г.Калуга |
|
14 августа 2014 г. |
Дело N А35-6307/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2014.
Полный текст постановления изготовлен 14.08.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Курской таможни (ОГРН 1024600942904, ИНН 4629026434 ул. Коммунистическая, д.3а, г.Курск, 305004) - Бочарова Д.В. (дов. от 18.03.2014 N 05-55/40), Гранкиной Т.В. (дов. от 18.03.2014),
от заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (ОГРН 1094632007073, ИНН 4632109899, ул.Садовая, 12, г.Курск, 305004) - Чумаслова М.А. (дов. от 05.06.2014 N 157д),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 25.02.2014 (судья Суходольская Н.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А35-6307/2013,
УСТАНОВИЛ:
Курская таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (далее - ТУ Росимущества в Курской области, теруправление) об отказе в приеме к распоряжению задержанных товаров, не обращенных в федеральную собственность, выраженного в письмах от 21.05.2013 N 3007, от 06.06.2013 N 3295, от 24.06.2013 N 3544, от 04.07.2013 N 3779, и обязании теруправления принять к распоряжению задержанные Курской таможней товары по декларациям N N
10108030/110909/0006149; 10108030/170909/0006323; 10108030/280909/0006588; 10108030/121009/0007048; 10108030/041209/0008870; 10108030/290909/0006641; 10108030/101209/0009037; 10108030/181109/0008262; 10108030/091209/0009023; 10108030/101209/0009043; 10108030/081009/0006966; 10108030/011209/0008753; 10108030/091209/0009025; 10108030/081009/0006967; 10108030/021209/0008768; 10108030/101209/0009034; 10108030/091009/0007001; 10108030/071209/0008907; 10108030/260110/0000381; 10108030/200110/0000238; 10108030/130110/0000057; 10108030/050210/0000702; 10108030/280909/0006609; 10108030/181109/0008265; 10108030/081209/0008978; 10108030/131009/0007102; 10108030/091209/0009022; 10108030/231009/0007432; 10108030/301009/0007723; 10108030/181209/0009301; 10108030/091009/0007006; 10108030/071209/0008910; 10108030/101209/0009044; 10108030/201009/0067314; 10108030/081209/0008977; 10108030/101209/0009058; 10108030/181209/0009297; 10108030/120210/0000895; 10108030/301209/0009708; 10108030/290110/0000471; 10108030/120110/0000033; 10108030/220110/0000307; 10108030/011009/0006756; 10108030/301109/0008688; 10108030/230709/0004663; 10108030/150909/0006217; 10108030/021209/0008800; 10108030/091209/0009001; 10108030/091009/0007002; 10108030/120210/0000913; 10108030/021109/0007766; 10108030/091209/0009004; 10108030/120210/0000917; 10108030/021109/0007767; 10108030/091209/0009020; 10108030/250909/0006581; 10108030/071009/0006915; 10108030/181109/0008294; 10108030/080210/0000719; 10108030/220110/0000305; 10108030/260110/0000374; 10108030/090210/0000801; 10108030/130110/0000045; 10108030/120110/0000034; 10108030/020210/0000591; 10108030/181109/0008285; 10108030/090210/0000788; 10108030/260110/0000351; 10108030/110210/0000882; 10108030/301209/0009710; 10108030/241109/0008496; 10108030/220110/0000304; 10108030/220110/0000308; 10108030/301209/0009707; 10108030/090210/0000807; 10108030/280110/0000451; 10108030/080210/0000725; 10108030/241209/0009500; 10108030/111209/0009121; 10108030/101209/0009074; 10108030/101209/0009077; 10108030/090210/0000808; 10108030/181109/0008281; 10108030/080210/0000743; 10108030/261109/0008554; 10108030/080210/0000717; 10108030/260110/0000357; 10108030/050210/0000706; 10108030/181109/0008296; 10108030/050210/0000708; 10108030/110210/0000883; 10108030/090210/0000799; 10108030/231109/0008461; 10108030/030210/0000632; 10108030/170909/0006324; 10108030/161209/0009244; 10108030/121209/0009131; 10108030/111209/0009115; 10108030/161209/0009247; 10108030/090210/0000794; 10108030/080210/0000757; 10108030/030210/0000635; 10108030/120110/0000031; 10108030/050210/0000704; 10108030/020210/0000589; 10108030/090210/0000800; 10108030/130110/0000038; 10108030/301209/0009712; 10108030/130110/0000054; 10108030/120110/0000032; 10108030/280110/0000450; 10108030/200110/0000242; 10108030/290110/0000476; 10108030/241209/0009505; 10108030/111209/0009128; 10108030/131009/0007099; 10108030/250909/0006543 (далее- декларации на товары).
Решением Арбитражного суда Курской области от 25.02.2014, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от30.04.2013, в удовлетворении заявленных Курской таможней требований отказано.
