г.Калуга |
|
24 июля 2014 г. |
Дело N А08-3003/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объёме 24.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца:
от ответчиков: ОАО "ОЭМК"
ООО "Транссервис" |
Алексахиной Т.С. (дов. N 4 от 25.06.2013),
Водяхина Д.В. (дов. б/н от 10.12.2013),
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Группа компаний "Д-ТРАНС" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.11.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу N А08-3003/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Д-ТРАНС", ИНН 5032134422, ОГРН 1055006342203, (далее - ООО "ГК "Д-ТРАНС) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к открытому акционерному обществу "Оскольский Электрометаллургический Комбинат", ИНН 3128005752, ОГРН 1023102358620, (далее - ОАО "ОЭМК"), обществу с ограниченной ответственностью "Транссервис", ИНН 5704005283, ОГРН 1085744000693, (далее - ООО "Транссервис") о взыскании солидарно 419 965 руб. 53 коп. задолженности за перевозку грузов в международном сообщении (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 01.11.2013 (судья Крикунова Л.Е.) исковые требования удовлетворены. С ОАО "ОЭМК" и ООО "Транссервис" в пользу ООО "ГК "Д-ТРАНС" солидарно взыскано 419 965 руб. 53 коп. задолженности за перевозку грузов в международном сообщении.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 (судьи Андреещева Н.Л., Владимирова Г.В., Ушакова И.В.) решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.11.2013 в части солидарного взыскания с ОАО "Оскольский Электрометаллургический Комбинат" в пользу ООО "Группа Компаний "Д-ТРАНС" 419 965 руб. 53 коп. стоимости неоплаченных услуг по перевозке грузов в международном сообщении отменено. В удовлетворении исковых требований ООО "Группа Компаний "Д-ТРАНС" в указанной части отказано. В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.11.2013 оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ООО "Группа компаний "Д-ТРАНС" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 в полном объеме и изменении решения Арбитражного суда Белгородской области от 01.11.2013 в части солидарного взыскания с ООО "Транссервис".
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал её доводы по изложенным мотивам. Представитель ОАО "ОЭМК" доводы кассационной жалобы отклонил, считая принятое постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Представители ООО "Транссервис", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, открытом для публичного просмотра, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "Транссервис" в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее ОАО "ОЭМК", судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения принятого постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.02.2012 между ООО "Транссервис" (заказчик) и ООО "ГК "Д-ТРАНС" (перевозчик) заключен договор N ГКДп/01-2012 транспортного экспедиционного обслуживания, по условиям которого перевозчик обязался за вознаграждение в течение срока действия настоящего договора доставлять собственным автомобильным транспортом либо с привлечением транспорта третьих лиц вверенный ему заказчиком груз по маршруту, указанному в транспортной заявке, обеспечить перевозку груза в пункт назначения до сдачи его представителю таможенных органов места назначения и, если это предусмотрено заявкой, доставить его грузополучателю с выдачей уполномоченному лицу.
Пунктом 1.2 договора N ГКДп/01-2012 предусмотрено, что стороны в своей деятельности руководствуются положениями настоящего договора, Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция НДП), Конвенцией о международной дорожной перевозке грузов (СМК), действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 настоящего договора перевозчик выполняет услуги по перевозке груза заказчика по его заявке, переданной в письменной форме с использованием средств связи, доступной обеим сторонам настоящего договора, и позволяющих однозначно установить содержание заявки и тот факт, что заявка направлена именно заказчиком (факсимильной либо электронной связью) заблаговременно, не позднее 7 дней до начала перевозки груза. Каждая заявка считается неотъемлемой частью настоящего договора, должна быть подписана уполномоченным лицом заказчика и заверена печатью.
В силу п. 3.2.13 указанного договора заказчик обязан оплачивать счета перевозчика, а также компенсировать дополнительные затраты, понесенные перевозчиком при осуществлении перевозки грузов.
Согласно п. 4.1, п. 4.2, п. 4.3 стоимость услуг по настоящему договору определяется сторонами в транспортной заявке на конкретную перевозку. Оплата за выполненные услуги производится путем банковского перевода со счета заказчика на счет перевозчика. Счета на оплату пересылаются заказчику с использованием электронных средств связи с последующей досылкой оригиналов всех документов, являющихся основанием для оплаты оказанных перевозчиком услуг: счет, счета-фактуры, CMR-накладной, акта оказания услуг. Акт оказания услуг и счет-фактура составляются на дату выгрузки груза.
Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что срок оплаты услуг составляет 15 банковских дней с даты получения счета.
