Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Сунского муниципального района
Кировской области
от 12.12.2018 N 305
Муниципальная программа
Сунского муниципального района Кировской области "Развитие образования" на 2019 - 2027 годы
6 марта, 26 июля, 13 декабря 2019 г., 30 января, 17 марта, 1 июня, 11 августа, 13 октября, 11 ноября 2020 г., 19 января, 31 мая, 16 июля 2021 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Сунского муниципального района Кировской области от 16 июля 2021 г. N 133
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 г.
Паспорт
муниципальной программы Сунского муниципального района Кировской области "Развитие образования" на 2019 - 2027 годы
Раздел 1 изменен. - Постановление Администрации Сунского муниципального района Кировской области от 16 июля 2021 г. N 133
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 г.
1. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Муниципальная программа реализуется в сфере образования, развитие которой является важнейшим условием развития человеческого капитала, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики района.
Система образования Сунского муниципального района Кировской области включает 12 организаций, предоставляющих образовательные услуги различным категориям граждан.
В 2018 году на территории района функционируют 7 образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. На 01.09.2018 данные организации посещают более 250 детей.
Созданная система дошкольного образования позволяет предоставлять образовательные услуги с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, потребностей родителей (законных представителей).
С целью развития системы дошкольного образования в районе введены дополнительные места за счет капитального ремонта в действующей сети зданий детских садов, а также открытия на базе детских садов дополнительных групп.
По состоянию на 01.07.2018 в устройстве в детские сады нуждалось 32 ребенка в возрасте от 0 до 3 лет и 8 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Все они получили путевки и зачислены в ДОУ.
Несмотря на то, что вопрос устройства детей в дошкольные учреждения района снят, остаются нерешенными множество вопросов: это и материальная база дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), капитальный ремонт зданий.
Вместе с тем с момента утверждения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требуется обновление содержания дошкольного образования.
В сфере общего образования в 2017/2018 учебном году на территории района функционировали 5 общеобразовательных организаций, в которых обучался 581 учащийся.
Среди 5 муниципальных общеобразовательных организаций 1 образовательная организация для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2 основных, 2 средних общеобразовательных школы (одна из которых с 01.01.2018 перешла в областное подчинение).
Для обеспечения доступности качественного образования сельских школьников осуществляется подвоз обучающихся из ряда сельских населенных пунктов в школы районного центра. Парк школьных автобусов составляет 3 единицы, которые позволяют подвозить свыше 170 учащихся.
В школах функционируют кружки ОФП, способствующие укреплению здоровья обучающихся (воспитанников). Во всех образовательных организациях ведется работа по первичной профилактике всех видов зависимостей и вредных привычек (наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и др.).
Одной из основных проблем в сфере общего образования, требующей первоочередного решения, остается отсутствие во многих школах условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в полном объеме. Низкое значение показателя обусловлено наличием малочисленных общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям к образовательному процессу.
В условиях нормативно-подушевого финансирования создать современные условия обучения во всех школах района невозможно. Поэтому с учетом географических и демографических особенностей области (большая площадь, низкая плотность населения, значительная доля малых населенных пунктов) формируется новая сеть общеобразовательных организаций, включающая школьные округа и образовательные кластеры. Все виды ресурсов и контингенты учащихся, особенно на старшей ступени обучения, концентрируются в так называемой базовой.
На начало 2018/2019 учебного года в Сунском районе функционируют 4 общеобразовательные школы (2 средних, 1 основная, 1 начальная), реализующие программы общего образования. В течение 2018 года в сети общеобразовательных учреждений района произошли значительные изменения. Средняя школа N 2 п. Суна переведена в ведомство министерства образования Кировской области, стала государственной. Закрыта школа N 1 п. Суна, все её обучающиеся с нового учебного года перешли в государственную школу.
С первого сентября 2018 года в школах района обучается 563 ученика, из которых 63 первоклассника, 54 учащихся 9-х классов и 24 ученика 11-х классов. Численность обучающихся по сравнению с 2017/2018 учебным годом уменьшается.
