Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и спорта
Республики Карелия
от 19.04.2021 года N 410
Положение
о региональной системе оценки качества образования в Республике Карелия
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования в Республике Карелия (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования в Республике Карелия (далее - РСОКО РК), устанавливает единые требования по реализации РСОКО РК на территории республики.
2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании", постановлением Правительства Республики Карелия от 15 февраля 2021 года N 42-П "Об утверждении Положения о Министерстве образования и спорта Республики Карелия", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.
3. Положение распространяется на сферу деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, осуществляющих управление в сфере образования, государственных и муниципальных образовательных организаций всех типов, расположенных на территории Республики Карелия.
4. В Положении используются следующие определения:
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Оценка качества образования - процесс определения степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий общепризнанной, зафиксированной в документах системе государственно-общественных требований к качеству образования;
Региональная система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур регионального и муниципального уровней, результатов независимой оценки качества образования и мониторинга системы образования, а также процедур внутренней системы оценки качества образования образовательных организаций, их самообследования, обеспечивающая объективную оценку качества образовательных результатов и условий организации образовательного процесса, выявление факторов на них влияющих;
Качество образовательных результатов - степень подготовки обучающихся, достижения планируемых результатов основной образовательной программы;
Качество условий организации образовательной деятельности (процессов) - комплексная характеристика образовательной деятельности;
Норма качества - базовый уровень достижений обучающихся в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Уровень качества образования - характеристика качества образования, выделяемая в кластерах качества деятельности образовательных организаций, подразделяемая на низкий, допустимый, высокий уровень.
Мониторинг - периодическое наблюдение процессов, определяющих состояние и динамику изменений качества образования, результатом которого является анализ образовательных результатов и условий их достижения;
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
II. Основные цели и задачи функционирования региональной системы оценки качества образования в Республике Карелия
5. Целью РСОКО РК является повышение качества общего образования и эффективности управления качеством образования в Республике Карелия на основе объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменений и причинах, влияющих на его уровень.
6. Задачами РСОКО РК являются:
содействие обеспечению высокого качества образования через определение степени соответствия качества образования федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (оценка метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы);
содействие обеспечению высокого качества образования через определение степени соответствия качества образования федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (оценка метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы);
содействие обеспечению высокого качества образования через определение степени соответствия качества образования федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (оценка метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы);
оценка результатов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
повышение качества образовательных результатов на основе ранее проведённого анализа образовательных результатов с учетом региональных особенностей;
повышение уровня образовательных результатов на основе анализа оценки функциональной грамотности;
реализация принципов региональной системы обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в Республике Карелия;
повышение уровня образовательных результатов на основе анализа Национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования.
7. Объектами и субъектами оценки качества образования являются региональная образовательная система в целом, муниципальные образовательные системы, образовательные организации, результаты образовательной деятельности обучающихся.
8. Предметом оценки качества образования является содержание и качество подготовки обучающихся, уровень и направленность образовательных программ, реализуемых в организациях и их филиалах, условия образовательного процесса.
9. Функционирование РСОКО РК осуществляется посредством существующих процедур контроля и оценки качества образования, механизмов повышения качества образования в современных условиях:
исследований на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA);
специально организованных по модели PISA процедуры оценки качества подготовки обучающихся (Общероссийская оценка по модели PISA);
национальных исследований качества образования (НИКО);
исследований функциональной грамотности;
всероссийских проверочных работ (ВПР);
итогового сочинения (изложения);
итогового собеседования по русскому языку;
основного государственного экзамена (ОГЭ);
единого государственного экзамена (ЕГЭ);
государственного выпускного экзамена (ГВЭ);
государственного экзамена по родным языкам (ГЭР);
региональных мониторинговых исследований;
региональных проверочных работ (РПР);
всероссийской олимпиады школьников (школьный этап);
всероссийской олимпиады школьников (муниципальный этап);
всероссийской олимпиады школьников (региональный этап);
оценки соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении федерального государственного контроля качества образования;
оценки соответствия качества подготовки обучающихся в форме тестирования при осуществлении государственной аккредитации образовательной деятельности;
независимой оценки качества образования через независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями;
совершенствования внутренней оценки качества в образовательных организациях;
развития кадрового потенциала системы образования через повышение квалификации, переподготовку, аттестацию педагогических работников и руководящих работников, развитие лидерских качеств руководящих работников, конкурсы профессионального мастерства, обмен опытом между педагогическими работниками и доступ обучающихся к лучшим практикам обучения, совершенствование работы методических служб;
совершенствования управления системой образования через установление государственного (муниципального) задания, заключение "эффективных" контрактов с педагогическими и руководящими работниками, применение профессиональных стандартов в сфере образования, внедрение современных моделей организации образования, обеспечивающих оптимальность сети образовательных организаций, совершенствование нормативов финансового обеспечения образования;
обновления содержания образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (включая расширение практик использования сетевой формы реализации образовательных программ) и совершенствования методик и технологий обучения;
обеспечения мониторинга системы образования, проведения самообследования образовательными организациями;
разработки и реализации региональных, муниципальных программ и программ образовательных организаций развития образования, с учетом специфики социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей, и повышения качества их исполнения;
совершенствования системы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки выпускников.
