г. Калуга |
|
16 июля 2014 г. |
Дело N А36-4934/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2014.
Полный текст постановления изготовлен 16.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
|
Судей |
Радюгиной Е.А. Чаусовой Е.Н. |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Давидович Е.В. Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Липецкой области -секретарь судебного заседания Баранова Е.Ю., от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Давидович Е.В. В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание, установлены судьей Арбитражного суда Липецкой области Дружининым А.В. | ||
при участии в заседании от: |
|
|
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области 398001, Липецкая обл., г. Липецк, пл. Революции, 10а |
Труновой О.Я. - представителя (дов. N 02-23/1/24 от 07.03.2014); |
|
Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Липецк" 398059, г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 11 (ОГРН 1024800827754) |
Берниковой О.М. - представителя (дов. N 012-156 от 31.12.2013); Абраменко В.Н. - представителя (дов. N 012-206 от 31.12.2013); Болховитиновой Л.Н. - представителя (дов. N 012-157 от 31.12.2013) |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.12.2013 (судья Бессонова Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) по делу N А36-4934/2013,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Липецк" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области (далее - Инспекция) N 734 от 03.07.2013 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета за 4 квартал 2010 года в размере 1 677 642 руб. и внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением арбитражного суда от 24.12.2013 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Налоговый орган также полагает, что судами неправильно применены нормы материального права. Просит отменить решение суда первой инстанции в части, постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение.
Общество отзыв на жалобу не представило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции и Общества, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления.
Из материалов дела следует, что согласно первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года Общество заявило к возмещению 5 884 690 руб.
27.12.2012 налогоплательщиком была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года с суммой НДС к возмещению в размере 7 522 576 руб. Согласно пояснениям Общества, оно скорректировало ранее ошибочно увеличенную выручку от реализации (передачи товаров для собственных нужд).
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации, результаты которой оформлены актом N 549 от 18.04.2013.
По итогам рассмотрения акта проверки, возражений Общества, материалов дополнительного налогового контроля, Инспекцией было принято решение N 734 от 03.07.2013 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым уменьшен НДС, излишне заявленный к возмещению за 4 квартал 2010 год на сумму 1 677 642 руб., а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для отказа Обществу в возмещении спорной суммы НДС по уточненной налоговой декларации послужил вывод Инспекции о необоснованности уменьшения налоговой базы, на сумму ранее включенной в налоговую базу выручки за 2010 год от реализации, в виде безвозмездной передачи приборов учета газа малоимущему населению Липецкой области в рамках Программы по организации приборного учета газа у населения Липецкой области, разработанной по согласованию с Администрацией Липецкой области в целях устранения "небалансов" объема газа на 2005-2008 года и 2009-2011 года
Решением Управления ФНС России по Липецкой области N 85 от 19.08.2013 решение Инспекции N734 от 03.07.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суды установили следующее.
В связи с ростом у поставщика газа (ООО "Газпром межрегионгаз Липецк") разбалансов между принятым и отпущенным газом в Липецкой области была разработана Программа по организации приборного учета газа у населения. По условиям Программы по организации приборного учета газа у населения Липецкой области Общество должно было за счет собственных средств обеспечивать выполнение ряд мероприятий, направленных на обеспечение приборного учета газа.
В частности, для вновь вводимого многоэтажного жилья предусматривалась реализация дистанционной системы сбора данных, в результате чего, в настоящее время поставщиком газа осуществляется сбор данных общедомовых приборов учета газа в автоматизированном виде за счет собственных средств. Для малоимущей категории населения и общежитий за счет средств поставщика предусматривалась установка приборов учета газа. Также Программой определялось, что для иных ранее газифицированных абонентов установка бытовых счетчиков газа осуществляется за счет средств населения.
Ежегодно в ходе выполнения Программы на приборный учет газа переводилось 10 000-14 000 абонентов, в том числе 1 000 абонентов - по малоимущему населению.
Пунктом 3 Программы было закреплено, что установка счетчиков газа для малоимущего населения осуществляется за счет средств Общества силами филиалов ОАО "Липецкоблгаз" (ОАО "Газпром газораспределение Липецк").
Для обеспечения выполнения Программы из средств Общества в рамках заключенных договоров с ОАО "Липецкоблгаз" выделялись средства в пределах 3 000 000 рублей.
Установка приборов учета газа осуществлялась с 2005 по 2011 годы.
Бытовые счетчики учета газа после приобретения отражены в бухгалтерском учете Общества на счете 10.60 "Прочие материалы", списание счетчиков в расходы отражено на счете 20.90 "Основное производство", а после установки их абоненту данные счетчики учитывались на забалансовом счете 030 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности, переданные в эксплуатацию".
Установка бытовых счетчиков природного газа для малоимущих граждан производилась ОАО "Липецкоблгаз" на основании договоров, заключенных между Обществом и ОАО "Газпром газораспределение Липецк".
