Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 мая 2021 г. N 03-03-06/1/41911
Департамент налоговой политики в связи с обращением организации сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщается, что на основании статьи 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне - финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки:
1) передавать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа (аванса);
2) осуществлять учет денежных требований клиента к третьим лицам (должникам);
3) осуществлять права по денежным требованиям клиента, в том числе предъявлять должникам денежные требования к оплате, получать платежи от должников и производить расчеты, связанные с денежными требованиями;
4) осуществлять права по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников.
Согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей НК РФ.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности в порядке, установленном в пункте 4 статьи 266 НК РФ.
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1 статьи 266 НК РФ).
Таким образом, если задолженность организации возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то она подлежит учету при формировании резерва по сомнительным долгам в установленном статьей 266 НК РФ порядке.
При этом, поскольку задолженность (денежные требования к третьему лицу (должнику)) по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) в силу статьи 824 ГК РФ уступается финансовому агенту (фактору), то основания для формирования резерва по сомнительным долгам по уступленной задолженности у налогоплательщика отсутствуют.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Задолженность по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) в силу ГК уступается финансовому агенту (фактору). Поэтому нет оснований для формирования резерва по сомнительным долгам по уступленной задолженности.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 мая 2021 г. N 03-03-06/1/41911
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 13 августа 2021 г. N 31