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2012 с условием последующей пролонгации на очередной календарный год, если ни одна из сторон не менее чем за 30 дней до окончания срока действия договора не известит другую сторону в письменной форме о расторжении договора (п. 6.5).
В соответствии с транспортной заявкой ООО "Транссервис" N 9 от 06.04.2012, транспортное средство Е427СР/ВТ 2340, путевой лист N 9231, CMR-накладная от 11.04.2012 ООО "ГК "Д-ТРАНС" осуществило перевозку груза в международном сообщении по маршруту Старый Оскол (отправитель ОАО "ОЭМК") - Франция (склад "СТЭМКОР").
Согласно акту выполненных работ N 2137/4 от 20.04.2013 стоимость оказанных услуг по данной перевозке составила 56 148 руб. 35 коп.
По транспортной заявке ООО "Транссервис" N 11 от 09.04.2012, транспортное средство Е107РХ/ВТ 3755, путевой лист N 9238, CMR-накладная N 0714 от 11.04.2012, ООО "ГК "Д-ТРАНС" осуществило перевозку груза в международном сообщении по маршруту Старый Оскол (отправитель ОАО "ОЭМК") - Франция (склад "СТЭМКОР"). Стоимость оказанных услуг по данной перевозке составила 53 333 руб. 81 коп. (акт выполненных работ N 2137/3-2 от 18.04.2012).
По транспортной заявке ООО "Транссервис" N 12 от 11.04.2012, транспортное средство Е428СР/ВТ 1489, путевой лист N 9104, CMR- накладная N 9734 от 12.04.2012, истец осуществил перевозку груза в международном сообщении по указанному маршруту (отправитель ОАО "ОЭМК"). Стоимость оказанных услуг - 46 467 руб. 60 коп. (акт выполненных работ N 2137/5 от 20.04.2012).
По транспортной заявке ООО "Транссервис" N 913 от 18.04.2012, транспортное средство Х006ОС/ВМ 5020, путевой лист N 9277, CMR-накладная N 5606 от 20.04.2012, ООО "ГК "Д-ТРАНС" осуществило перевозку груза в международном сообщении по маршруту Старый Оскол (отправитель ОАО "ОЭМК") - Германия (Дюссельдорф). Согласно акту выполненных работ N 21310 от 25.04.2012 стоимость оказанных услуг по данной перевозке составила 38 795 руб.
По транспортной заявке ООО "Транссервис" N 18 от 23.04.2012, транспортное средство Р00ЮТ/ВТ 3723, путевой лист N 9293, CMR-накладная N 5710 от 30.04.2012, ООО "ГК "Д-ТРАНС" осуществило перевозку груза в международном сообщении по маршруту Старый Оскол (отправитель ОАО "ОЭМК") - Франция (склад "СТЭМКОР"). Стоимость оказанных услуг - 46 800 руб. 12 коп. (акт выполненных работ N 21318 от 10.05.2012).
По транспортной заявке ООО "Транссервис" N 18/1 от 23.04.2012, транспортное средство У002КО/ВТ 3787, путевой лист N 9053, CMR-накладная N 5668 от 27.04.2012, истец выполнил перевозку груза в международном сообщении по маршруту Старый Оскол (отправитель ОАО "ОЭМК") - Германия (Дюссельдорф). Согласно акту выполненных работ N 21317 от 08.05.2012 стоимость оказанных услуг по данной перевозке составила 39 000 руб. 10 коп.
По транспортной заявке ООО "Транссервис" N 18 от 23.04.2012, транспортное средство Е745РХ/ВТ 3788, путевой лист N 9297, CMR-накладные N 5646 и N 9856 от 27.04.2012, ООО "ГК "Д-ТРАНС" осуществило перевозку груза в международном сообщении по маршруту Старый Оскол - Франция. Стоимость оказанных услуг - 46 800 руб. 12 коп. согласно акту выполненных работ N 21315 от 07.05.2012.
По транспортной заявке ООО "Транссервис" N 15/1 от 24.04.2012, транспортное средство У003КО/ВТ 3793, путевой лист N 9281, CMR-накладная N 5640 от 25.04.2012, ООО "ГК "Д-ТРАНС" выполнил перевозку груза в международном сообщении по маршруту Старый Оскол - Германия (Дюссельдорф).Согласно акту выполненных работ N 21314 от 07.05.2012 стоимость оказанных услуг составила 39 000 руб. 10 коп.
