Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1104310-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
В соответствии с проектируемым абзацем первым пункта 13 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусматривается, что иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию в течение девяноста календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию. Данная редакция позволяет сделать вывод о том, что требование о прохождении указанных процедур будет относиться ко всем иностранным гражданам, пребывающим в Российскую Федерацию, в целях не связанных с трудовой деятельностью, например в целях осуществления туристических, деловых поездок, лечения либо учебы.
Положения законопроекта (проектируемые абзац шестой пункта 13 статьи 5, абзац второй пункта 1 статьи 5.2, абзац второй пункта 3 статьи 8, абзац третий пункта 29 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ) предусматривают выдачу соответствующих документов в форме карты с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца. Отмечаем, что указанные нормы не были предметом рассмотрения законопроекта в первом чтении, а их реализация может потребовать дополнительных расходов из федерального бюджета.
Отмечаем необходимость доработки законопроекта в части терминологии, связанной с медицинским освидетельствованием иностранных граждан с учетом ее существенного различия с действующей редакцией Федерального закона N 115-ФЗ (в частности, в пункте 5 статье 6.1, подпункте 13 пункта 1 статьи 7, подпункт 13 пункта 1 статьи 9, подпункт 5 пункта 2 статьи 13.3, подпункт 6 пункта 9 статьи 13.3, подпункт 10 пункта 9 статьи 18). Также обращаем внимание, что указанная терминология резко отличается от терминологии, используемой в находящемся на рассмотрении Государственной Думы и принятом в первом чтении законопроекте N 1076141-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно проектируемому абзацу первому пункта 18 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривается, что иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, обязаны пройти медицинское освидетельствование в течение девяноста календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию. Данная редакция также позволяет сделать вывод о том, что требование о прохождении указанной процедуры будет относиться ко всем иностранным гражданам, пребывающим в Российскую Федерацию, в целях не связанных с трудовой деятельностью, например в целях осуществления туристических, деловых поездок, лечения либо учебы.
Обращаем внимание, что непонятен принцип, по которому граждане отдельных государств - Республики Казахстан, Республики Молдовы, Украины - включаются законопроектом в список лиц, на которых не распространяются квоты на разрешение на временное проживание (подпункт 11 пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ).
Используемая в ряде статьей законопроекта формулировка "хранение персональных данных владельца - фамилии, имени, отчества (при их наличии)" не корректна, учитывая, что отсутствовать может только отчество. В проектируемом абзаце втором пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ в числе персональных данных отсутствует пол иностранного гражданина.
В проектируемом абзаце третьем пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что лицу без гражданства при выдачи вида на жительство карта с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров двух пальцев рук этого человека, пригодных для его идентификации) не выдается. При этом согласно пункту 9 статьи 8 действующей редакции Федерального закона N 115-ФЗ вид на жительство, выданный лицу без гражданства, начиная с 1 января 2013 года, содержит электронный носитель информации для хранения персональных данных владельца, а также для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров двух пальцев рук этого человека). Полагаем, что наличие обеих названных норм в Федеральном законе N 115-ФЗ вызывает неопределенность.
Новая редакция пункта 4.6 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ устанавливает, что иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию при обращении с заявлением об оформлении патента. При этом абзац второй пункта 13 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривает, что иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию при обращении с заявлением об оформлении патента или при получении разрешения на работу в соответствии с пунктом 4.6 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ.
Законопроектом исключаются пункты 6.2 и 17.1 статьи 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ, которые позволяют подавать ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста с приложением необходимых документов в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе. При этом новый пункт 6.1 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ устанавливает, что указанное ходатайство и документы могут быть поданы в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, что в принципе не должно исключать их подачу и на бумажном носителе.
Новую редакцию пункта "п" части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) следует привести в соответствие с проектной редакцией абзаца второго пункта 13 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ) - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, либо при обращении с заявлением об оформлении патента или при получении разрешения на работу, учитывая структурное построение норм Федерального закона N 128-ФЗ, ни одна из которых не содержит ссылку на конкретную норму другого федерального закона.
По новой редакции абзаца седьмого части первой статьи 11 Федерального закона N 128-ФЗ сообщаем, что Федеральным законом N 115-ФЗ, в том числе с учетом предлагаемых данным законопроектом изменений, и Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" не предусматривается оказание содействия органам внутренних дел в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, приобретающих гражданство Российской Федерации, указанных соответственно в пунктах "п" и "ф" части первой статьи 9 Федеральный закон N 128-ФЗ, федеральным государственным унитарным предприятием или организацией, уполномоченной городом федерального значения Москвой.
Кроме того, в указанной норме необходимо указать сокращенное наименование федерального государственного унитарного предприятия и организации, уполномоченной городом федерального значения Москвой, как это предусмотрено проектными редакциями новых пунктов 14 и 15 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку далее при внесении изменений в Федеральный закон N 128-ФЗ используются именно сокращенные наименования указанных предприятия и организации - подведомственное предприятие, уполномоченная организация (предлагаемые изменения в часть шестую статьи 11, часть четвертую статьи 12, часть четвертую статьи 14).
Часть четвертая статьи 12 Федерального закона N 128-ФЗ распространяет на подведомственное предприятие и уполномоченную организацию требования по соблюдению конфиденциальности дактилоскопической информации и обеспечению ее безопасности. При этом проект не содержит положений об ответственности должностных лиц указанных предприятия и организации за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Проектными редакциями соответствующих положений Федерального закона N 115-ФЗ и Федерального закона N 128-ФЗ предусматривается оказание подведомственным предприятием и уполномоченной организацией содействия органам внутренних дел именно в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации, включающего в себя деятельность по получению и незамедлительной передаче дактилоскопической информации в органы внутренних дел. В связи с этим отсутствуют какие-либо основания предоставления таким подведомственному предприятию и уполномоченной организации полномочий по проведению идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица, с использованием информационных дактилоскопических массивов соответствующих государственных органов (предлагаемые изменения в часть четвертую статьи 14 Федерального закона N 128-ФЗ).
Терминологию проекта федерального закона необходимо привести в соответствие с нормами Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в соответствии с которым наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача потребляются, а не употребляются. Кроме того, указанный Федеральный закон содержит понятие "новые потенциально опасные психоактивные вещества", а не "новые потенциально опасные психотропные вещества", как это указано в проекте федерального закон.
Положения абзаца третьего нового пункта 18 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ не учитывают, что при проведении химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психактивных веществ также исследуется наличие в организме человека метаболитов таких веществ (статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и другие).
В абзаце втором нового пункта 19 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ указано, что иностранные граждане могут представить в территориальный орган внутренних дел соответствующие медицинские документы в том числе через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию. Проектируемую норму необходимо согласовать с положениями пунктов 14 и 15, в соответствии с которыми подведомственное предприятие и уполномоченная организация оказывают содействие только в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании.
Замечания лингвостилистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.