Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 1131825-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату товаров и услуг, предназначенных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий), внесенному Новгородской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 1131825-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату товаров и услуг, предназначенных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий), внесенный Новгородской областной Думой, и отмечает следующее.
1. Разработчики законопроекта Законопроектом предлагают внести в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) изменения, предусматривающие возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату товаров и услуг, предназначенных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
При этом следует отметить, что такая дополнительная мера поддержки семей с детьми, как материнский (семейный) капитал была введена в качестве стимулирующей российские семьи к рождению детей и в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Правовой инструментарий Федерального закона направлен, в первую очередь, на улучшение демографических показателей.
Государство полагает, что эта мера государственной поддержки является долгосрочным вложением в семью, ее развитие. Потенциал материнского (семейного) капитала может быть раскрыт в отдельных случаях лишь спустя определенное количество лет: он призван решать наиболее серьезные и затратные проблемы семей, такие, как, например, улучшение жилищных условий, являющееся насущной необходимостью, становящейся все более острой с рождением каждого последующего ребенка. В этом состоит одно из отличий данного института от иных мер социальной поддержки семей с детьми: выплат, пособий, компенсаций и т.д. Именно поэтому средства материнского (семейного) капитала носят строго целевой характер, а перечень направлений их расходования является ограниченным.
2. Согласно статье 7 Федерального закона одним из направлений расходования средств материнского (семейного) капитала является получение образования ребенком (детьми). Дальнейшее раскрытие это направление получило, например, в статье 11 Федерального закона, которой предусматривается направление средств материнского капитала на оплату платных образовательных услуг и на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов также установлены Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926).
Таким образом, полагаем, что вопрос, предлагаемый к рассмотрению авторами законопроект, мог бы быть решен в рамках компетенции Правительства Российской Федерации и дополнительного законодательного регулирования с целью более детального раскрытия рассматриваемого направления расходования средств материнского (семейного) капитала в данном случае не требуется.
3. Вместе с тем Правительство Российской Федерации не поддерживает проект. В своем заключении Правительство Российской Федерации отмечает, что законопроектом не определен механизм администрирования и контроля за использованием средств, которые предлагается направить на оплату соответствующих товаров и услуг, что может привести к злоупотреблениям и, как следствие, к неэффективному расходованию средств федерального бюджета.
4. В срок, установленный Советом Государственной Думы, по законопроекту поступило:
21 отзыв законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 14 положительных;
37 отзывов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 5 положительных.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации сообщает, что законопроект должен быть рассмотрен с учетом мнения Правительства Российской Федерации, и отмечает, что законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в том числе по концептуальным основаниям.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре не поддерживают законопроект.
Счетная палата Российской Федерации высказывает замечания по проекту и сообщает, что не поддерживает его. В частности, Счетная палата обоснованно считает, что реализация законопроекта может привести к увеличению числа обращений с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в более ранний срок и потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
5. Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной проработанности законопроекта.
На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1131825-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату товаров и услуг, предназначенных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий), внесенного Новгородской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить названный законопроект.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.