В кассационной жалобе Курская таможня просит отменить решение и постановление судов, указывая, что не оспаривает отсутствия нормативного закрепления за теруправлением полномочий по распоряжению задержанными товарами, не обращенными в федеральную собственность, но считает ТУ Росимущества обязанным принять от таможни задержанный товар в соответствии с положениями статьи 21 Таможенного кодекса Таможенного союза ( далее - ТК ТС) и статьи 190 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
В отзыве на жалобу теруправление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, поскольку в жалобе не содержится оснований, влекущих отмену решения и постановления судов.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, по внешнеторговому контракту от 10.12.2007 N 07-45159, заключенному ООО "Курская строительная компания" с датской компанией FLSmidth A/S о поставке оборудования для строительства новой технологической линии по производству цемента, ООО "Курская строительная компания" в 2009-2010 годах ввезло компоненты указанной линии.
Поскольку поставку оборудования предполагалось осуществлять в несобранном виде, Федеральной таможенной службой России выдано классификационное решение от 09.06.2009 N 06-30/26513 на особый порядок декларирования оборудования для цементного завода, ввозимого ООО "Курская строительная компания" по контракту от 10.12.2007 N 07-45159.
Ввезенное оборудование цементного завода помещено под таможенную процедуру таможенного склада, однако 12.06.2012 истек срок подачи итоговой декларации на указанный товар.
Таможенный орган в соответствии с главой 21 Таможенного Кодекса Таможенного Союза произвел задержание товара ООО "Курская строительная компания", в отношении которого не была подана в установленный законодательством срок таможенная декларация.
На основании статьи 190 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ Курской таможней в адрес руководителя ТУ Росимущества в Курской области направлены уведомления об истечении сроков хранения задержанных товаров, о месте их нахождения, с приложением копий протоколов задержаний и произведенных расчетов причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин, налогов.
В ответ на уведомления Курской таможни ТУ Росимущества по Курской области сообщило об отсутствии у него полномочий по распоряжению задержанных товаров, не обращенных в федеральную собственность.
Считая отказы теруправления в приеме к распоряжению задержанными товарами по всем указанным в заявлении декларациям на товары незаконными и нарушающими права и законные интересы Курской таможни, последняя обратилась в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные заявителем доводы и доказательства, учитывая цели деятельности и задачи таможенных органов, суды пришли к выводу, что отказы теруправления не нарушили какие-либо права или законные интересы Курской таможни в сфере экономической деятельности, поскольку заявитель осуществляет публично-правовые полномочия по обеспечению исполнения таможенного законодательства, проведению таможенного контроля, взиманию таможенных платежей, контролю правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятию мер по их принудительному взысканию.
Также суды согласились с доводами теруправления об отсутствии у него полномочий по распоряжению имуществом, не обращенным в федеральную собственность.
Согласно части 1 статьи 190 Закона N 311-ФЗ распоряжение невостребованными задержанными товарами должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.
Государственную функцию по реализации такого имущества осуществляет Росимущество, подведомственное Министерству экономического развития Российской Федерации, что предусмотрено в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 N 432.
Между тем, из указанного Положения, а также из Положения о ТУ Росимущества по Курской области не следует право распоряжения Росимущества и его территориальными органами не обращенными в федеральную собственность товарами, задержанными таможней.
Таким образом, Росимущество в настоящий момент имеет право распоряжаться только имуществом, находящимся в собственности государства, иное означает нарушение прав лица, ввозившего товар, который по тем или иным причинам не востребовал его после истечения срока помещения под определенную таможенную процедуру.
Следовательно, таможенным органом должна быть предприняты меры по обращению товаров в федеральную собственность, способы которой оговорены в статье 186 Федерального закона N 311-ФЗ.
С учетом изложенного, суды обоснованно оказали в удовлетворении требований Курской таможни.
Иная оценка заявителем жалобы обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 25.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по делу N А35-6307/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственную функцию по реализации такого имущества осуществляет Росимущество, подведомственное Министерству экономического развития Российской Федерации, что предусмотрено в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 N 432.
Между тем, из указанного Положения, а также из Положения о ТУ Росимущества по Курской области не следует право распоряжения Росимущества и его территориальными органами не обращенными в федеральную собственность товарами, задержанными таможней.
Таким образом, Росимущество в настоящий момент имеет право распоряжаться только имуществом, находящимся в собственности государства, иное означает нарушение прав лица, ввозившего товар, который по тем или иным причинам не востребовал его после истечения срока помещения под определенную таможенную процедуру.
Следовательно, таможенным органом должна быть предприняты меры по обращению товаров в федеральную собственность, способы которой оговорены в статье 186 Федерального закона N 311-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 августа 2014 г. N Ф10-2417/14 по делу N А35-6307/2013