Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1114509-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" ("О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Из новой редакции статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) неясно, о каком "соответствующем", "указанном" заявлении идет речь. Замечание аналогичного характера касается нового пункта 3.1 статьи 15 Закона.
В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 3 Закона решение о признании гражданина безработным принимается, в том числе при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, то есть без предоставления гражданами таких документов и (или) сведений, что необходимо согласовать с нормами абзаца седьмого пункта 3 статьи 3 Закона и положениями абзаца четвертого нового пункта 3.1 статьи 15 Закона.
Нуждается в уточнении положение новой редакции абзаца пятого пункта 3 статьи 3 Закона в части обязанности направления информации одновременно "о выборе двух вариантов подходящей работы (профессионального обучения)", поскольку в случае, если гражданин будет согласен на предложенный вариант работы, то выбор варианта подходящей работы может быть и один. Также необходимо уточнить, о каком "направлении" идет речь в указанном абзаце (см. положение абзаца второго пункта 5 статьи 25 Закона в редакции проекта федерального закона). С учетом положений нового пункта 3.1 статьи 15 Закона, согласно которому граждане вправе обратиться в органы службы занятости не только в электронной форме, но и путем личного посещения, возникает вопрос о возможности реализации положений новой редакции абзаца пятого пункта 3 статьи 3 Закона также путем личного посещения гражданином органов службы занятости.
Кром того, в новой редакции абзаца пятого пункта 3 статьи 3 Закона указание на выбор двух вариантов профессионального обучения не согласуется с нормами абзаца четвертого пункта 3 статьи 3 Закона.
В тексте проекта федерального закона говорится об исчислении среднего заработка гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см., например, новую редакцию абзаца четвертого пункта 4 статьи 4 Закона). В связи с этим необходимо уточнить, будет ли в данном случае применяться уже действующий порядок, утвержденный в рамках реализации статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, или будет утверждаться другой.
В новом подпункте 21 пункта 3 статьи 7 Закона необходимо уточнить полномочие уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в части назначения на должности руководителя или заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Необходимо согласовать между собой новую редакцию абзаца одиннадцатого подпункта восьмого пункта 1 и новую редакцию пункта 2 статьи 7.1-1 Закона. Замечание аналогичного характера касается также положений новой редакции абзаца первого пункта 2 статьи 30 Закона, новой редакции абзаца второго пункта 4 и новой редакции пункта 5.1 статьи 31 Закона, новой редакции пункта 1 статьи 34 Закона.
Из положений нового "последнего абзаца" пункта 7 статьи 13.1 Закона неясно, каким образом будут оформлены отношения работодателя и привлекаемых им работников общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений работников инвалидов.
Пункт 3 новой редакции статьи 13.2 Закона требует уточнения. Так, из пункта 3 указанной статьи следует, что общественное объединение инвалидов вправе образовывать хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада данного объединения.
Между тем согласно пункту 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 ГК РФ полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Как следует из статьей 83 и 84 ГК РФ, вкладчик в товариществе на вере не участвует в создании товарищества на вере и не подписывает учредительный договор.
Следовательно, общественное объединение инвалидов не сможет создать товарищество (как полное, так и на вере).
Что касается создания хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ), следует обратить внимание на следующее.
Согласно статье 7 Федерального закона от 8 февраля 1999 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Общество может быт учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. При этом общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Схожие нормы установлены в статье 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Тем самым, чтобы общественное объединение инвалидов могло выступить единственным учредителем хозяйственного общества, оно само должно быть зарегистрировано в качестве юридического лица (общественная организация) и иметь в своем составе более одного участника.
Необходимо согласовать между собой содержание абзаца второго и пятого нового пункта 3.1 статьи 15 Закона.
Положения абзаца четвертого пункта 1 и абзаца восьмого пункта 3 новой редакции статьи 16.2 Закона в части указания на договоры гражданско-правового характера, не являются предметом регулирования Закона, поскольку не относятся ни к трудовым отношениям, ни к вопросам, регулируемым Законом, исходя из норм статьи 2 Закона.
Положения "нового абзаца" пункта 1 статьи 23 Закона в части выплаты безработным гражданам в период обучения пособия по безработице согласовать с новой редакцией абзаца седьмого пункта 3 статьи 35 Закона.
Необходимо согласовать между собой положения новой редакции пункта 5.1 статьи 31 Закона и новой редакции абзаца девятого пункта 2 статьи 35 Закона в части представления "личного заявления".
Необходимо согласовать между собой положения новой редакции пункта 5.1 статьи 31 Закона, новой редакции абзаца четвертого пункта 2 и абзаца шестого пункта 3 статьи 35 Закона в части указания на исключение при длительной неявке безработного гражданина.
Проект федерального закона нуждается в существенной юридико-технической и лингвостилистической доработке. Соответствующие замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.