Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Ачинска
от 11.06.2021 N 162-п
Порядок
работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Ачинска
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Ачинска (далее ТПМПК).
1.2. Порядок работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Ачинска (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082, Порядком работы психолого-медико-педагогической комиссии в Красноярском крае, утвержденным Приказом министерства образования и науки Красноярского края от 16.12.2014 N 50-04/1.
1.3. ТПМПК является коллегиальным органом и осуществляет свою деятельность на территории города Ачинска на постоянной основе.
1.4. Осуществление функций ТПМПК, а также организационное и материально-техническое обеспечение ее деятельности возлагается на МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения "Спутник".
1.5. ТПМПК взаимодействует с органами государственной власти Красноярского края, центральной психолого-медико-педагогической комиссией Красноярского края, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями по вопросам, отнесенным к полномочиям ТПМПК.
1.6. ТПМПК работает в сотрудничестве с образовательными организациями, организациями, осуществляющими социальное обслуживание, медицинскими организациями и иными общественными организациями по вопросам всесторонней помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
1.7. Целью деятельности ТПМПК является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проживающих на территории города Ачинска, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
1.8. Основными направлениями деятельности ТПМПК являются:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных ТПМПК рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории города Ачинска;
е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
1.9. ТПМПК имеет право:
а) запрашивать у органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
б) осуществлять мониторинг учета рекомендаций ТПМПК по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);
в) вносить предложения в администрацию города Ачинска по вопросам совершенствования деятельности ТПМПК.
1.10. ТПМПК имеет печать и бланки со своим наименованием.
1.11. Состав ТПМПК утверждается распоряжением администрации города Ачинска.
1.12. ТПМПК возглавляет руководитель. При отсутствии руководителя, его обязанности исполняет специалист, назначаемый из состава ТПМПК.
1.13. В состав ТПМПК входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав ТПМПК включаются и другие специалисты.
Включение врачей в состав ТПМПК осуществляется по согласованию с КГБУЗ "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2".
1.14. ТПМПК самостоятельно устанавливает сроки и периодичность проведения заседаний. Обследование детей проводится круглогодично, не реже одного раза в неделю.
1.15. Информирование родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы ТПМПК осуществляется посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте МКОУ Центр "Спутник" http://sputnik-ach.ucoz.org/
2. Организация деятельности ТПМПК
2.1. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в ТПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами ТПМПК осуществляются бесплатно.
2.2. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в ТПМПК документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
- заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в ТПМПК;
- копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
- направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
- заключение (заключения) и представление психолого-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
- характеристику на обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
- письменные работы по русскому языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка;
- заключение (заключения) ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации).
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным переводом на русский язык.
При необходимости ТПМПК запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
2.3. Секретарь ТПМПК при обращении родителей (законных представителей) проверяет правильность оформления заявления, полноту и соответствие предоставленных документов.
2.4. Запись на проведение обследований ребенка в ТПМПК осуществляется при подаче полного пакета документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.
2.5. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется ТПМПК в пятидневный срок с момента подачи документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, для проведения обследования.
2.6. Информация о проведении обследования детей ТПМПК, результаты обследования, а также вся информация, связанная с обследованием детей ТПМПК, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.7. Обследование ТПМПК ребенка осуществляется в два этапа:
Первый этап обследования включает социально-педагогическое обследование - анализ первичной информации о ребенке, сбор информации о социальных условиях жизни ребенка, сбор анамнестических сведений.
Второй этап обследования включает: медицинское обследование, психологическое обследование, педагогическое обследование, дефектологическое, логопедическое обследование, дополнительные обследования при необходимости.
2.8. Обследование детей проводится в помещениях ТПМПК. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
2.9. Обследование детей проводится каждым специалистом ТПМПК индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов ТПМПК, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
При решении ТПМПК о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.
В сложных диагностических случаях специалисты ТПМПК информируют родителей (законных представителей) о необходимости пройти дополнительное обследование в других медицинских учреждениях.
ТПМПК в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Красноярского края.
2.10. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах ТПМПК, проводивших обследование, выводы специалистов ТПМПК, особые мнения специалистов ТПМПК (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения ТПМПК.
В карте ребенка, прошедшего обследование, указывается перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами ТПМПК.
2.11. По итогам проведения обследования проводится заседание, на котором родителей (законных представителей) знакомят с заключением ТПМПК.
На заседании ТПМПК, рассматривающей сложные диагностические случаи, могут присутствовать привлеченные эксперты (консультанты).