С целью повышения качества образования при эффективном использовании ресурсов Правительство Кировской области приняло решение о расширении сети государственных школ. С 01.01.2018 в областную собственность переданы 29 муниципальных школ, которые совместно с уже существующими 18 государственными школами должны стать центрами по реализации образовательной политики в сфере общего образования на территориях муниципалитетов. В нашем районе это школа N 2 п. Суна. Проведена работа по созданию школьного округа, в состав которого вошли все образовательные учреждения (далее - ОУ) Сунского района, подведомственные управлению образования администрации района (далее - РУО). 3 школы заключили с ГОУ договоры о сотрудничестве по методической, материальной и кадровой потребности.
27.03.2018 на конференции педагогов района выбран Совет школьного округа, в который вошли руководители ОУ района, представители РУО и районного методического кабинета (далее - РМК), утвержден состав районного Методического совета из числа заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе (далее - УВР), заведующей РМК. В предстоящем учебном году планируется продолжить работу по формированию школьного округа: подключить к работе детские сады, учреждения дополнительного образования. Затем перейти к созданию Кластера, то есть объединить работу образовательных учреждений, учреждений социальной сферы, предприятий и организаций, расположенных на территории Сунского района
При обеспечении каждому школьнику возможности получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от состояния здоровья и места проживания особую актуальность приобретают вопросы использования в образовательном процессе самых современных технологий обучения.
Необходимо решать вопросы создания условий в общеобразовательных школах для интегрированного (инклюзивного) образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в классах с детьми, не имеющими нарушений развития.
В систему дополнительного образования детей входят 3 муниципальных образовательных организации. Среди них детско-юношеский центр, детская школа искусств, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, а также детско-юношеская спортивная школа.
Указом Президента России установлен индикатор охвата программами дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет - 75%. Услуги дополнительного образования детей доступны и востребованы населением района. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста составила в 2018 году 71%, что выше среднероссийского уровня (49,1%).
В районе сохранен принцип бесплатности дополнительного образования для детей.
Вместе с тем существующая сеть организаций дополнительного образования детей не может обеспечить доступность качественных образовательных услуг всем желающим, особенно жителям сельских населенных пунктов.
Основным препятствием на пути развития организаций дополнительного образования детей является устаревшая материально-техническая база организаций, не соответствующая потребностям всех участников образовательного процесса. Из-за того, что реализация ряда образовательных программ дополнительного образования детей, особенно в области физкультурно-спортивного, военно-патриотического, технического и научно-исследовательского творчества, требует непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, спектр таких программ сокращается.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов.
Ежегодно организациями дополнительного образования детей проводятся более 10 районных конкурсов по различным направлениям, более 20 спортивных, в которых принимают участие почти 70% учащихся от 7 до 18 лет.
С каждым годом увеличивается число учащихся, вовлеченных в олимпиадное движение. В 2017/2018 учебном году в сравнении с предыдущим годом количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников от общего числа обучающихся 5 - 11 классов возросло на 1,8% и составило 26,8%.
В то же время по-прежнему остается низким показатель участия школьников района в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Из 67 победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018 году участвовали только 2 человека.
При отсутствии эффективных мер проблемы в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей не только сохранятся, но и будут увеличиваться, существенным образом замедляя развитие образования района.
Ограничение доступа к дошкольному образованию (только в 7 населенных пунктах района функционируют образовательные организации, предоставляющие услугу по дошкольному образованию) не позволит создать равные стартовые возможности детям при поступлении в школу.
Ограничение доступа к качественным услугам общего образования и дополнительного образования детей не позволит обеспечить достаточное качество подготовки выпускников к освоению стандартов профессионального образования и к работе в высокотехнологичной экономике.
Недостаточный уровень сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся приведет к росту числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде.
Ограничение доступа населения к качественному образованию приведет к росту уровня неудовлетворенности жителей района образовательными услугами.
Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - первостепенная задача, необходимое условие модернизации системы образования России.
В связи с этим на современном этапе развития муниципальной системы образования значительное внимание необходимо уделить повышению эффективности работы с педагогическими и управленческими кадрами, которые становятся главным ресурсом, условием качественного образования.
