г.Калуга |
|
16 июля 2014 г. |
Дело N А64-7702/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "16" июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
М.М. Нарусова |
судей |
Л.В. Солодовой |
|
А.Н. Гриднева |
при участии в заседании: |
|
от истца: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области |
Представители не явились, истец о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
от ответчиков: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области |
Представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
от 3-их лиц: Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 2" |
Представители не явились, 3-е лицо о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу N А64-7702/2013,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 1410 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, улица Рабочая, д. 40, кадастровый номер 68:120101013:4.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 2".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.12.2013 (судья Егорова Т.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 (судьи Поротиков А.И., Ушакова И.В., Андреещева Н.Л.), требования истца удовлетворены.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, ответчик обратился с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу N А64-7702/2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Стороны и 3-е лицо, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, ходатайств, препятствующих рассмотрению кассационной жалобы в отсутствие представителей названных лиц в суд не поступило.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон и их представителей в порядке, установленном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжений территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 реорганизовано в форме преобразования в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области) от 06.12.2006 N 298-р, 26.03.2007 N 64-р осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовской области.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность Тамбовской области" от 26.03.2007 N 64-р прекращено право оперативного управления Управления федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к указанному распоряжению. Субъекту Российской Федерации - Тамбовской области передано указанное в приложении к распоряжению имущество, имущественные и неимущественные права и обязанности в отношении всех кредиторов и должников ликвидируемого Управления федеральной службы занятости населения по Тамбовской области.
В соответствии с п. 6 указанного распоряжения право собственности у Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема передачи имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 06.12.2006 N 298-р "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центр занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области переданы государственные учреждения службы занятости (центр занятости населения), в том числе Тамбовское областное государственное казенное учреждение Государственное учреждение "Центр занятости населения Первомайского района".
Государственное учреждение "Центр занятости населения Первомайского района" 02.11.2007 реорганизовано в форме слияния в Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 2", сохранив основные цели деятельности.
Административное здание указанного центра занятости - с кадастровым (или условным) номером 68:12:0101013:0004:22/А/96; гараж - с кадастровым (или условным) номером 68:12:0101013:0004:22/I/96, забор - с кадастровым (или условным) номером 68:23:0101013:0004:22/I/96, которые расположены на спорном земельном участке, находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права серии 68-АА 793736 выданное 16.05.2008, серии 68-АА 793737 выданное 16.05.2008, серии 68-АА 793738 выданное 16.05.2008.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок общей площадью 1410 кв. м, расположенный по адресу: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, улица Рабочая, д. 40, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на постоянном (бессрочном) пользовании за Тамбовским областным государственным учреждением "Центр занятости населения Первомайского района", что подтверждает выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.07.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 27.06.2013.
В связи с тем, что произвести государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный земельный участок не представляется возможным, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно удовлетворили заявленные исковые требования по следующим основаниям.
В силу статей 11, 12 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со статьей 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса РФ установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемого имущества.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться административным порядком при передаче земельного участка в областную собственность, необоснованна.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Согласно пунктам 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Поскольку зарегистрированное право Российской Федерации на земельный участок, на котором расположено имущество субъекта, препятствует праву истца зарегистрировать указанный участок на праве собственности в силу наличия у него права собственности на расположенные на нем объекты недвижимости, заявленные исковые требования правомерно удовлетворены.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу N А64-7702/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться административным порядком при передаче земельного участка в областную собственность, необоснованна.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
...
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июля 2014 г. N Ф10-2090/14 по делу N А64-7702/2013