Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу
/-----------------\
| | | | | | | | | |
\-----------------/
Регистрационный номер
учётной карты
Учетная карта
выявленного объекта, представляющего
собой историко-культурную ценность
I. Наименование объекта
"Мост железнодорожный через р. Хопер, 1894 г." |
II. Время создания (возникновения) объекта и (или) дата связанного с ним исторического события |
1894 г. |
III. Адрес (местонахождение) объекта (по данным организации,
осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую
инвентаризацию объектов градостроительной деятельности; для
объектов, расположенных вне границ населенных пунктов или не
имеющих адреса, - описание местоположения)
Саратовская область, г. Балашов |
IV. Вид объекта
Памятник |
Ансамбль |
Достопримечательное место |
X |
|
|
V. Общая видовая принадлежность объекта
Памятник археологии |
Памятник истории |
Памятник градостроительства и архитектуры |
Памятник искусства |
Памятник религии |
|
|
X |
|
|
VI. Общее описание объекта и вывод об его историко-культурной ценности
"Город Балашов лежит под 50° северной широты и под 60° восточной долготы, на левом берегу реки Хопра, к западу от Саратова в 237, от Москвы, от С.-Петербурга 1865 верстах". Балашовский уезд был образован по указу от 7-го ноября 1780 года в составе Саратовского наместничества (губернии). Ряд дворцовых сёл тогда были преобразованы в города и утверждены центрами уездов. Центром уезда стало село Балашово, преобразованное в уездный город Балашов. Из числа проживающих в нем дворцовых крестьян лишь 6 душ мужского пола были записаны в купечество, а 49 - в мещане. К середине XIX-го века Балашов успешно наладил сплав хлеба по реке Хопер и вскоре превратился в значительный торгово-промышленный центр западной окраины Саратовской губернии. Строительство железных дорог через Балашов началось в 1891 году. В город практически одновременно пришли две протяженные железные дороги, Тамбов-Камышин и Харьков-Пенза. Первой линией была транзитная линия Тамбов-Камышин. На момент начала строительства эта линия, вероятно, относилась ещё к Тамбово - Саратовской дороге, но к завершению строительства уже была создана объединенная Рязано-Уральская дорога. Следующим проектом была линия Харьков-Балашов. К окончанию строительства этой линии уже была создана объединенная Юго-Восточная железная дорога (1893 г.), к которой эта линия принадлежала. Последним проектом стала линия Балашов-Пенза, на момент постройки Таволжанка - Пенза. Эта линия была проектом Разано-Уральской железной дороги. Таким образом к 1895 году Балашов стал передаточной станцией с объединенной Разано-Уральской дороги на объединённую Юго-Восточную дорогу. Железнодорожный мост через реку Хопер в г. Балашов начал строиться в составе линии Тамбов-Камышин Рязано-Уральской железной дороги и вступил в строй в 1894 году. Вероятнее всего, пролетные строения моста были выполнены по типовому проекту, разработанному Л.Д.Проскуряковым для установки на мостах Рязано-Уральской железной дороги. Пролетные строения имели треугольную решетку главных ферм и криволинейный нижний пояс. Применение треугольной решетки главных ферм, характерной для современных конструкций, позволяло в ряде случаев добиться существенной экономии металла. Так, пролетное строение с треугольной решеткой и полигональным верхним поясом длиной 109,2 м, спроектированное инженером Е.И.Ададуровым для моста через р. Хопер, оказалось на 17,5% легче таких же по длине пролетных строений Иртышского моста. Во время Великой Отечественной войны мост через реку Хопер подвергался активным бомбардировкам силами противника. Как уже упоминалось ранее, Балашовский узел входил в состав Юго-Восточной железной дороги, которая с первых месяцев войны имела исключительно важное значение. Она представляла собой самый короткий и самый мощный путь из южных и юго-восточных районов на восток и в центр страны. Юго-восточная дорога обслуживала территорию в 400 тысяч квадратных километров. В 1942 году немцы подошли к Сталинграду. Паровозники Балашовского депо стали перевозить войска, военную технику и другие материалы на Сталинградский фронт. Через Балашов проходили эшелоны с войсками, танками, орудием, боеприпасами. Обратно из Сталинграда шли поезда с ранеными, в городе было много госпиталей. Особенно сильному налету подвергся город и железнодорожный узел в августе 1942 года и летом 1943 года. Было сброшено свыше 200 бомб. Сильное повреждение получили пути северного и южного парка. В 1993 году началось строительство нового железнодорожного моста через р. Хопер. На сегодняшний день старый железнодорожный мост выведен из эксплуатации и частично разобран, контактная сеть демонтирована. Будка путевого обходчика перед мостом в настоящее время также разобрана. |
VII. Использование объекта культурного наследия или пользователь
Музеи, архивы, библиотеки |
|
|
Организации торговли |
|
Организации науки и образования |
|
|
Организации общественного питания |
|
Театрально-зрелищные организации |
|
|
Гостиницы, отели |
|
Органы власти и управления |
|
|
Офисные помещения |
|
Воинские части |
|
|
Жильё |
|
Религиозные организации |
|
|
Парки, сады |
|
Организации здравоохранения |
|
|
Некрополи, захоронения |
|
Организации транспорта |
|
|
Не используется |
X |
Производственные организации |
|
|
Иное |
|
Примечания
|
VIII. Сведения о датеи обстоятельствах выявления (обнаружения) объекта
|
Составитель учетной карты
Начальник отдела учета объектов культурного наследия управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области |
|
С.А.Мастрюкова |
должность |
подпись |
инициалы, фамилия |
Уполномоченное должностное лицо органа охраны
объектов культурного наследия
Заместитель начальника управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области |
|
В.П.Афанасьева |
должность |
подпись |
инициалы, фамилия |
М.П.
|
|
. |
|
|
. |
|
|
|
|
г. |
Дата составления учетной
карты (число, месяц,
год)
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 18 июня 2021 г. N 01-04/191... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.