О маленьком филиале инспекции знать незачем
Один-два сотрудника предприятия, работающие больше месяца в другом городе, образуют обособленное подразделение. Его полагается регистрировать в налоговой. Но есть способ, который на законных основаниях позволяет этого не делать.
Обособленным подразделением является любая "точка" фирмы, где оборудованы рабочие места (ст. 11 НК РФ). Если они у вашей фирмы есть (не по месту нахождения головного офиса), их надо поставить на учет в районной инспекции. Статья 83 Налогового кодекса фирме на это отводит "...месяц после создания обособленного подразделения". К месту отметить, инспекторы считают, что это день создания подразделения согласно учредительным документам, судьи - момент оборудования рабочих мест (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 апреля 2003 г. по делу N Ф04/1710-293/А70-20034). Непосредственно перед регистрацией, скажем, филиала руководитель должен подготовить комплект документов: протокол собрания учредителей о создании филиала и положение о его работе. Главбух же должен сдавать в налоговую отчетность и платить за подразделение налоги.
Стоит ли говорить, что все это отнимает массу времени. Его особенно жаль, когда эти хлопоты (мы перечислили далеко не все из них) из-за одного или нескольких сотрудников, рабочее место которых - другой город. Однако вы можете избежать всех трудностей. Как это сделать, нашему корреспонденту поведал генеральный директор компании "Академия аудита" Александр Елин.
Хитрость - не порок...
"Чтобы не регистрировать обособленное подразделение, надо сделать так, чтобы его не было. Ничего сверхумного в способе нет, - начал Александр. - Идея проста. Она заключается в том, что с сотрудниками, которые будут работать в другом городе, директор заключил не трудовой, а гражданско-правовой договор. Я бы рекомендовал работать по агентскому договору либо по договору комиссии. По нему работник будет от своего имени выполнять все те же функции, что и предполагалось изначально. Овчинка выделки стоит: работа "на чужой территории" у фирмы идет, обособленного подразделения нет. С налоговым учетом все в порядке. Расходы по гражданским договорам уменьшают прибыль полностью. Об этом говорит подпункт 21 статьи 255 "Расходы на оплату труда" Налогового кодекса. Вот и весь способ".
К вышесказанному добавим, что помещение для работы должен арендовать на себя агент. Иначе, если договор аренды заключит фирма, пустой офис - в котором никто из "штатников" не работает - инспекция может расценить как обособленное подразделение. Слабым их аргумент назвать нельзя: термин "обособленное подразделение" кодекс не ставит в зависимость от того, работает ли кто-то за рабочим местом или нет. Другое дело, если оно будет необорудованным (голые стены). В этом случае претензии инспекции несостоятельны (см., например, постановление ФАС Московского округа от 24 августа 2002 г. по делу N КА-А41-/4467-01).
...А второе счастье
Расходы на аренду фирма работнику компенсирует на основании оправдательных документов: платежные поручения, кассовый чек, счета и др. Об этом обязательно надо сказать в договоре. Фраза может быть такой: "Заказчик возмещает исполнителю по аренде помещения документально подтвержденные затраты, связанные с выполнением им обязательств по настоящему договору". Правда, отсюда вытекает недостаток схемы. Дело в том, что НДС, котор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.