Комментарий к приказу Минфина РФ от 9 августа 2004 г. N 66н
"Об установлении форм и сроков предоставления отчетности
о лотереях и методологии проведения лотерей"
Чиновники взяли под свой контроль проведение лотерей, в том числе розыгрыши призов, которые фирмы проводят среди своих покупателей. Для этого они приняли Закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", который работает с 1 января 2004 года. Затем определили ведомство, которое будет контролировать розыгрыши. Им стала Федеральная налоговая служба. И вот теперь утвердили формы отчетности о лотереях и правила, по которым они должны проводиться.
Опубликованный приказ распространяется на негосударственные и стимулирующие лотереи. Организаторы первой формируют призовой фонд за счет денежных взносов участников (например, покупки лотерейных билетов). Стимулирующая лотерея - это розыгрыш, призы для которого предприятие приобретает за счет собственных средств.
Сначала покупай, а потом играй
К организациям, решившим проводить лотереи, право на участие в которых надо покупать, законодатели предъявляют более жесткие требования. Это касается и правил их проведения, и отчетности. Так, прежде чем заняться лотерейным бизнесом, нужно получить специальное разрешение. В зависимости от масштаба проводимых мероприятий его выдают следующие структуры: ФНС (если лотерея будет "шагать" по всей России), УФНС (если в регионе), налоговая инспекция (если только на ее территории).
Один раз получив разрешение, пользоваться им можно пять лет. Для этого в налоговое ведомство нужно направить заявление и необходимые документы. Полный их перечень приведен в пункте 1 приложения 2 к опубликованному приказу. Помимо обычных документов, к которым относятся копии учредительных документов, бухгалтерский баланс, справка о наличии или отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, надо будет представить ряд специфических бумаг. В частности, заявитель должен сообщить, каким образом он будет учитывать распространенные и нераспространенные лотерейные билеты, как будет хранить неполученные выигрыши.
Кроме того, чиновников интересует, как выглядит макет лотерейного билета, а также условия лотереи и нормативы распределения выручки от ее проведения. Два последних документа нужно готовить, руководствуясь статьями 8 и 10 Закона "О лотереях". Так, в условиях надо указать наименование лотереи, ее вид, цели проведения, права и обязанности участников лотереи, цены на лотерейные билеты, порядок их изготовления и реализации. Нормативы надо формировать с учетом жестких рамок. В призовой фонд можно отчислять от 50 до 80 процентов от полученной выручки. Не меньше и не больше. Целевые отчисления, которые в обязательном порядке нужно направлять на развитие физкультуры и спорта, образование, здравоохранение и т.д., должны составлять не менее 10 процентов от полученных доходов.
Выдать разрешение на проведение лотерей налоговые службы обязаны не позднее чем через два месяца со дня получения заявления. При условии, что все представленные документы соответствуют установленным требованиям.
После того как организация получит долгожданное разрешение и начнет заниматься лотерейной деятельностью, она обязана отчитываться за нее в налоговой инспекции. Форма отчета приведена в приложении 1 к комментируемому приказу Минфина России. Помимо количественных и суммовых показателей она содержит и строки, которые заполнять не надо. В них указаны документы, которые необходимо прилагать к отчетности. Так, вместе с заполненным бланком в инспекцию надо сдавать копию бухгалтерского баланса, копию грузовой таможенной декларации (если лотерейные билеты ввезены из-за границы), акты нереализованных и уничтоженных билетов и т.д. К годовому отчету надо приложить копию аудиторского заключения, заверенную нотариусом.
Призы за свой счет
Немного проще получить "добро" на стимулирующую лотерею. Два месяца ждать разрешения не придется. Надо только за 20 дней до проведения розыгрыша направить в налоговую инспекцию уведомление. Правда, как и в первом случае, к нему должны быть приложены требуемые документы. Они перечислены в пункте 1 приложения 4 приказа N 66н. Их список значительно меньше. Однако он также включает в себя справку об отсутствии задолженности по налогам, которая может стать причиной того, что организации в розыгрыше будет отказано. Если же право на лотерею она получит, то каждый квартал должна будет составлять отчетность по форме, которая приведена в приложении 1 к комментируемому приказу.
С.В. Ранцева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.