Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1078994-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" ("О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации")
(повторно, второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 5 статьи 26 изменяемого Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный подход в формировании и деятельности органов управления образовательной организации является также одной из форм проявления принципа автономии образовательных организаций, закрепленного в пункте 9 части 1 статьи 3 Федерального закона, и свидетельствует об отсутствии необходимости законодательного закрепления компетенции наблюдательного совета и попечительского совета образовательных организаций высшего образования. Особо отмечаем, что в законопроекте предлагается отнести "решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации" к компетенции этих органов, что по сути дублирует действующие положения части 5 статьи 26 Федерального закона.
Кроме того, в проектируемой части 5.1 статьи 26 Федерального закона указано, что "к компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, относятся рассмотрение вопросов, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Указанная статья 11 содержит нормы прямого действия, которые и так подлежат применению в настоящее время независимо от сферы деятельности автономного учреждения (образование, культура, наука и т.д.) и без дополнительного упоминания об этом.
Предлагаемая часть 4.1 статьи 28 Федерального закона (пункт 3 статьи 1 законопроекта) содержит указание на программу развития образовательной организации высшего образования и единую программу развития соответствующих организаций. Полагаем, указанные понятия нуждаются в соотнесении между собой с целью понимания их непосредственного содержания. Кроме того, законопроектом предполагается, что программа развития образовательной организации высшего образования разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается ее учредителем. Однако в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 28 Федерального закона к компетенции образовательной организации относится "разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом". В связи с этим возникает необходимость пояснения, относится ли данное исключение к предусмотренному законопроектом порядку разработки и утверждения программы развития образовательной организации высшего образования или же к возможности утверждения единой программы развития соответствующими федеральными государственными органами.
Замечания юридико-технического характера по законопроекту отсутствуют.
Замечания лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.