г.Калуга |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А09-8275/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Степиной Л.В. |
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г.Брянск, ул. 3-го июля, д.27, 241050)
от ПО "Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса" (г.Брянск, ул. Фокина, 19, 241050)
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г.Брянск, ул.проспект Ленина, д.35, 241050) |
- Артемьева Е.А. - представитель (доверенность N 2-13-48/2 от 09.01.2014);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
|
|
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Дорониной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2014 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (судьи Федин К.А., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А09-8275/2013,
УСТАНОВИЛ:
Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление, Управление Росреестра по Брянской области) о признании незаконным решения от 24.07.2013 г. N 01/004/2013-350 и обязании произвести государственную регистрацию договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Брянской области судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 25.01.2013 между Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (арендодатель) и Брянской областной организацией Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса (арендатор) был заключен договор аренды за N 291 СД-2013, на основании которого арендатору передано во владение и пользование муниципальное имущество - помещение площадью 12,6 кв.м., расположенное в здании по адресу: г.Брянск, ул.Фокина, д.19.
Срок действия договора сторонами определен с 12.01.2013 по 10.01.2023.
15.02.2013 г. Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о регистрации указанного договора аренды от 25.01.2013 г., приложив к нему пакет документов, а именно: платежное поручение от 11.02.2013 г. N 12; выписку из протокола от 15.03.2012 г. N 3; выписку из ЕГРЮЛ от 28.01.2013 г. N 2737В/2013; договор аренды от 25.01.2013 г. N 291СД-2013; постановление Брянской городской администрации от 18.10.2012 г. N 2591-зп; акт приема-передачи от 12.01.2013 г.
Регистрация договора аренды N 291СД-2013 была дважды приостановлена (уведомления о приостановлении государственной регистрации N 01/004/2013-350 от 05.03.2013 г., N 01/004/2013-350 от 24.06.2013 г.), в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, а именно, кадастрового паспорта на арендуемый объект с указанием размера арендуемой площади.
В ходе государственной регистрации 13.06.2013 г. заявителем были дополнительно представлены кадастровый паспорт здания 32-13/253 от 24.02.2011 г., выданный МО N 1 по г. Брянску ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" с планом объекта недвижимости (л.д. 52-53), план второго этажа здания с графическим обозначением и текстуальным описанием арендуемого нежилого помещения (с указанием его площади, местоположения), согласованный арендодателем и арендатором, являющийся приложением к договору аренды.
24.07.2013 за N 01/004/2013-350 Управление Росреестра по Брянской области приняло решение об отказе заявителю в государственной регистрации договора аренды от 25.01.2013 г. N 291СД-2013
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее
Согласно п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании ст. 607 Кодекса в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключаемый на срок не менее года, подлежит государственной регистрации. Такой договор считается заключенным и становится обязательным для сторон с момента регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).
Положения ст. ст. 1, 4, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) относят нежилые помещения к недвижимому имуществу, право на которое, а также сделки с которыми, включая аренду, подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (ч. 2 ст. 16 Закона о регистрации).
Представление заявлений на государственную регистрацию сделок, связанных с ограничением (обременением) прав, в частности аренды, осуществляется в порядке, установленном статьей 26 Закона о регистрации (ч. 1 ст. 16 указанного Закона).
Согласно ст. 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (п. 3 ст. 26 Закона о регистрации).
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" предметом аренды может являться не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
Разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации названных договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Как следует из материалов дела, заявителем были представлены в регистрирующий орган графическое и текстуальное описание арендуемого помещения, позволяющее идентифицировать указанный объект.
При этом само здание, в котором расположено спорное помещение, в установленном законом порядке поставлено на кадастровый учет в процессе осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на этот объект недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в регистрации договора аренды от 25.01.2013 N 291 СД-2013, а поэтому оспариваемое решение по данному факту не соответствует требованиям действующего законодательства.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах и не подлежат переоценке в порядке кассационного производства.
Доводы заявителя кассационной жалобы о незаконности обжалуемых судебных актов основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А09-8275/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключаемый на срок не менее года, подлежит государственной регистрации. Такой договор считается заключенным и становится обязательным для сторон с момента регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).
Положения ст. ст. 1, 4, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) относят нежилые помещения к недвижимому имуществу, право на которое, а также сделки с которыми, включая аренду, подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных законом.
...
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" предметом аренды может являться не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2014 г. N Ф10-2074/14 по делу N А09-8275/2013