Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1016992-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, Б.Р. Пайкиным, Д.А. Свищёвым, А.Н. Диденко, А.Б. Курдюмовым, А.Н. Свинцовым, сенатором Российской Федерации С.Д. Леоновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1016992-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, Б.Р. Пайкиным, Д.А. Свищёвым, А.Н. Диденко, А.Б. Курдюмовым, А.Н. Свинцовым (далее - законопроект), и отмечает.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в части исключения транспортного налога из состава налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также в статью 179.4 Бюджетного кодекса в части исключения транспортного налога из источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
В связи с этим предлагается признать утратившими силу положения пункта 1 статьи 56 Бюджетного кодекса в части исключения из состава налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, транспортного налога, а также в статью 179.4 Бюджетного кодекса в части исключения транспортного налога из источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке данный законопроект подготовлен в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу статьи 346.35 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающим отмену взимания транспортного налога в Российской Федерации с 1 января 2021 года.
В соответствии со статьями 14 и 356 Налогового кодекса транспортный налог относится к региональным налогам, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 179.4 Бюджетного кодекса объем доходов дорожного фонда субъекта Российской Федерации формируется, в том числе, с учетом доходов бюджета субъекта Российской Федерации от транспортного налога, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Отмена транспортного налога может привести к увеличению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для формирования указанных фондов.
Кроме того, отмена транспортного налога может привести к изменению уровня расчетной бюджетной обеспеченности ряда субъектов Российской Федерации и, как следствие, повлечет необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (статья 131 Бюджетного кодекса).
Согласно финансово-экономическому обоснованию его реализация приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму не менее 160 млрд. рублей в год, а их компенсация предлагается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В этой связи следует учитывать требование пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса, согласно которому принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Комитет отмечает, что данным законопроектом источники финансирования расходов федерального бюджета не определены.
В заключении Правительства Российской Федерации на законопроект также отмечается, что Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона об исключении транспортного налога из положений Налогового кодекса.
Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие рассматриваемого проекта федерального закона.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1016992-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.