Таким образом, повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, требуют обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. В рамках подпрограммы "Педагогические кадры России" Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, которые включают следующие основные направления:
повышение статуса педагогического работника;
повышение профессионализма педагогических кадров;
усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования.
На начало 2018/2019 учебного года в муниципальных образовательных организациях трудятся 68 педагогических и руководящих работников. В общеобразовательных организациях работают 23 учителя, в дошкольных организациях - 30 воспитателей, в организациях дополнительного образования детей - 13 педагогов (в т.ч. 7 - в ДЮСШ и ДШИ, находящихся в ведомстве УКСМП).
Всего руководителей и заместителей руководителей муниципальных образовательных учреждений - 14 человек, из них имеют высшее образование 10 человек (71%), среднее специальное - 4 человека (29%).
14% руководителей имеют стаж руководящей работы менее трех лет.
Руководителей образовательных учреждений предпенсионного (50 - 55 лет) и пенсионного возраста - 4 человека (29%), из них руководящих работников:
общеобразовательных учреждений - 2 человека - 67% (от руководителей школ);
дошкольных образовательных учреждений - 2 человека - 33% (от заведующих детскими садами);
учреждений дополнительного образования - 0 человек - 0%.
Приведенная информация свидетельствует о том, что руководящий состав постепенно меняется, за последние 5 лет он обновился на 36%.
Всего в резерве на руководящие должности состоит 14 педагогических работников. Таким образом, существует необходимость целенаправленной работы как с резервом руководящих кадров, предполагающей обоснованность выбора кандидатов в резерв, так и с вновь вступившими в должность руководителями, с тем, чтобы организовать их обучение и стажировку после назначения на должность.
В муниципальных образовательных учреждениях района работают 68 педагогических работников. Большинство из них работает с нагрузкой, превышающей установленную, что отрицательно сказывается на качестве преподавания, условиях труда и здоровье педагогов.
В образовательных учреждениях района работают 9 педагогов-пенсионеров (16%). Остро стоит вопрос о привлечении молодых специалистов к педагогической работе и закреплению профессиональных педагогических кадров в образовательных учреждениях, т.к. у молодых педагогов низкая заработная плата, существуют проблемы с приобретением жилья, возможностью оздоровления. С уходом педагогов пенсионного возраста в ближайшие 3 - 5 лет резко возрастет дефицит работников сферы образования.
За последние 3 года в учреждения образования района пришло работать 3 человека, из них: в дошкольные образовательные учреждения - 2, в школы - 1. Ежегодно выпускники школ поступают на педагогические специальности, но по окончании высших учебных заведений в образовательные учреждения района не возвращаются.
В связи с этим необходимо предусмотреть развитие системы мер поддержки работников муниципальной системы образования для закрепления в образовательных учреждениях района педагогических кадров и привлечения молодых специалистов в систему образования района.
Необходимо кардинально решать кадровый вопрос ещё и потому, что сегодня требуются не просто специалисты, а профессионалы, способные работать в учебных заведениях по новым технологиям, в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами, с введением профессионального стандарта педагога.
В рамках проекта по модернизации системы образования области обеспечено повышение заработной платы педагогам, которое позволяет повысить престижность педагогической профессии и социальный статус педагога, стимулирует педагогов к повышению квалификации. Педагогам района предоставляются меры социальной поддержки в виде социальных выплат, денежных вознаграждений, пособий, премий.
Уровень средней заработной платы педагогических работников |
Фактический уровень средней заработной платы (за год, руб.) |
Уровень СЗП, установленный соглашением на 2018 год (руб.) |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
общеобразовательных учреждений района |
14712,53 |
16276,31 |
17210,6 |
17425,22 |
18277,58 |
18780,51 |
дошкольных образовательных учреждений |
11641,19 |
13482,50 |
13352,7 |
13591,62 |
15379,58 |
16050,00 |
учреждений дополнительного образования |
10310,17 |
12266,98 |
10900 |
10612,52 |
13436,43 |
14493,00 |
На начало 2018/2019 учебного года укомплектованность образовательных учреждений района педагогическими кадрами составляла 100%. Кадровая проблема решается, в основном, за счет увеличения нагрузки педагогов, находящихся в штате учреждения, и привлечения внешних совместителей.