10. Оценка качества образования в регионе проводится по инициативе:
Министерства просвещения Российской Федерации;
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
органов исполнительной власти Республики Карелия;
органов местного самоуправления Республики Карелия;
образовательных организаций Республики Карелия;
участников отношений в сфере образования;
общественных объединений и объединений работодателей Республики Карелия.
11. Оценка качества образования осуществляется на основе системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса):
соответствие предметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования базовому уровню;
соответствие предметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования высокому уровню;
соответствие метапредметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования федеральному государственному образовательному стандарту;
результаты освоения адаптированных основных общеобразовательных программ;
динамика качества образовательных результатов на основе ранее проведённого анализа образовательных результатов с учетом региональных особенностей;
динамика уровня образовательных результатов на основе анализа оценки функциональной грамотности;
использование принципов региональной системы обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в Республике Карелия;
динамика уровня образовательных результатов на основе анализа Национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования.
12. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение (на основе мониторинга или процедур контроля). Процедуры проведения экспертизы и измерения, исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО РК устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
13. Диагностические и оценочные процедуры в рамках РСОКО РК проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов.
III. Организационная структура региональной системы оценки качества образования
14. РСОКО РК включает в себя следующие структурные элементы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия (далее - Министерство);
Государственное автономное учреждение Республики Карелия "Центр оценки качества образования" (далее - ГАУ РК "ЦОКО");
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Карелия "Карельский институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО РК "КИРО");
муниципальные органы управления образованием;
государственные и муниципальные образовательные организации;
общественные организации и объединения, участники отношений в сфере образования.
15. Министерство:
формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;
организует систему мониторинга качества образования на региональном уровне (осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития системы образования);
на основе анализа определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;
обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
выполняет полномочия по государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций;
обеспечивает государственный контроль (надзор) в сфере образования;
выполняет полномочия по лицензированию образовательной деятельности;
организует в регионе проведение государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;
устанавливает государственное задание в отношении подведомственных организаций, включающего показатели качества работы организации;
обеспечивает участие региона в процедурах оценки качества образования (НИКО, ВПР), международных сравнительных исследованиях, Всероссийской олимпиаде школьников, оценке функциональной грамотности;
обеспечивает проведение региональных мониторинговых исследований;
осуществляет подготовку сведений (в том числе базы данных), необходимых для формирования и ведения федеральных и региональных баз данных в сфере контроля качества образования;
содействует в проведении независимой оценки качества образования;
разрабатывает и реализует совместно с участниками государственную программу Республики Карелия "Развитие образования";
реализует меры, направленные на совершенствование управления системой образования;
разрабатывает меры по совершенствованию нормативов финансового обеспечения образования;
осуществляет признание организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, региональными инновационными площадками;
совершенствует систему повышения квалификации и переподготовки, аттестации педагогических и руководящих работников;
заключает "эффективные" контракты с руководящими работниками подведомственных организаций и контролируют их исполнение;
контролирует применение профессиональных стандартов в сфере образования в подведомственных образовательных организациях;
содействует в совершенствовании материально-технической базы образовательных организаций, учебно-методического обеспечения;
реализует меры, направленные на совершенствование системы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки выпускников;
осуществляет контроль проведения самообследования подведомственными образовательными организациями;
аккредитует профессиональных и общественных экспертов;
обеспечивает исполнение решений коллегиальных органов;
формирует в рамках РСОКО РК ежегодно, не позднее 1 сентября текущего года, перечень региональных мониторинговых исследований и других видов деятельности для внесения их в государственные задания образовательных организаций на очередной финансовый год.