2.12. Заключение ТПМПК оформляется по форме согласно приложению к 1 к настоящему Порядку, в котором указываются:
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения ТПМПК производятся в отсутствии детей.
2.13. Протокол и заключение ТПМПК оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами, проводившими обследование, и руководителем ТПМПК (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью ТПМПК.
В случае необходимости срок оформления протокола и заключения ТПМПК продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.
2.14. Копия заключения ТПМПК и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
2.15. Заключение ТПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение ТПМПК является основанием для создания администраций города Ачинска, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
2.16. Заключение ТПМПК действительно для представления в указанные в нем органы, организации в течение календарного года от даты его подписания.
2.17. ТПМПК оказывает детям, самостоятельно обратившимся в ТПМПК, консультативную помощь, в том числе информирует об их правах.
2.18. Родители (законные представители) детей имеют право:
- присутствовать при обследовании детей в ТПМПК, принимать участие в обсуждении результатов обследования и вынесении ТПМПК заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
- получать консультации специалистов ТПМПК по вопросам обследования детей в ТПМПК и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
- в случае несогласия с заключением ТПМПК обжаловать его в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Красноярского края.
3. Особенности деятельности специалистов ТПМПК
3.1. Организация деятельности учителя-дефектолога:
3.1.1. При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария, учитель-дефектолог опирается на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, сведения из представления психолого-педагогического консилиума, характеристики, представлений учителя-дефектолога образовательной организации.
3.1.2. В ходе обследования детей дошкольного возраста учитель-дефектолог определяет и оценивает:
- соответствие качественных характеристик деятельности ребенка, его знаний, умений, навыков и представлений об окружающем "функциональной" норме возраста;
- степень отставания в сформированности ЗУН и представлений в соответствии с усредненными возрастными показателями;
- характер имеющегося отставания;
- условия предшествующего обучения ребенка.
3.1.3. В ходе обследования детей школьного возраста учитель-дефектолог определяет:
- знания по основным предметам (письмо, обучение грамоте, русский язык, математика) требованиям программы, по которой ребенок обучается;
- степень усвоения программы;
- знания за предыдущие года обучения.
3.1.4. Диагностическое обследование детей с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата производится с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, а также с учетом имеющихся сенсорных нарушений или особенностей:
- определяется степень выраженности нарушения пространственной ориентации и восприятия;
- оценивается выраженность нарушений речи (разборчивость речи), возможность и целесообразность вербальной формы обследования;
- выбираются диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения.
3.1.5. Диагностическое обследование обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) проводит один специалист (кто смог установить с ребенком контакт):
- дается время для адаптации и ориентации ребенка в пространстве кабинета;
- задания предлагаются таким образом, чтобы другие члены ПМПК могли оценить интересующие их сферы развития ребенка;
- количество и объем диагностических заданий определяется с учетом психической и физической истощаемости детей с РАС, их высокой сенсорной чувствительности;
- инструкция сопровождается доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной);
- ребенку создается ситуация успеха.
Для тяжелых вариантов обследования детей с РАС использует метод наблюдения и отдельные методики для соответствующего возрастного диапазона, а в случае интеллектуальной недостаточности - для более младшего возраста.
3.1.6. По результатам собственного обследования учитель-дефектолог заполняет протокол и готовит свое заключение об уровне обученности и обучаемости, потребности в создании специальных условий обучения, рекомендуемом варианте АООП.
3.1.7. Перечень методик, используемых в работе учителя-дефектолога, представлен в приложении N 2 к настоящему Порядку.
3.2. Организация деятельности учителя-логопеда.
3.2.1. При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария, учитель-логопед опирается на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, сведения из представления психолого-педагогического консилиума, характеристики, логопедического представления.
3.2.2. В ходе обследования детей дошкольного возраста учитель-логопед определяет и оценивает:
- наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка и уровень речевого развития (в т.ч. при недоразвитии речи) в соответствии с усредненными возрастными показателями;
- характер имеющегося отставания первичность/вторичность речевого нарушения или его включение в качестве компонента в сочетанный дефект (при НОДА, РАС, сенсорных нарушениях);
- условия предшествующего обучения ребенка.
3.2.3. В ходе обследования детей школьного возраста учитель-логопед определяет:
- состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи;
- сформированность и качественные характеристики чтения и письма, выделив их специфические нарушения;
- степень усвоения программы по русскому языку и чтению;
- знания за предыдущие года обучения.