РМК обеспечивает информационную, организационную и методическую поддержку условий повышения профессионализма педагогических работников муниципальной системы образования. Так обеспечено повышение квалификации работников системы образования по курсовой подготовке:
|
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Всего повышали квалификацию |
22 |
56 |
29 |
В сфере образования реализуется принцип непрерывного образования работников образовательных учреждений: компенсируется недостаток профессиональных знаний у молодых специалистов и не имеющих педагогического образования, углубляются и обновляются теоретические и практические знания педагогов-стажистов в соответствии с новыми требованиями, аккумулируется инновационный опыт педагогов-новаторов с последующим внедрением его в практическую деятельность.
Существенными особенностями повышения квалификации являются направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала, взаимосвязь курсового обучения и самообразования, построение обучения на основе изучения и учет профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов. Работники образования выстраивают собственную образовательную траекторию, направленную на саморазвитие с помощью информационно-коммуникационных технологий.
|
Всего |
Квалификационная категория |
% категорийности |
|||
СЗД |
1-я |
высшая |
нет |
|||
Общеобразовательные учреждения (муниципальные) |
26 |
4 |
14 |
4 |
4 |
69,2 |
без учета руководителей |
23 |
1 |
14 |
4 |
4 |
78,3 |
Дошкольные учреждения |
36 |
13 |
7 |
3 |
13 |
27,8 |
без учета руководителей |
30 |
7 |
7 |
3 |
13 |
33,3 |
Учреждения дополнительного образования |
13 |
4 |
4 |
2 |
3 |
46,2 |
без учета руководителей |
8 |
0 |
4 |
2 |
2 |
75 |
в т.ч. ДЮЦ (РУО) |
6 |
1 |
2 |
2 |
1 |
66,7 |
без учета руководителей |
4 |
0 |
2 |
2 |
0 |
100 |
в т.ч. ДШИ и ДЮСШ (УКСМП) |
7 |
3 |
2 |
0 |
2 |
28,6 |
без учета руководителей |
4 |
0 |
2 |
0 |
2 |
50 |
Всего |
75 |
21 |
25 |
9 |
20 |
45,33 |
без учета руководителей |
61 |
8 |
25 |
9 |
19 |
55,7 |
Коэффициент категорийности педагогических кадров не высок и по сравнению с 2017 годом повысился незначительно, лишь на 5,7%. Выявляется проблема повышения категорийности педагогических работников района.
К числу достигнутых результатов можно отнести сохранение способности системы образования повышать качество и доступность образования.
По результатам социологического исследования удовлетворенности населения эффективностью деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, проведенного Кировским региональным центром Института социологии Российской Академии наук, эффективность функционирования образовательных учреждений в Сунском районе составила:
год образование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Дошкольное |
88,3% |
95,0% |
98,6% |
100% |
100% |
Общее |
86,9% |
88,2% |
96,7% |
98,5% |
97,4% |
Дополнительное |
88,8% |
86,9% |
84,7% |
100% |
83,3% |
Согласно статистическим данным на 01.01.2018, на территории района проживает 583 человека из числа детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, что составляет 10,05% населения.
В настоящее время по-прежнему злободневной для общества остается проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. По данным медосмотра учащихся, ежегодно проводимого КОГБУЗ "Сунская ЦРБ" в образовательных учреждениях района, большое количество детей имеет отклонения в физическом развитии.
Высоким остается процент детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, ежегодно увеличивается количество детей с ЛОР-заболеваниями, с нарушениями нервной системы, с нарушениями эндокринной системы. Среди причин заболеваний медиками выделяются:
малоподвижный образ жизни учащихся;
недостаточное пребывание детей на свежем воздухе;
нерациональное питание в школе и дома;
учебные перегрузки.
Период каникул - благоприятное время для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития, формирования социальных компетенций, лидерских качеств.
Формирование у детей и подростков активной жизненной позиции, направленной на осознание необходимости сохранять и укреплять свое здоровье, воспитание навыков культуры здоровья и здорового образа жизни является главным ориентиром оздоровительной кампании в каникулярное время.