Согласно условиям данных договоров Заказчик (Общество) поручает, а Исполнитель (ОАО "Газпром газораспределение Липецк") принимает на себя обязательства по приобретению и установке бытовых счетчиков природного газа для малоимущих граждан, проживающих на территории Липецкой области, потребляющих газ и не имеющих приборов учета газа, на основании реестра лиц указанной категории, предоставленным Управлением социальной защиты населения Липецкой области.
Исполнитель обязуется использовать полученные от Заказчика денежные средства на приобретение бытовых счетчиков природного газа, необходимых комплектующих, а также монтаж и установку счетчиков природного газа. Заказчик возмещает затраты, понесенные Исполнителем на приобретение бытовых счетчиков и оплачивает работы по их установке в общей сумме 3 000 000 руб. ежегодно, в том числе НДС 457 627,11 руб.
Исполнитель обязан предоставлять Заказчику отчет о фактически понесенных затратах с расшифровкой статей расходов (акты приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ). Расчет между сторонами производится после сдачи и приемки работ.
Фактическое выполнение исполнителем (ОАО "Газпром газораспределение Липецк") указанных работ подтверждено актами приемки выполненных работ по форме КС-2. Кроме прочего, в актах выполненных работ содержится подпись владельца жилого помещения, в котором был установлен счетчик.
Согласно доводам налогового органа данные факты свидетельствуют, что указанные договоры по установке счетчиков льготным категориям граждан являются договорами безвозмездной передачи этим лицам приборов учета. Доказательством исполнения договоров в пользу третьих лиц являются, по мнению Инспекции, подписанные сторонами акты КС-2, в которых в графе "владелец" имеется подпись физического лица - собственника помещения, в котором установлен счетчик.
Оценивая данные доводы, суды правильно указали следующее.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является выручка от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 ст.38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Исходя из положений пункта 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, оказанием услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Из положений пункта 1 ст. 146 НК РФ следует, что, в целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Поэтому для установления факта реализации для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость необходимо установление факта передачи права собственности на товары (работы, услуги) от одного лица другому как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Однако, как обоснованно указали суды, соответствующих доказательств, подтверждающих переход права собственности на установленные счетчики в рамках реализации Программы по организации приборного учета газа у населения Липецкой области малоимущему населению, налоговым органом не представлено.
Акты приемки выполненных работ КС-2 оформленные между Обществом и ОАО "Газпром газораспределение Липецк" подтверждают факт выполнения соответствующих работ последним по поручению заказчика. При этом указанные документы не свидетельствуют о переходе права собственности на установленные счетчики к владельцам жилых помещений, в которых они установлены.
В соответствии с частью 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ.
Учитывая, что доказательств перехода права собственности на приборы учета газа от Общества к спорным абонентам, налоговым органом, на котором лежит бремя доказывания соответствующих обстоятельств, обусловивших принятие оспариваемого решения, - не представлено, то суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Инспекции оснований для вывода о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС за 2010 год на сумму выручки от реализации в виде безвозмездной передачи приборов учета газа малоимущему населению Липецкой области.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции верно указал, что полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки ограничены положениями ст. 88 НК РФ (в действующей с 01.01.2007 редакции), данное ограничение касается как объема подлежащих проверке документов, так и возможных источников получения необходимой информации или документов.
О безусловном применении приведенных положений ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой налогоплательщиком заявлено право на возмещение налога, свидетельствуют также положения гл.21 НК РФ, регламентирующие порядок возмещения налога. В частности, в абзаце 2 пункта 1 ст. 176 НК РФ указано, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
Указанные обстоятельства влияют на законность принимаемых налоговым органом по итогам проведенной камеральной налоговой проверки решений, которые должны быть мотивированы ссылкой на конкретные доказательства, отвечающие общим принципам законности и допустимости.
Из приведенных положений ст.ст. 171-172 НК РФ следует, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при осуществлении операций, являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, обусловлено наличием у него счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также документов, подтверждающих приобретение товаров (работ, услуг) и принятие их к учету. Иных условий предъявления налога к вычету действующим законодательством не предусмотрено.
При отсутствии замечаний относительно оформления налогоплательщиком указанных документов, а также ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленного несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, у налогового органа отсутствовали правовые основания для получения информации из других источников.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в обжалуемой части у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А36-4934/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"О безусловном применении приведенных положений ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой налогоплательщиком заявлено право на возмещение налога, свидетельствуют также положения гл.21 НК РФ, регламентирующие порядок возмещения налога. В частности, в абзаце 2 пункта 1 ст. 176 НК РФ указано, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
...
Из приведенных положений ст.ст. 171-172 НК РФ следует, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при осуществлении операций, являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, обусловлено наличием у него счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также документов, подтверждающих приобретение товаров (работ, услуг) и принятие их к учету. Иных условий предъявления налога к вычету действующим законодательством не предусмотрено."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июля 2014 г. N Ф10-2358/14 по делу N А36-4934/2013