Расширенный перечень показателей формируется по форме таблицы 8б) приложения 1 к настоящим Методическим указаниям.
В качестве наименования показателя (индикатора) используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Формулировки показателей (индикаторов) государственной программы ее подпрограмм не могут дублироваться между собой.
Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (способность характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи программы/подпрограммы с исключением возможности улучшения значений показателя при ухудшении реального положения дел;
измеримость (возможность количественной оценки);
объективность (ограничение возможностей искажения результатов реализации государственной программы/подпрограммы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга государственной программы/подпрограммы);
однозначность (единство понимания существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, с ограничением применения излишне сложных показателей (индикаторов) и показателей (индикаторов), не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (минимизация затрат на получение отчетных данных за счет преимущественного использования существующих процедур сбора информации);
сопоставимость (возможность сравнения оценок прогресса в различные периоды, при реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также используемых в международной практике);
своевременность и регулярность (строго определенная периодичность и соразмерность временного лага между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год), следует использовать показатели, отчетная информация по которым может быть представлена не позднее даты направления ответственным исполнителем уточненной информации о достигнутых значениях показателей (индикаторов) государственной программы по итогам года в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области).
Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам, отвечать требованиям Порядка.
Не допускается использовать интервальные значения показателей (запланированные значения показателей не должны содержать слов "не более", "не менее", "более", "менее").
Для отчетного периода указываются плановые и фактические значения показателей (индикаторов); для текущего года и последующих лет - плановые значения показателей (индикаторов).
Плановые значения показателей (индикаторов) для текущего года и последующих лет устанавливаются (корректируются) с учетом динамики фактических значений показателей (индикаторов) за предыдущие годы.
Для подпрограмм государственной программы, показателей государственной программы и подпрограмм государственной программы определяются удельные веса, характеризующие значимость подпрограммы и показателя.
Сумма удельных весов показателей подпрограммы должна быть равна единице.
Сумма удельных весов показателей государственной программы равна единице.
Сумма удельных весов подпрограмм государственной программы должна быть равна единице.
При включении в государственную программу информации о значениях показателей в разрезе муниципальных образований сведения представляются по форме таблицы 3 приложения 1 к Методическим указаниям.
20.2. Сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) государственной программы приводятся по форме таблицы 4 приложения 1 к Методическим указаниям.
20.3. План реализации государственной программы формируется в соответствии с таблицей 6 приложения 1 к Методическим указаниям и содержит сведения о запланированных основных мероприятиях и проектах, в том числе не требующих финансирования, сроках их реализации, финансовом обеспечении.
В качестве источников финансового обеспечения государственной программы Ленинградской области отражаются расходы:
федерального бюджета - в части планируемых объемов межбюджетных трансфертов областному бюджету, а также расходов на мероприятия, финансируемые напрямую из федерального бюджета;
областного бюджета - в части планируемых ассигнований областного бюджета на реализацию мероприятий, в составе расходов областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований отражаются расчетные объемы дотаций (частей дотаций) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа), замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;
местных бюджетов - в части планируемых (прогнозируемых) объемов софинансирования мероприятий, для осуществления которых предоставляются субсидии областного бюджета;
прочих источников - в части расходов иных организаций по мероприятиям, реализуемым при финансовом или организационном участии органов исполнительной власти Ленинградской области, инвестиционным проектам, расходов бюджетов других субъектов РФ. В государственную программу могут быть включены инвестиционные проекты, соответствующие целям и задачам реализации государственной программы (подпрограмм государственной программы), реализация которых согласована Межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории Ленинградской области.
В качестве расходов прочих источников также отражаются средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Расчетные объемы дотаций (частей дотаций) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа), замененных дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, предусматриваются в плане реализации в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 14 Методических указаний.
Средства на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов государственной и муниципальной собственности предусматриваются в плане реализации государственной программы в разрезе основных мероприятий (групп объектов).
Перечень объектов, строительство, реконструкция и модернизация которых предусмотрены в рамках государственной программы (подпрограммы), формируется ответственным исполнителем в порядке и по форме, установленной Положением о формировании и реализации адресной инвестиционной программы Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2019 года N 10.
Объем расходов областного бюджета на реализацию государственной программы на очередной год и плановый период утверждается законом об областном бюджете по соответствующей каждой государственной программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области об утверждении государственной программы. После утверждения областного бюджета (внесения изменений в областной бюджет) государственные программы должны быть приведены в соответствие с областным бюджетом в сроки, установленные бюджетным законодательством, за исключением случаев, установленных пунктом 3.13 Порядка.
Сведения о фактических расходах (для отчетного периода) в соответствии с пунктом 3.12 Порядка отражаются в государственной программе по форме таблицы 6а приложения 1 к Методическим указаниям.