Важным направлением при работе с детьми и подростками является профилактика негативных проявлений в молодежной среде, пропаганда здорового образа жизни.
Наряду с работой по профилактике табакокурения, употребления алкоголя среди детей и подростков ведется системная работа по профилактике ВИЧ. Ежегодно проводятся спартакиады, спортивные соревнования среди школьников образовательных организаций района.
Ежегодно в период каникул на базе образовательных учреждений организуются детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей. Кроме того обязательной для учащихся является практика на пришкольных учебно-опытных участках. Старшие подростки самостоятельно трудоустраиваются в колхозах и на предприятиях района.
В 2018 году отдых и оздоровление организованы для 264 детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно, (в том числе 166 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов - 1 и детей с ограниченными возможностями здоровья - 2).
Таким образом, главными задачами каникулярной кампании являются оздоровление детей и пропаганда здорового образа жизни, обеспечение занятости детей и подростков в целях профилактики правонарушений и других негативных явлений.
В зоне особого внимания органов местного самоуправления района находится вопрос социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуется целый комплекс мероприятий по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей.
Уровень удовлетворенности жителей района качеством предоставления образовательных услуг на протяжении ряда лет остается высоким. По данным социологических исследований, проведенных в 2018 году Волго-Вятским институтом (филиалом) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, интегральный показатель удовлетворенности образованием в Сунском районе 94,5%: удовлетворенность населения качеством дошкольного образования составила 100%, общего - 97,4%, дополнительного - 83,3%.
В сфере общего образования одним из основных вопросов, требующих первоочередного решения, является несоответствие в школах условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в полном объеме. Низкое значение показателя обусловлено тем, что в условиях дефицита ресурсов невозможно создать современные условия в малочисленных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности. Сельские школы составляют 100% всех школ района.
Не решена полностью задача обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства.
По-прежнему актуальной остается проблема обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь детей-инвалидов, которые не могут посещать школу.
Серьезной проблемой в сфере дополнительного образования детей является недостаточность разнообразия в спектре образовательных услуг в области физкультурно-спортивного, военно-патриотического и отсутствие образовательных услуг технического и научно-исследовательского творчества.
Таким образом, для решения обозначенных проблем необходима координация в работе управления образования администрации района, муниципальной методической службы, образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров на основе прогнозирования, потребностей муниципальной системы образования. Для решения комплекса проблем в сфере образования требуются масштабные, системные изменения, охватывающие все уровни образования. Иначе проблемы в сфере образования не только сохранятся, но и будут нарастать, что повлияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в сфере образования.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей", в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в Сунском районе реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования управление образования администрации Сунского района руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Сунском районе.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в в Сунском районе реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Раздел 2 изменен. - Постановление Администрации Сунского муниципального района Кировской области от 16 июля 2021 г. N 133
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 г.
2. Приоритеты политики органов местного самоуправления в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.
В основу изменений, направленных на приведение системы образования в соответствие с приоритетами социально-экономического развития региона, заложены ориентиры, определенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.; государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р; Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р; Федеральным законом от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Исходя из анализа текущего состояния системы образования, в контексте стратегических ориентиров развития образования района до 2027 года намечены приоритетные направления государственной политики органов местного самоуправления в сфере образования. Основным направлением в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного и экономического развития:
повышение качества результатов образования на разных уровнях;
обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики;
обеспечение доступности дошкольного образования;
обеспечение доступности дополнительного образования в различных формах в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей;
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины;
обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация основополагающего права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;
выравнивание образовательных возможностей населения района независимо от места проживания;
повышение эффективности социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование высококвалифицированного состава педагогов, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
повышение профессионализма педагогических и руководящих кадров системы образования Сунского района;
создание условий для востребованности и конкурентоспособности педагогической профессии на основе изучения текущей и перспективной потребности в кадрах;
усиление профориентационной работы с выпускниками школ по педагогической направленности. Повышение общественного престижа труда педагогических работников;
создание условий для закрепления педагогических кадров в образовательных учреждениях;
осуществление научно-методического сопровождения деятельности педагогических работников;
популяризация культуры безопасности в детской и подростковой среде;
формирование у детей и подростков традиционных семейных ценностей;
работа с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении;
развитие системы детского отдыха и оздоровления;
увеличение численности детей, охваченных организованным отдыхом в детских оздоровительных лагерях;
содействие обеспечению качественного и безопасного отдыха детей в детских оздоровительных лагерях.
