Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2011 г. N ВАС-6546/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Егоровой С.Г.
судей
Солодова Л.В.
Нарусова М.М.
при участии в заседании:
Истец:
от ОАО "Автоваз"
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
Ответчик:
от ООО "Торговый дом "Автомобильный альянс"
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
Третьи лица:
от ООО "Тамбов-Инфо"
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Торговый дом "Автомобильный альянс" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 (судьи Яковлев А.С., Афонина Н.П., Шеин А.Е.) по делу N А64-2744/2010
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (далее - ОАО "АВТОВАЗ") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Автомобильный альянс" (далее - ООО "Торговый дом "Автомобильный альянс") о признании незаконным использования ответчиком товарных знаков ОАО "АВТОВАЗ", размещенных в рекламном макете N 51887 в разделе газеты "Из рук в руки" Тамбовский выпуск" Часть 4 (выпуски от 08.06.2009 г., 15.06.2009 г., 29.06.2009 г., 06.07.2009 г., 13.07.2009 г.) и взыскании денежной компенсации за незаконное использование товарных знаков "LADA" и "Ладья в овале" в размере 300 000 руб.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Тамбов-Инфо".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.09.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 решение суда отменено. Исковые требования ОАО "АВТОВАЗ" удовлетворены в части признания незаконным использования Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Автомобильный альянс" товарных знаков Открытого акционерного общества "АВТОВАЗ", размещенных в рекламном макете N 51887 в разделе газеты "Из рук в руки" Тамбовский выпуск" Часть 4 (выпуски от 08.06.2009 г., 15.06.2009 г., 29.06.2009 г., 06.07.2009 г., 13.07.2009 г.).
С ООО "ТД "Автомобильный альянс" в пользу Открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" взыскано 100 000 руб. компенсации за незаконное использование товарных знаков "LADA" и "Ладья в овале".
В удовлетворении остальной части исковых требований Открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
ОАО "АВТОВАЗ" ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Ответчик, третье лицо своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили.
Указанные лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд по правилам ч. 3 ст. 284 АПК РФ рассматривает кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценив доводы кассационной жалобы, Федеральным арбитражным судом Центрального округа не установлено оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения обжалуемого постановления в виду следующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "АВТОВАЗ" является обладателем исключительных прав на товарные знаки "LADA" (свидетельство N 273155) и "Ладья в овале" (свидетельство N 276520), которые зарегистрированы в том числе в отношении товаров и услуг по 12 классу МКТУ (автомобили и запасные части к ним), а также 37 классу МКТУ (ремонт и техническое обслуживание).
С 31.12.2004 Решением Палаты по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 19.12.2005 г. товарные знаки "LADA" и "Ладья в овале" признаны общеизвестными на территории Российской Федерации в отношении 12 и 37 классов МКТУ (свидетельства NN 46, 47).
В разделе газеты "Из рук в руки. Тамбовский выпуск" Часть 4 (выпуски от 08.06.2009 г., 15.06.2009 г., 29.06.2009 г., 06.07.2009 г., 13.07.2009 г.) была размещена реклама (макет N 51887), в которой использовались общеизвестные товарные знаки "LADA" и "Ладья в овале", что, по мнению истца, является нарушением исключительных прав ОАО "АВТОВАЗ".
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, который был удовлетворен судом апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе заявитель указывает на недоказанность размещения в вышеуказанном СМИ спорной рекламы именно ООО "Торговый дом "Автомобильный альянс", а также на отсутствие нарушений прав истца, поскольку правообладатель, дав согласие на введение в гражданский оборот на территории РФ товаров с использованием принадлежащего ему товарного знака, не может впоследствии запретить использование указанных товаров третьими лицами.
Суд кассационной инстанции полагает названные доводы необоснованными исходя из следующего.
В силу ст. 1447 Гражданского кодекса РФ товарным знаком (знаком обслуживания) признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Согласно п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 1484 ГК РФ указанной статьи установлено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: при выполнении работ, оказании услуг; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
Согласно п. 2 ст. 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
Пунктом 3 указанной статьи также установлено, что правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.