16. ГАУ РК "ЦОКО", действующее в соответствии с Уставом и в рамках государственного задания на оказание государственных услуг, осуществляет организационно-методическое обеспечение процедур оценки качества, информационное обеспечение функционирования РСОКО РК, организацию сбора, хранения, обработки информации о качестве образования в регионе, анализирует результат оценки качества образования, в том числе:
организует проведение мониторинговых исследований по вопросам качества образования;
обеспечивает организационно-методическое, технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам;
участвует в подготовке экспертов-специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных институтов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
производит информационно-аналитическое и экспертное обеспечение оценки качества образования в регионе;
контролирует сдачу отчетов на портале ФИС ОКО образовательными организациями;
анализирует результаты оценки качества и готовит доклады, справки, методические рекомендации по необходимым управленческим решениям;
осуществляет работу по проведению и анализу результатов мониторинга оценки объективности процедур оценки качества образования.
17. ГАУ ДПО РК "КИРО", действующее в соответствии с Уставом и в рамках государственного задания на оказание государственных услуг, осуществляет организационно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования, в том числе:
обеспечивает организационное и методическое сопровождение процедур аттестации педагогических работников;
распространяет методические рекомендации по реализации федеральных государственных образовательных стандартов на основе результатов оценки качества образования;
содействует проведению независимой оценки качества образования и расширению практик независимой оценки качества подготовки обучающихся;
участвует в проведении региональных мониторинговых исследований;
оказывает информационно-методическую поддержку в вопросах совершенствования внутренней оценки качества в образовательных организациях;
обеспечивает повышение квалификации и переподготовку педагогических и руководящих работников;
обеспечивает проведение и анализ педагогических исследований, направленных на диагностирование специфических профессиональных качеств педагогических работников (педагогическая квалиметрия);
участвует в организации региональных конкурсов профессионального мастерства, олимпиад и конкурсов для обучающихся общеобразовательных организаций;
осуществляет выявление передового опыта и распространение лучших практик обучения;
реализует меры, направленные на совершенствование работы муниципальных методических служб;
оказывает методическую поддержку по вопросам заключения "эффективных" контрактов с педагогическими и руководящими работниками, применения профессиональных стандартов в сфере образования, внедрения современных моделей организации образования, обеспечивающих эффективность сети образовательных организаций;
содействует в расширении практик использования сетевой формы реализации образовательных программ;
распространяет методические рекомендации по современным методикам и технологиям обучения;
участвует в реализации государственной программы Республики Карелия "Развитие образования";
обеспечивает организационное и методическое сопровождение признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, региональными инновационными площадками;
участвует в подготовке экспертов из числа специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных институтов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
участвует в совершенствовании системы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки выпускников;
разрабатывает методические рекомендации по результатам оценочных процедур по всем учебным предметам;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения по совершенствованию системы оценки качества образования, участвует в данных мероприятиях.
18. Муниципальные органы управления образованием:
разрабатывают и реализуют муниципальные программы развития образования, включая мероприятия по развитию системы оценки качества образования;
участвуют в реализации государственной программы Республики Карелия "Развитие образования";
устанавливают муниципальное задание в отношении подведомственных организаций, включающего показатели качества работы организации;
участвуют в разработке методики оценки качества образования;
участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития РСОКО РК;
обеспечивают проведение на муниципальном уровне мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в подведомственных образовательных организациях;
организуют систему мониторинга качества образования на муниципальном уровне, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования на муниципальном уровне;
разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования, участвуют в этих мероприятиях;
формируют нормативную правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования на муниципальном уровне;
изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования на муниципальном уровне;
проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся в подведомственных образовательных организациях;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне, обеспечивающие повышение качества образования;
содействуют в проведении независимой оценки качества образования;
содействуют развитию лидерских качеств руководителей образовательных организаций и лиц, включенных в кадровый резерв;
обеспечивают обновление материально-технической базы образовательных организаций, учебно-методического обеспечения;
участвуют в подготовке экспертов-специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных институтов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
создают условия для организации проведения государственной итоговой аттестации обучающихся;
осуществляют контроль проведения самообследования подведомственными образовательными организациями;
оказывают методическую поддержку в вопросах совершенствования внутренней оценки качества в подведомственных образовательных организациях;
содействуют в повышении квалификации и переподготовке педагогических и руководящих работников;
организуют конкурсы профессионального мастерства на муниципальном уровне;
содействуют выявлению передового опыта и распространению лучших практик обучения;
реализует меры, направленные на совершенствование работы муниципальных методических служб;
заключают "эффективные" контракты с руководящими работниками подведомственных организаций и контролируют их исполнение;
контролируют применение профессиональных стандартов в сфере образования в подведомственных образовательных организациях;
внедряют современные модели организации образования, обеспечивающие эффективность сети подведомственных образовательных организаций;
содействуют в расширении практик использования сетевой формы реализации образовательных программ;
содействуют реализации инновационных проектов и программ, реализуемых подведомственными образовательными организациями;
обеспечивают исполнение решений коллегиальных органов;
реализует меры, направленные на совершенствование системы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки выпускников.