В соответствии с приоритетами государственной политики области в сфере образования целями муниципальной программы являются:
обеспечение каждому жителю доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально-экономического развития;
создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей;
обеспечение качественного отдыха и оздоровления детей и подростков.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:
совершенствование социально-экономических условий для обеспечения равного доступа населения к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение профессионального уровня педагогов;
развитие системы детского отдыха и оздоровления.
Показателями эффективности, характеризующими достижение поставленных целей и решение задач муниципальной программы, являются:
доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);
доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);
охват детей, проживающих на территории района, программами дошкольного образования;
доля образовательных организаций, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования в организациях дополнительного образования детей;
доля детей школьного возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, в общей численности детей школьного возраста;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования;
доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании);
доля педагогических работников муниципальных образовательных организаций, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников муниципальных образовательных организаций;
удельный вес численности педагогов образовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности педагогов образовательных организаций;
удельный вес численности руководителей организаций дошкольного образования и организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, дополнительного образования детей;
доля подростков в возрасте от 14 до 18 лет, принявших участие в мероприятиях по профилактике негативных явлений среди молодежи, от общей численности подростков в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории района;
доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению;
доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в организациях отдыха и оздоровления детей и подростков Сунского района в отчетном году, от общего числа детей школьного возраста.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Муниципальной программы отражены в приложении N 1 к Муниципальной программе.
Благодаря реализации комплекса мероприятий муниципальной программы:
повысится качество дошкольного, общего и дополнительного образования;
будет усовершенствована система работы с талантливыми детьми и подростками;
будут созданы условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;
повысятся социальный статус педагогов и престиж педагогических профессий;
повысится доступность и качество отдыха и оздоровления детей.
Ожидаемые количественные результаты реализации муниципальной программы:
сохранится 100% доступность дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет;
к концу 2027 года охват детей, проживающих на территории района, программами дошкольного образования по сравнению с 2018 годом увеличится с 66% до 70%;
к концу 2027 года доля образовательных организаций, имеющих доступ к сети Интернет, по сравнению с 2018 годом возрастет с 40 до 100%;
к концу 2027 года охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования в организациях дополнительного образования детей составит 73%;
к концу 2027 года доля детей школьного возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, в общей численности детей школьного возраста по сравнению с 2019 годом увеличится до 78%;
к концу 2027 года доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств 100%
к концу 2027 года доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования не менее 15%
доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) по сравнению с 2019 годом увеличится до 70%;
до 2027 года доля педагогических работников муниципальных образовательных организаций, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников муниципальных образовательных организаций увеличится по сравнению с 2019 годом с 55% до 80%;
к концу 2027 года удельный вес численности педагогов образовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности педагогов образовательных организаций по сравнению с 2019 годом увеличится с 6,25 до 12,5%;
к концу 2027 года удельный вес численности руководителей муниципальных организаций дошкольного образования и организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, дополнительного образования детей по сравнению с 2019 годом увеличится с 50 до 100%;
к концу 2027 года доля подростков в возрасте от 14 до 18 лет, принявших участие в мероприятиях по профилактике негативных явлений среди молодежи, от общей численности подростков в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории района, составит 70%;
к концу 2027 года доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, составит 60%;
к концу 2027 года доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в организациях отдыха и оздоровления детей и подростков Сунского района в отчетном году, от общего числа детей школьного возраста по сравнению с 2019 годом увеличится с 27% до 40%.
Выделение этапов реализации Программы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Цели и задачи Программы, определенные в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования будут достигаться путем реализации следующих мероприятий:
3.1. "Развитие системы дошкольного образования".
Мероприятие направлено на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Реализация мероприятия предполагает:
сохранение кадрового потенциала;
улучшение материальной базы образовательных учреждений района;
обеспечение безопасности деятельности учреждений,
осуществление обеспечения учреждений коммунальными услугами;
организация горячего питания;
организацию сопровождения раннего развития детей, включая информационную поддержку семей.