По транспортной заявке ООО "Транссервис" N 15/1 от 24.04.2012, транспортное средство Х021ОС/ВМ 5026, путевой лист N 9270, CMR-накладная N 5628 от 23.04.2012, ООО "ГК "Д-ТРАНС" осуществило перевозку груза в международном сообщении по маршруту Старый Оскол (отправитель ОАО "ОЭМК") - Германия (Франкфурт на Одере). Согласно акту выполненных работ N 21311/1 от 07.03.2013 стоимость оказанных услуг по данной перевозке составила 38 920 руб. 30 коп.
В указанных заявках ООО "Транссервис" стороны определили, что оплата услуг осуществляется по курсу Центрального банка Российской Федерации на день выгрузки после предоставления оригинала CMR-накладной в течение 14 дней.
По реестру от 11.10.2012 ООО "Транссервис" получило от ООО "ГК "Д-ТРАНС" документы, подтверждающие оказание услуг по вышеуказанным перевозкам, а именно: счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, CMR- накладные и заявки.
Общая стоимость оказанных услуг по данным перевозкам составила 419 965 руб. 53 коп.
15.03.2013 истцом в адрес ОАО "ОЭМК", как грузоотправителя, направлена претензия N 15-13/1 с требованием об оплате указанной стоимости услуг по международным перевозкам, которая оставлена ОАО "ОЭМК" без удовлетворения.
Считая, что стоимость услуг по спорным международным перевозкам подлежит оплате ООО "Транссервис" и ОАО "ОЭМК" в солидарном порядке, ООО "ГК "Д-ТРАНС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания заявленной суммы задолженности с ОАО "ОЭМК" солидарно и отказывая в удовлетворении настоящего иска в указанной части, апелляционный суд руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Факт заключения между истцом и ООО "Транссервис" договора транспортного экспедиционного обслуживания N ГКДп/01-2012, соответствующего признакам договора транспортной экспедиции, подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Спорные международные перевозки, стоимость которых предъявлена истцом ко взысканию по настоящему иску, осуществлялись истцом на основании согласованных им с ООО "Транссервис" заявок по маршруту Старый Оскол (отправитель ОАО "ОЭМК") - Франция (склад "СТЭМКОР"), Германия (Дюссельдорф или Франкфурт на Одере).
Указанные заявки, направленные ООО "Транссервис" на основании договора N ГКДп/01-2012 от 10.02.2012, были выполнены ООО "ГК "Д-ТРАНС" в полном объеме без претензий к качеству и срокам их выполнения, что подтверждается CMR-накладными, путевыми листами, актами выполненных работ, счетами-фактурами и счетами.
Согласно реестру от 11.10.2012 ООО "Транссервис" приняло от ООО "ГК "Д-ТРАНС" документы, подтверждающие осуществление данных перевозок, без каких-либо замечаний.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих оплату оказанных услуг по международным перевозкам, выполненным истцом по заказу ООО "Транссервис" в рамках исполнения договора транспортно-экспедиционного обслуживания, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для взыскания спорной суммы задолженности с ООО "Транссервис", как заказчика спорных перевозок грузов.
В обоснование своих требований о солидарном взыскании с ОАО "ОЭМК", как грузоотправителя перевозимого по указанным СМR-накладным груза, спорной суммы задолженности заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", указал, что имеющиеся в материалах дела СМR-накладные представляют собой договоры перевозки грузов, заключенные непосредственно между истцом и ОАО "ОЭМК".
Данный довод получил надлежащую оценку апелляционного суда и отклонен, как несоответствующий материалам дела и положениям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Установив, что спорные СМR-накладные не содержат данных, позволяющих определить плату за перевозку грузов, размер которой является существенным условием договора перевозки в силу прямого указания п. 2 ст. 785, п. 1 ст. 790 ГК РФ, апелляционный суд отклонил довод заявителя о наличии между истцом и ОАО "ОЭМК" прямых договорных отношений по перевозке груза.
Как следует из материалов дела, транспортные заявки ООО "Транссервис", направленные в адрес истца в качестве заказа на осуществление спорных перевозок по договору транспортно-экспедиционного обслуживания, содержат информацию о маршруте, наименовании груза, цене, порядке и сроках оплаты, грузоотправителе.
При этом, как следует из текста данных заявок, условий договора, актов выполненных работ, ОАО "ОЭМК" не является стороной спорного договора транспортно-экспедиционного обслуживания N ГКДп/01-2012, в связи с чем основания для возложения на него обязанности по оплате спорных перевозок, производимых истцом в рамках заключенного им с ООО "Транссервис" договора, отсутствуют.