20.4. В целях эффективного использования бюджетных средств в составе государственных программ учитываются налоговые расходы областного бюджета, обусловленные льготами, предоставляемыми налогоплательщикам, направленные на достижение целей государственных программ. Сведения о налоговых расходах, направленных на реализацию государственной программы, отражаются в отдельном приложении к государственной программе "Сведения о налоговых расходах областного бюджета Ленинградской области, направленных на достижение цели государственной программы".
В данном приложении отражается информация по всем налоговым расходам, направленным на достижение цели государственной программы с привязкой к структурным элементам и показателям государственной программы (подпрограммы) и обоснованием влияния налоговой льготы на достижение цели и задач государственной программы (подпрограммы).
Сведения о размерах налоговых расходов областного бюджета приводятся по форме таблицы 7 приложения 1 к настоящим Методическим указаниям.
Таблица заполняется с учетом Перечня налоговых расходов Ленинградской области и паспорта налогового расхода.
4. Раздел IV (Дополнительные и обосновывающие материалы) изложить в следующей редакции:
"IV. Дополнительные и обосновывающие материалы
21. При разработке государственной программы в целях обеспечения связи государственной программы и плана реализации Стратегии представляется информация о взаимосвязи мероприятий государственной программы и плана реализации Стратегии по форме таблицы 13 приложения 1 к Методическим указаниям.
При внесении изменений в государственную программу, затрагивающих перечень основных мероприятий и проектов, либо при корректировке плана реализации Стратегии представляется актуализированная таблица.
22. При разработке государственной программы в составе дополнительных и обосновывающих материалов представляется информация о взаимосвязи целей, задач, ожидаемых результатов, показателей и мероприятий государственной программы по форме таблицы 14 приложения 1 к Методическим указаниям.
При внесении изменений в государственную программу, затрагивающих цели, задачи, ожидаемые результаты, показатели и мероприятия, представляется актуализированная таблица.
23. При разработке государственной программы, корректировке состава и значений целевых показателей (индикаторов) предоставляется обоснование показателей и их значений.
24. Обоснование расходов на реализацию государственной программы приводится для средств местных бюджетов, прочих источников, федерального бюджета приводится на весь период реализации государственной программы. Для средств областного бюджета, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - для срока реализации, выходящего за пределы текущего года и планового периода.
Обоснование расходов приводится по каждому основному мероприятию.
При обосновании расходов используются актуальные индексы, рекомендованные Министерством экономического развития РФ в составе прогноза социально-экономического развития.
Планируемые расходы на реализацию государственной программы по всем источникам финансирования (за исключением областного бюджета) должны быть подтверждены соответствующими документами (например, соглашениями с органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, инвесторами, государственными корпорациями и др.), а при невозможности - обоснованиями механизма их привлечения.
Принятие федеральных правовых актов, предусматривающих выделение средств федерального бюджета Ленинградской области, является основанием для включения данных средств в соответствующую государственную программу.".
------------------------------
1Примером формулировок ожидаемых результатов могут быть:
- дети в возрасте от полутора до трех лет имеют возможность получать дошкольное образование;
- обеспечена возможность профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний;
- созданы условия для комфортного старта и легкого ведения бизнеса.
2Например, в реализации мероприятий подпрограммы принимают участие органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
3Например, в реализации мероприятий подпрограммы принимает участие государственное казенное учреждение Ленинградской области "Агентство экономического развития Ленинградской области"
4Примеры формирования основных мероприятий:
осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (в рамках данного основного мероприятия выделяются мероприятия по выплатам в разрезе категорий граждан);
предоставление гражданам единовременных пособий (в рамках данного основного мероприятия выделяются мероприятия по видам пособий);
оказание мер поддержки (в рамках данного основного мероприятия выделяются мероприятия по видам поддержки и категориям получателей).
5Например, такого рода основные мероприятия могут быть сформулированы как государственная поддержка определенной сферы деятельности.
6Например, государственная поддержка организаций в целях технического перевооружения производственной базы, поддержка научно-производственных предприятий определенной сферы.
7Например:
1) в рамках регионального проекта предусмотрены мероприятия по приобретению оборудования для целей дополнительного образования. В целях реализации проекта в государственной программе выделяется основное мероприятие, включающее мероприятия по обслуживанию указанного оборудования, разработке учебных программ, повышению квалификации педагогов, подготовке помещений и так далее, обеспечивающих возможность эффективного использования оборудования;
2) в рамках регионального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" осуществляются мероприятия по развитию региональной гарантийной организации, развитию региональной микрофинансовой организации, поддержке социального предпринимательства. Одновременно с реализацией проекта в государственную программу включены мероприятия:
- развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, привлекающих кредитные ресурсы;
- поддержка проектов на начальной (посевной) стадии (субсидии бюджетам муниципальных образований)
- развитие рыночных инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (микрозаймы и поручительства)
- развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства.
Указанные мероприятия объединяются в основное мероприятие (основные мероприятия), наименование формулируется таким образом, чтобы прослеживалась связь с направлением регионального проекта, например, "Содействие созданию стартовых условий и улучшению условий ведения бизнеса субъектами МСП".