формирование здорового образа жизни и безопасных условий пребывания детей в образовательных учреждениях.
3.2. Исключен. - Постановление Администрации Сунского муниципального района Кировской области от 30 января 2020 г. N 23 (изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 18 декабря 2019 г.)
3.3. Исключен. - Постановление Администрации Сунского муниципального района Кировской области от 30 января 2020 г. N 23 (изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 18 декабря 2019 г.)
3.4. "Развитие дополнительного образования детей в сфере образования".
Мероприятие направлено на создание условий для развития одаренных детей, повышение доступности и качества услуг дополнительного образования.
Реализация мероприятия предполагает:
организацию обучения детей в образовательных организациях дополнительного образования по программам дополнительного образования детей, а также организацию и проведение образовательными организациями дополнительного образования детей муниципальных мероприятий (олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований и др.) и организацию участия обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в районных, межрайонных и региональных мероприятиях.
3.5. "Развитие дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства".
Мероприятие направлено на создание условий для развития одаренных детей в сфере культуры и искусства, повышение доступности и качества услуг дополнительного образования.
Реализация мероприятия предполагает:
организацию обучения детей в образовательных организациях дополнительного образования по программам дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, а также организацию и проведение образовательными организациями дополнительного образования детей муниципальных мероприятий (конкурсов, фестивалей и др.) и организацию участия обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в районных, межрайонных и региональных мероприятиях.
3.6. "Развитие дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта".
Мероприятие направлено на создание условий для развития одаренных детей в области физической культуры и спорта, повышение доступности и качества услуг дополнительного образования.
Реализация мероприятия предполагает:
организацию обучения детей в образовательных организациях дополнительного образования по программам дополнительного образования детей спортивной направленности, а также организацию и проведение образовательными организациями дополнительного образования детей муниципальных мероприятий (спартакиад, соревнований и др.) и организацию участия обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в районных, межрайонных и региональных мероприятиях.
3.7. "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков".
Отдельное мероприятие направлено на обеспечение проведения оздоровительной кампании в каникулярный период.
Реализация отдельного мероприятия предполагает:
организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в лагерях с дневным пребыванием, в том числе софинансирование из местного бюджета субсидии, выделенной из областного бюджета на оплату стоимости питания детей в лагерях, организованных муниципальными учреждениями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием;
организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
проведение семинаров, совещаний по итогам оздоровительных кампаний.
3.8. "Организация временного трудоустройства подростков в летний период".
В рамках отдельного мероприятия планируется:
развитие форм трудовой занятости старших подростков;
организация работы учащихся на учебно-опытных участках в летний период;
содействие несовершеннолетним в индивидуальном трудоустройстве;
оплата труда подростков по договору с центром занятости населения в части средств образовательного учреждения;
профилактика детской безнадзорности и подростковой преступности в каникулярное время;
осуществление мониторинга эффективности мероприятий, направленных на вовлечение подростков в трудовую деятельность.
3.9. "Организация и проведение мероприятий по безопасности дорожного движения".
В рамках отдельного мероприятия планируется:
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей безопасного поведения на улицах и дорогах;
активизация деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах;
организация взаимодействия системы образования со всеми учреждениями и ведомствами, осуществляющими работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
привлечение родительской общественности к вопросам снижения ДДТТ.
3.10. В рамках реализации отдельного мероприятия муниципальной программы "Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие образования" на 2019 - 2027 годы и прочие мероприятия в области образования" планируется:
финансовое обеспечение деятельности управления образования администрации Сунского района;
финансовое обеспечение деятельности централизованной бухгалтерии управления образования с целью осуществления бюджетного учета и сопровождения финансово-хозяйственной деятельности управления образования администрации Сунского района;
финансовое обеспечение деятельности районного методического кабинета управления образования;
организация и проведение районных мероприятий для руководителей образовательных организаций и педагогов с целью решения актуальных проблем в отрасли;
мероприятия по охране материнства и детства;
мероприятия, предусматривающие социальные меры поддержки педагогическим работникам;
мероприятия в рамках государственной поддержки в сфере образования.