3.2.4. Диагностическое обследование детей с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата производится с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, а также с учетом имеющихся сенсорных нарушений или особенностей:
- определяется степень выраженности нарушения пространственной ориентации и восприятия;
- оценивается выраженность нарушений речи (разборчивость речи), возможность и целесообразность вербальной формы обследования;
- выбираются диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения.
3.2.5. Диагностическое обследование обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) проводит один специалист (кто смог установить с ребенком контакт):
- дается время для адаптации и ориентации ребенка в пространстве кабинета;
- задания предлагаются таким образом, чтобы другие члены ПМПК могли оценить интересующие их сферы развития ребенка;
- количество и объем диагностических заданий определяется с учетом психической и физической истощаемости детей с РАС, их высокой сенсорной чувствительности;
- инструкция сопровождается доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной);
- ребенку создается ситуация успеха.
Для тяжелых вариантов обследования детей с РАС использует метод наблюдения и отдельные методики для соответствующего возрастного диапазона, а в случае интеллектуальной недостаточности - для более младшего возраста.
3.2.6. Тяжесть проявления дефекта определяется величиной разрыва между реальным состоянием и нормативами речевого развития в данном возрасте. В качестве показателя патологии в развитии речевой деятельности может рассматриваться устойчивая несформированность языковых средств, обнаруживаемая в рамках отдельных компонентов речи (например, нарушения звукопроизношения, несформированность фонематического восприятия, нарушения лексической и/или грамматической сторон речи и др.), их сочетаний или всей системы в целом, обусловленная неполноценностью языко-речевых процессов (анализа, синтеза, классификации и проч.) или отклонениями в анатомо-физиологическом строении речевого аппарата.
По результатам собственного обследования учитель-логопед заполняет протокол и готовит свое заключение.
3.2.7. Перечень методик, используемых в работе учителя-логопеда, представлен в приложении N 3. к настоящему Порядку.
3.3. Организация деятельности педагога-психолога:
3.3.1. При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария, педагог-психолог опирается на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, сведения из представления психолого-педагогической характеристики (представления психолого-педагогического консилиума при наличии).
3.3.2. В ходе обследования детей и подростков педагог-психолог определяет и оценивает:
- степень соответствия/несоответствия уровня психического развития возрастной норме;
- стойкость нарушений познавательной деятельности;
- степень социо-психологической адаптированности (дезадаптированности);
- основные индивидуальные (индивидуально-типологические) особенности, требующие учета в организации психокоррекционной работы;
- характер имеющегося отставания;
- условия предшествующего обучения ребенка.
3.3.3. Диагностическое обследование детей с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата производится с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, а также с учетом имеющихся сенсорных нарушений или особенностей:
- определяется степень выраженности нарушения пространственной ориентации и восприятия;
- оценивается выраженность нарушений речи (разборчивость речи), возможность и целесообразность вербальной формы обследования;
- выбираются диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения.
3.3.4. Диагностическое обследование обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) проводит один специалист (кто смог установить с ребенком контакт):
- дается время для адаптации и ориентации ребенка в пространстве кабинета;
- задания предлагаются таким образом, чтобы другие члены ПМПК могли оценить интересующие их сферы развития ребенка;
- количество и объем диагностических заданий определяется с учетом психической и физической истощаемости детей с РАС, их высокой сенсорной чувствительности;
- инструкция сопровождается доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной);
- ребенку создается ситуация успеха.
Для тяжелых вариантов обследования детей с РАС использует метод наблюдения и отдельные методики для соответствующего возрастного диапазона, а в случае интеллектуальной недостаточности - для более младшего возраста.
3.3.5. По результатам собственного обследования педагог-психолог заполняет протокол и готовит свое заключение.
Вывод по результатам психологического обследования должен согласовываться с соответствующими нозологическими врачебными диагнозами (в том числе, данными о состоянии слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, соматическом состоянии ребенка), соотноситься с логопедическим заключением и результатами педагогического обследования, потребности в создании специальных условий обучения, рекомендуемом варианте АООП.
3.3.6. Перечень методик, используемых в работе педагога-психолога, представлен в приложении N 4 к настоящему Порядку.
4. Документация ТПМПК
4.1. ТПМПК ведется следующая документация:
а) журнал записи детей на обследование;
б) журнал учета детей, прошедших обследование;
в) карта ребенка, прошедшего обследование;
г) протокол обследования ребенка;
д) заключение ТПМПК.
4.2. Документы, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "настоящего пункта" имеется в виду "пункта 4.1."
4.3. Документы, указанные в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "настоящего пункта" имеется в виду "пункта 4.1."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.