------------------------------
5. Пункт 23 раздела V (Сводный детальный план и детальный план реализации государственной программы) считать пунктом 25.
6. Пункты 24 - 28 раздела VI (Мониторинг реализации государственной программы) считать пунктами 26 - 30.
7. Пункты 29 - 35 раздела VII (Завершение реализации государственной программы) считать пунктами 31 - 37.
8. В приложении 1 к Методическим указаниям:
8.1 таблицу 1 (Структура государственной программы) признать утратившей силу.
8.2 таблицу 4 изложить в следующей редакции:
"Таблица 4
Сведения
о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) государственной программы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Временная характеристика 1) |
Алгоритм формирования/пункт Федерального плана статистических работ 2) |
Срок предоставления отчетности |
Ответственный за сбор данных по показателю 3) |
Реквизиты акта 4) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-----------------------------
1)Указываются периодичность сбора данных и вид временной характеристики (показатель на дату, показатель за период; ежегодно, ежеквартально, ежемесячно).
2)Приводятся формула и краткий алгоритм расчета. При описании формулы или алгоритма необходимо использовать буквенные обозначения базовых показателей. Для показателей, включенных с Федеральный план статистических работ, указывается пункт плана.
3)Указывается орган исполнительной власти Ленинградской области, федеральный орган исполнительной власти, иная организация, ответственная за формирование отчетных данных по показателю.
4)Указываются реквизиты акта, утвердившего методику расчета показателя, при наличии.";
-----------------------------
8.3 таблицу 4а) исключить;
8.4 таблицу 6 изложить в следующей редакции:
"Таблица 6
План
реализации государственной программы 1)
Наименование государственной программы, подпрограммы государственной программы, основного мероприятия, проекта |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник 2) |
Годы реализации |
Оценка расходов (тыс. руб., в ценах соответствующих лет) |
||||
Всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет Ленинградской области |
Местные бюджеты |
Прочие источники |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Государственная программа |
|
Первый год реализации |
|
|
|
|
|
|
Второй год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
Третий год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 |
|
Первый год реализации |
|
|
|
|
|
|
Второй год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
Третий год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
Проектная часть | |||||||
Проект 1 |
|
Первый год реализации |
|
|
|
|
|
|
Второй год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
Третий год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
Проект 2 |
|
Первый год реализации |
|
|
|
|
|
|
Второй год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
Третий год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1 |
|
Первый год реализации |
|
|
|
|
|
|
Второй год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
Третий год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
Процессная часть | |||||||
Основное мероприятие 1 |
|
Первый год реализации |
|
|
|
|
|
|
Второй год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
Третий год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 2 |
|
Первый год реализации |
|
|
|
|
|
|
Второй год реализации |
|
|
|
|
|
|
|
Третий год реализации |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
Проектная часть | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
------------------------------
1)План реализации заполняется с учетом особенностей, предусмотренных абзацем 11 пункта 14 Методических указаний.
2)Для уровня государственной программы указывается ответственный исполнитель, подпрограммы - соисполнитель, основного мероприятия, проекта - участник.
------------------------------
8.5 дополнить таблицей 8б) следующего содержания:
"Таблица 8б)
Расширенный перечень
показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы)
____________________________________________________________________
(наименование государственной программы (подпрограммы)
N |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Значения показателей (индикаторов) |
|||||
Базовый период |
Первый год реализации |
Второй год реализации |
Третий год реализации |
... |
Последний год реализации |
|||
|
Государственная программа |
|||||||
|
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 |
|||||||
|
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
".
8.6 дополнить таблицей 13 следующего содержания:
"Таблица 13
Информация
о взаимосвязи мероприятий государственной программы и плана мероприятий по реализации Стратегии
Наименование задачи плана мероприятий по реализации Стратегии |
Наименование основного мероприятия, проекта, обеспечивающего достижение |
Стратегическая карта целей .... | |
Задача 1 |
Основное мероприятие 1 |
Региональный проект 1 | |
Задача 2 |
Основное мероприятие 2 |
|
|
";
8.7 дополнить таблицей 14 следующего содержания:
"Таблица 14
Информация
о взаимосвязи целей, задач, ожидаемых результатов, показателей и мероприятий государственной программы
Цель государственной программы/под программы |
Задача государственной программы/под программы |
Ожидаемый результат государственной программы/подпрограммы |
Основное мероприятие (проект)/под программа) |
Показатель государственной программы/ подпрограммы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Цель государственной программы |
Задача государственной программы 1 |
Ожидаемый результат государственной программы 1 |
Подпрограмма 1 |
Показатель государственной программы 1 |
Подпрограмма 1 | ||||
Цель подпрограммы 1 |
Задача подпрограммы 1 |
Ожидаемый результат подпрограммы 1 |
Основное мероприятие 1, Основное мероприятие 2 |
Показатель подпрограммы 1 |
... |
... |
... |
... |
... |
|
|
|
|
|
".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 21 июня 2021 г. N 21 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.