Письмо Минфина России от 12 мая 2021 г. N 03-03-05/36399
Минфин России рассмотрел обращение и сообщает, что в случаях, предусмотренных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков (абзац четвертый пункта 1 статьи 284 НК РФ).
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 284 НК РФ пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019-2022 годов.
Учитывая, ограничение по установлению субъектом Российской Федерации пониженных ставок налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации, налогоплательщики, для которых не предусмотрено главой 25 НК РФ установление пониженных ставок налога на прибыль, вправе применять действующие пониженные ставки налога на прибыль, установленные законами субъектов Российской Федерации, только до 1 января 2023 года.
Дополнительно отмечаем, что данное ограничение по установлению пониженных ставок налога на прибыль организаций субъектом Российской Федерации, предусмотренным абзацем пятым пункта 1 статьи 284 НК РФ было введено в 2018 году Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Считаем, что предоставленный вышеуказанной нормой НК РФ переходный период до 01.01.2023 позволяет налогоплательщику в среднесрочном периоде оценить налоговые риски и не противоречит основным направлениям налоговой политики Российской Федерации по обеспечению стабильности и предсказуемости системы налогообложения в Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что за субъектами Российской Федерации было сохранено право на установление пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, прямо указанных в статье 284 НК РФ, например: организаций - резидентов особой экономической зоны, организаций - резидентов региональных инвестиционных проектов, организаций - участников специальных инвестиционных контрактов, организаций - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
Кроме того, нормами НК РФ установлен инвестиционный налоговый вычет (статья 286 1 НК РФ), позволяющий уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, на сумму расходов, связанных с инвестиционной деятельностью, в том числе с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, но не более 90 процентов этой суммы.
Данный преференциальный инструмент может быть введен только по решению субъекта Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации наделены правом на определение категорий налогоплательщиков, которым предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета, а также на определение категории объектов основных средств, в отношении которых предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета. Также им предоставлены полномочия по определению размера инвестиционного налогового вычета.
|
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщики, для которых НК не предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль, вправе применять действующие пониженные ставки, установленные регионами, только до 1 января 2023 г.
Данное ограничение было ведено в 2018 г. Переходный период до 2023 г. позволяет налогоплательщику в среднесрочном периоде оценить налоговые риски и не противоречит основным направлениям налоговой политики.
За регионами было сохранено право на установление пониженных ставок в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, прямо указанных в НК (резиденты ОЭЗ, РИП, ТОСЭР, участники СПИК).
Инвестиционный налоговый вычет, позволяющий уменьшать сумму налога на прибыль на расходы, связанные с инвестиционной деятельностью, может быть введен только по решению региона.
Письмо Минфина России от 12 мая 2021 г. N 03-03-05/36399
Текст письма опубликован не был