Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1044569-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части возможности проведения аудиторской проверки деятельности управляющей организации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1044569-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.С. Пиляевым, Е.В. Строковой, А.Ю. Морозовым, С.Г. Каргиновым, Н.В. Березиным, А.В. Андрейченко, С.В. Натаровым, М.С. Зайцевым, а также А.Б. Курдюмовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить, что в случае сомнения собственников многоквартирного дома в добросовестном, надлежащем исполнении управляющей организацией услуг и (или) работ по управлению многоквартирным домом, выполнения работ по содержанию общего имущества, по решению собственников многоквартирного дома для проверки финансово - хозяйственной деятельности исполнения договора управления многоквартирным домом может быть инициирована аудиторская проверка договорной работы. Решение о выборе (отборе) аудиторской организации принимается на общем собрании собственников многоквартирного дома, оплата услуг аудиторской организации производится из средств управляющей организации. Не позднее чем через пять дней со дня представления аудиторского заключения аудиторской организацией (аудитором) управляющая организация обязана ознакомить с аудиторским заключением собственников многоквартирного дома.
Согласно пояснительной записке целью законопроекта является установление контроля и повышение эффективности работы управляющих организаций, а также соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины.
Комитет считает, что предложенный в законопроекте механизм контроля за исполнением управляющей организацией своих обязательств по договору управления многоквартирным домом не может быть поддержан ввиду его правовой неопределенности и избыточности.
Так, законопроект содержит многочисленные пробелы в регулировании вопроса проведения аудиторской проверки управляющей организации по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме:
1) отсутствует порядок отбора и оплаты услуг аудиторской организации, в том числе в случае отказа управляющей организации от заключения с аудиторской организацией договора;
2) непонятен предмет аудита, учитывая, что согласно статье 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
3) не определены основания возникновения сомнений собственников многоквартирного дома в добросовестном, надлежащем исполнении управляющей организацией услуг и (или) работ по управлению многоквартирным домом, выполнения работ по содержанию общего имущества, а также критерии возникновения таких сомнений.
Следует отметить, что на сегодняшний день жилищным законодательством предусмотрены механизмы, позволяющие собственникам помещений в многоквартирном доме осуществлять контроль за исполнением управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, а, значит, поставленные в пояснительной записке цели законопроекта уже на сегодняшний день достигнуты. В частности:
1) собственникам помещений в многоквартирном доме обеспечивается доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (часть 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации);
2) управляющая организация обязана ежегодно предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещать его в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (часть 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации);
3) совет многоквартирного дома наделен полномочиями на осуществление контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме (пункт 5 части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что помимо указанных выше механизмов контроля за исполнением управляющей организацией своих обязательств договором управления многоквартирным домом могут быть предусмотрены иные формы и мероприятия по соответствующему контролю (пункт 4 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 1044569-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.