Следует отметить, что пунктом 6 Перечня документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержденного Минтрансом РФ 27.10.1998, установлено, что обязательными документами при перевозке грузов в международном сообщении являются товарно-транспортные накладные (CMR) в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и отгрузочные спецификации по каждому наименованию груза.
Судом апелляционной инстанции установлено, что указанные перевозки груза, отправителем которого являлся ОАО "ОЭМК" осуществлялись во исполнение заключенных им контракта N 00187895/979 от 10.10.2008 с фирмой "Salzgitter Mannesmann International GmbH" в рамках спецификаций N 10 от 07.03.2012, N 11 от 07.03.2012, N 1 от 29.02.2013, N 7 от 11.03.2013 и контракта N 00187895/982 от 23.09.2010 с фирмой "Metalloinvest Trading AG" в рамках спецификации N 4 от 12.03.2012, согласно условиям которых поставка по данным контрактам производится на условиях FCA площадка ОАО "ОЭМК", Старый Оскол (ИНКОТЕРМС 2000 и ИНКОТЕРМС 2010), грузополучателем является Stemcor France SAS.
В соответствии с правилами ИНКОТЕРМС 2000 и ИНКОТЕРМС 2010 при использовании термина FCA поставка считается выполненной поставщиком, когда товар загружен в транспортное средство, предоставленное покупателем.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.1998 N 29 "Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц" разъяснено, что правила ИНКОТЕРМС по своему юридическому статусу относятся к обычаям международной торговли и применяются, если на них сделана ссылка во внешнеторговом контракте.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что обязательство по оплате перевозки груза, поставленного ОАО "ОЭМК" в рамках международных контрактов N 00187895/979 и N 00187895/982, лежит непосредственно на покупателе.
ОАО "ОЭМК" в материалы дела представлена копия счета N 003 от 27.03.2012 с расшифровкой и переводом, из которых усматривается, что ООО "Транссервис" был выставлен в адрес грузополучателя по спорным перевозкам - "Stemcor SRL" счет на оплату оказанных услуг с указанием транспортных средств, перевозивших груз, сведения о которых соответствуют указанным в заявках ООО "Транссервис", направленных истцу.
Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 322 ГК РФ обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное.
Исходя из системного анализа указанных положений, солидарная ответственность может применяться только в случаях, прямо установленных законом или договором, в частности, при неделимости предмета неисполненного обязательства или при совместном причинении внедоговорного вреда в соответствии с п. 1 ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом положениями действующего законодательства, регулирующими отношения в области транспортно-экспедиционных услуг, не предусмотрено несение грузоотправителем солидарного обязательства с заказчиком экспедиционной услуги по их оплате (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности").
Учитывая, что наличие договорных обязательств между ООО "ГК "Д-ТРАНС" и ОАО "ОЭМК" по осуществлению международных перевозок грузов по вышеуказанным маршрутам не доказано материалами дела, апелляционный суд правомерно указал на отсутствие оснований для солидарного взыскания с ОАО "ОЭМК" задолженности по оплате услуг по перевозке грузов, выполненной истцом в рамках договора транспортного экспедиционного обслуживания N ГКДп/01-2012 от 10.02.2012, заключенного между ООО "ГК "Д-ТРАНС" и ООО "Транссервис".
Следует отметить, что доказательства, свидетельствующие о прекращении ООО "Транссервис" хозяйственной деятельности, ликвидации данного лица или исключении его в установленном порядке из единого государственного реестра юридических лиц, наряду с доказательствами невозможности исполнения заказчиком спорных перевозок своих обязательств, установленных условиями договора от 10.02.2012, по оплате оказанных истцом услуг по перевозке, в материалах дела отсутствуют, и заявителем кассационной жалобы, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, не представлены.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного апелляционного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого судебного акта, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется, поскольку арбитражным судом апелляционной инстанции полно установлены обстоятельства дела, всесторонне исследованы имеющиеся доказательства.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии постановления не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч.1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу N А08-3003/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.И.Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 322 ГК РФ обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное.
Исходя из системного анализа указанных положений, солидарная ответственность может применяться только в случаях, прямо установленных законом или договором, в частности, при неделимости предмета неисполненного обязательства или при совместном причинении внедоговорного вреда в соответствии с п. 1 ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом положениями действующего законодательства, регулирующими отношения в области транспортно-экспедиционных услуг, не предусмотрено несение грузоотправителем солидарного обязательства с заказчиком экспедиционной услуги по их оплате (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности")."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 июля 2014 г. N Ф10-2250/14 по делу N А08-3003/2013