Материалами дела подтвержден факт размещения в разделе газеты "Из рук в руки. Тамбовский выпуск" Часть 4 (выпуски от 08.06.2009 г., 15.06.2009 г., 29.06.2009 г., 06.07.2009 г., 13.07.2009 г.) рекламы (макет N 51887), в которой использовались общеизвестные товарные знаки "LADA" и "Ладья в овале", исключительные права на которые принадлежат ОАО "АВТОВАЗ" (свидетельства N 273155, N 276520).
Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что ответственность за содержание рекламного материала возлагается на рекламодателя.
Из представленных в материалы дела заказ-нарядов на производство оригинал-макета рекламы видно, что дизайн рекламного макета N 51887 утвержден ООО "Торговый дом " Автомобильный альянс" и указанной организацией на основании счетов ООО "Тамбов-Инфо" осуществлена оплата услуг по размещению спорной рекламы.
Доказательств того, что оплата рекламных услуг произведена за иные рекламные материалы ответчиком суду не представлено.
В этой связи суд, исследуя представлены доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что рекламодателем в рассматриваемом случае являлось ООО "Торговый дом " Автомобильный альянс".
Судом правомерно отклонены ссылки ответчика на то обстоятельство, что заказ-наряд N 51887 подписан неуполномоченным лицом.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Как разъяснено п. 5 Информационного письма ВАС РФ от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с применением пункта 2 статьи 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке).
Поскольку факт оплаты рекламных услуг ООО "Торговый дом " Автомобильный альянс" подтвержден материалами дела, суд обоснованно указал на одобрение ответчиком совершения вышеуказанной сделки.
В силу требований ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение товарного знака в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
С учетом подтвержденного материалами дела факта размещения ООО "Торговый дом "Автомобильный альянс" в разделе газеты "Из рук в руки. Тамбовский выпуск" Часть 4 (выпуски от 08.06.2009 г., 15.06.2009 г., 29.06.2009 г., 06.07.2009 г., 13.07.2009 г.) рекламы (макет N 51887) объектов исключительных прав ОАО "АВТОВАЗ" в отсутствие разрешения правообладателя, суд правомерно указал на нарушение исключительных прав истца на зарегистрированные за ним товарные знаки.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на нормы ст. 1487 ГК РФ, согласно требованиям которой не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия, судом кассационной инстанции отклоняются.
Как следует из материалов дела, товарные знаки "LADA" и "Ладья в овале" зарегистрированы, а также признаны общеизвестными, в том числе по 37 классу МКТУ (ремонт и техническое обслуживание).
Из текста рекламного макета, размещенного ответчиком, следует, что в нем содержатся не только сведения относительно продажи автомобилей "LADA", но также и информация относительно технического обслуживания автомобилей данной марки.
В этой связи, размещенный в макете товарный знак, принадлежащий истцу, также может быть воспринимаем как относящийся не к товарам, а к оказываемым услугам по техническому обслуживанию.
Кроме того, судом правильно учтено, что спорная реклама не содержит сведений относительно лица, осуществляющего продажу автомобилей или услуги по техническому обслуживанию, в связи с чем, размещение ответчиком в рекламном макете товарных знаков истца может ввести потребителя в заблуждение относительно взаимоотношений правообладателя - ОАО "АВТОВАЗ" и лица, чьи товары и услуги рекламируются в данном рекламном макете, создав впечатление о том, что Общество является официальным дилером истца.
Согласно ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу и отзыв на нее в пределах заявленных в них доводов.
Иных доводов, помимо вышеприведенных, подателем кассационной жалобы не заявлено.
Учитывая изложенное у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 по делу N А64-2744/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Торговый дом "Автомобильный альянс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено п. 5 Информационного письма ВАС РФ от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с применением пункта 2 статьи 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке).
...
В силу требований ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение товарного знака в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
...
Ссылки заявителя кассационной жалобы на нормы ст. 1487 ГК РФ, согласно требованиям которой не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия, судом кассационной инстанции отклоняются."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2011 г. N Ф10-1193/11 по делу N А64-2744/2010