19. Государственные и муниципальные образовательные организации:
обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в образовательных организациях, обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
разрабатывают и реализуют программы развития образовательной организации;
обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;
участвуют в процедурах оценки качества образования (НИКО, ВПР), международных сравнительных исследованиях, региональных мониторинговых исследованиях, во Всероссийской олимпиаде школьников;
содействуют независимой оценке качества образования;
создают условия для повышения квалификации, переподготовки, аттестации педагогических работников;
организуют участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства, оказывают им необходимую методическую поддержку;
содействуют обмену опытом между педагогическими работниками и доступу обучающихся к лучшим практикам обучения;
обеспечивают работу методических служб образовательных организаций или принимают участие в работе окружных, сетевых методических служб (объединений) в рамках образовательных округов;
заключают "эффективные" контракты с педагогическими работниками и контролируют их исполнение;
обеспечивают применение профессиональных стандартов в сфере образования;
осуществляют внедрение современных моделей организации образования;
обеспечивают обновление содержания образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
совершенствуют методики и технологии обучения;
расширяют практики использования сетевой формы реализации образовательных программ;
участвуют в разработке методик оценки качества образования;
участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации;
обеспечивают проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
организуют систему мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации, анализируют результаты оценки качества образования;
проводят самообследование образовательной организации;
обеспечивают информационную поддержку оценки качества образования образовательной организации;
разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательной организации, участвуют в этих мероприятиях;
формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательной организации;
изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательной организации;
разрабатывают и осуществляют контроль за исполнением индивидуальных планов педагогических работников; обеспечивают исполнение учебных планов;
совершенствуют систему оценки эффективности и результативности деятельности педагогических работников и административного персонала;
анализируют результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, принимают меры по обеспечению качества образования;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации, обеспечивающие повышение качества образования;
обновляют материально-техническую базу образовательной организации, учебно-методическое обеспечение;
реализуют инновационные проекты и программы;
обеспечивают исполнение решений коллегиальных органов;
совершенствуют систему профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки выпускников.
20. Общественные организации и объединения, участники отношений в сфере образования:
участвуют в обеспечении качества образования;
содействуют определению стратегических направлений развития системы образования, формированию приоритетных направлений стратегии развития системы образования;
содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием;
осуществляют общественный контроль качества образования и деятельности образовательных организаций;
участвуют в осуществлении независимой оценки качества образования, включая инициирование независимой оценки качества подготовки обучающихся;
принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальных и региональной систем образования и РСОКО РК, результатов оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности;
реализуют и участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на повышение качества образования;
входят в состав коллегиальных органов образовательных организаций и органов управления образованием;
принимают участие в оценочных процедурах в качестве общественных экспертов.
21. Мониторинг РСОКО РК осуществляется ежегодно субъектами РСОКО РК (осуществляется сбор, обработка, хранение и предоставление информации) на основе системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (приложение).
22. Не позднее первого квартала, следующего за отчетным учебным годом результаты проведения мониторинга показателей РСОКО РК оформляются ГАУ РК "ЦОКО" и ГАУ ДПО РК "КИРО" в виде аналитических справок по итогам проведения оценочных процедур, которые используются для разработки адресных рекомендаций, а также формируется план мероприятий (мер и управленческих решений), направленных на совершенствование РСОКО РК, на следующий учебный год.
Отдел общего образования Министерства организует работу по разработке адресных рекомендаций, а также формированию и утверждению плана мероприятий (мер и управленческих решений), направленных на совершенствование РСОКО РК, на следующий учебный год на основании предоставленных:
ГАУ РЦ "ЦОКО" аналитических справок по итогам проведения оценочных процедур;
ГАУ ДПО РК "КИРО" аналитических справок по итогам проведения всероссийской олимпиады школьников;
Управлением государственного контроля (надзора) в сфере образования результатов контрольно-надзорных мероприятий, материалов, полученных от ФИОКО, предложений в план мероприятий по совершенствованию РСОКО РК;
отделом комплексного анализа и мониторинга Министерства предложений в план мероприятий по совершенствованию РСОКО РК;
другими структурными подразделениями Министерства предложений в план мероприятий по совершенствованию РСОКО РК (при наличии).
План мероприятий, направленных на совершенствование РСОКО РК, включает в себя мероприятия, направленные на повышение качества подготовки обучающихся, с работниками органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и/или руководителями образовательных организаций, проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам оценки качества образования с обучающимися и их родителями (законными представителями), проведение иных мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся, принятие управленческих решений по результатам проведённого анализа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.