Раздел 3 дополнен пунктом 3.11. - Постановление Администрации Сунского муниципального района Кировской области от 16 июля 2021 г. N 133
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 г.
3.11 "Обеспечение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей".
Предполагает:
- введение и обеспечение функционирования системы персонифицированного дополнительного образования детей, подразумевающей предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования с возможностью использования в рамках механизмов персонифицированного финансирования.
- методическое и информационное сопровождение поставщиков услуг дополнительного образования, независимо от их формы собственности, семей и иных участников системы персонифицированного дополнительного образования.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере образования и в целях эффективного осуществления мероприятий муниципальной программы в ходе ее реализации ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы планируют разрабатывать нормативные правовые акты Сунского муниципального района Кировской области в сфере ее реализации.
В муниципальную программу будут вноситься изменения с учетом изменений, вносимых в законодательство Российской Федерации в сфере образования.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы представлены в приложении N 2.
Раздел 5 изменен. - Постановление Администрации Сунского муниципального района Кировской области от 16 июля 2021 г. N 133
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 г.
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 404998,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 187172,3 тыс. рублей, местного бюджета - 217825,8 тыс. рублей, внебюджетных источников - по согласованию.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы за счет местного бюджета, устанавливается решением Сунской районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы за счет средств местного бюджета представлена в приложении N 3.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования приведено в приложении N 4.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
При реализации муниципальной программы возможно возникновение различных рисков, требующих минимизации их последствий.
Возможно возникновение неучтенных проблем при разработке данной программы, требующих комплексного решения со стороны различных учреждений и субъектов образования, что не даст возможность реализовывать задачи образования в рамках отдельных направлений программы в определенные в ней сроки.
К основным рискам реализации муниципальной программы следует отнести финансовые.
Сокращение объемов финансирования муниципальной программы, дефицит средств местного бюджета могут привести к финансированию муниципальной программы в неполном объеме.
К финансовым рискам также относятся неэффективное и нерациональное использование ресурсов муниципальной программы.
В виду того, что система образования Сунского района является одной из подсистем системы Российского образования, возможно возникновение рисков, связанных с изменениями в законодательстве, что может повлечь за собой изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения и механизмах реализации.
Для предотвращения и минимизации данных рисков планируется принять определенные меры:
организовать мониторинг хода реализации мероприятий муниципальной программы и выполнения муниципальной программы в целом, позволяющий своевременно принять управленческие решения о более эффективном использовании средств и ресурсов муниципальной программы;
провести экономический анализ использования ресурсов муниципальной программы, обеспечивающий сбалансированное распределение финансовых средств на реализацию основных мероприятий муниципальной программы в соответствии с ожидаемыми результатами, а также позволяющий определить меры по привлечению внебюджетных и кредитных ресурсов.
7. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится ежегодно на основе оценки достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы, сравнения фактических сроков реализации мероприятий муниципальной программы с запланированными, а также с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию муниципальной программы.
Оценивание будет проводиться по результатам реализации мероприятий Программы (на основе достижения конкретных измеримых результатов), сопоставление - на основе сравнения достижения результатов и темпов фактического развития районной системы образования с плановым.
Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые показатели, которые отражают выполнение мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых показателей.
Программа предполагает использование системы показателей, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена удовлетворенностью населения качеством предоставляемых образовательными учреждениями услуг и деятельностью управления образования администрации Сунского района.
Достижение показателей эффективности реализации муниципальной программы в полном объеме (100% и выше) по итогам ее реализации свидетельствует, что качественные показатели эффективности реализации муниципальной программы достигнуты.
Оценка показателей эффективности мероприятий, реализуемых в рамках муниципальной программы, производится в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ Сунского муниципального района Кировской области, утвержденным постановлением администрации Сунского муниципального района Кировской области от 24.07.2013 N 264 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ Сунского района".
Ежегодно, в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, ответственным исполнителем совместно с соисполнителями в администрацию Сунского района представляется доклад по итогам реализации муниципальной программы за весь период её реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.