Резолютивная часть постановления принята 05.05.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.05.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Варивода Т.П.
Судей
Андреева А.В.
Ахромкиной Т.Ф.
при участии в заседании:
от истца:
ООО "Городское ЖКХ"
не явились, извещены надлежаще;
от ответчика:
МИФНС N 4 по Воронежской области
от третьих лиц:
1. Россошанское ОСБ N 382 ЦЧБ СБ РФ
2. Управление Пенсионного фонда Российской федерации по Россошанскому району Воронежской области
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Городское ЖКХ", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А14-8340/2010/269/28,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Городское ЖКХ" обратилось в арбитражный суд Воронежской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Воронежской области (далее - МИФНС N 4 по Воронежской области, налоговый орган) об обязании возвратить денежные средства в сумме 34 154, 09 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2010 (судья Соболева Е.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) решение суда от 18.11.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Городское ЖКХ" просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 отменить.
Заявитель жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Кассатор считает, что суммы, указанные в инкассовых поручениях, выставленных уполномоченным органом на расчетный счет ООО "Городское ЖКХ" в ЦЧБ СБ РФ являются текущими платежами. Полагает, что списание денежных средств на общую сумму 34 154 руб. 09 коп. с расчетного счета ООО "Городское ЖКХ" в пользу МИ ФНС России N 4 по Воронежской области совершено в нарушение положения п. 2 ст. 134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающего порядок очередности погашения текущих платежей. В связи с чем указывает на наличие оснований, предусмотренных ст. 301 ГК РФ для возврата денежных средств ООО "Городское ЖКХ".
Представители сторон в суд кассационной инстанции не явились, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дел, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 оставить без изменения по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2009 в отношении ООО "Городское ЖКХ" введена процедура наблюдения.
Постановлением Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2009 ООО "Городское ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства.
Ввиду наличия у ООО "Городское ЖКХ" задолженности по налогам, Инспекция выставила в адрес должника требования:
- N 12106 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.12.2009, которым Обществу предлагалось в срок до 28.12.2009 уплатить единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 2221, 99 руб.;
- N 295 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.01.2010, которым Обществу предлагалось в срок до 08.02.2010 уплатить единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС в сумме 189, 21 руб.;
- N 296 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.01.2010, которым Обществу предлагалось в срок до 08.02.2010 уплатить единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 2190, 48 руб.;
- N 297 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.01.2010, которым Обществу предлагалось в срок до 08.02.2010 уплатить единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС в сумме 342, 97 руб.;
- N 298 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.01.2010, которым Обществу предлагалось в срок до 08.02.2010 уплатить налог на имущество организаций в сумме 245, 42 руб.;
- N 49 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.01.2010, которым Обществу предлагалось уплатить налог на доходы физических лиц, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, выигрышей и призов в сумме 22 637, 84 руб.
Также, в адрес ООО "Городское ЖКХ" Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области было выставлено требование N 1030 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 17.12.2009, которым Обществу предлагалось страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 5 659 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 407 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 247, 84 руб. и пени на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 12, 34 руб.
Вышеуказанные требования налогового органа и пенсионного фонда об уплате налога на имущество, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих им пеней в установленные сроки налогоплательщиком в добровольном порядке исполнены не были, в связи с чем, уполномоченные органы на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 212 от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вынесли решения "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" и "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках".
На основании инкассовых поручений (N N 60, 725, 726, 727, 728 от 12.01.2010, N N 3200, 3203, 3201,3202 от 17.02.2010), выставленных Инспекцией и органом Пенсионного фонда, Россошанское ОСБ N 382 ЦЧБ СБ РФ произвело списание денежных средств со счета клиента - ООО "Городское ЖКХ" в общей сумме 34 154, 09 руб. 09 коп.
Ссылаясь на незаконное списание денежных средств с расчетного счета ООО "Городское ЖКХ" в связи с нарушением очередности удовлетворения требований кредиторов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Кассационная коллегия считает данный вывод судов первой и апелляционной инстанций соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Рассматривая данный спор, судебные инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств установили факт наличия у ООО "Городское ЖКХ" в период процедуры конкурсного производства неисполненных обязанностей по уплате единого социального налога, налога на имущество, налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 34 154, 09 руб. 09 коп.
Поскольку процедура конкурсного производства в отношении ООО "Городское ЖКХ" была введена судом после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, судебные инстанции правомерно указали на необходимость применения в данном случае Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве, в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Исходя из смысла статьи 5 Закона о банкротстве и учитывая разъяснения, приведенные в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что списанные Россошанским ОСБ N 382 ЦЧБ СБ РФ со счета ООО "Городское ЖКХ" обязательные платежи являются текущими.
Правомерность отнесения указанных платежей к текущим не оспаривеося истцом.
В силу пункта 1 статьи 134 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до даты принятия заявления о признании должника банкротом. Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, определяется в пункте 2 названной статьи.
Федеральным Законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ в ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" внесены изменения, позволяющие налоговому органу осуществлять принудительное исполнение требований по уплате текущих платежей за счет денежных средств в любой процедуре банкротства.
Пунктом 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дано разъяснение о том, что в новой редакции Закона исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций о том, что взыскание обязательных платежей производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", а именно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, плательщика страховых взносов в банках, в порядке, установленном статьей 46 Налогового кодекса РФ и статьей 19 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с учетом ограничений, установленных статьей 134 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал законными действия налогового органа по взысканию с ООО "Городское ЖКХ" задолженности по налогам и страховым взносам, путем направления в банк инкассовых поручений и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка на нарушение со стороны Россошанского ОСБ N 382 ЦЧБ СБ РФ порядка очередности удовлетворения требований кредиторов, несостоятельна.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на момент списания денежных средств в размере 34 154 руб. 09 коп. у Россошанского ОСБ N 382 ЦЧБ СБ РФ имелись сведения о наличие других требований кредиторов ООО "Городское ЖКХ" по текущим платежам
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2010 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011, считает выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам материального права.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя жалобы. Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы до рассмотрения ее по существу, с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А14-8340/2010/269/28 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ООО "Городское ЖКХ", г. Воронеж, в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины с кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.П. Варивода |
Судьи |
А.В. Андреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дано разъяснение о том, что в новой редакции Закона исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций о том, что взыскание обязательных платежей производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", а именно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, плательщика страховых взносов в банках, в порядке, установленном статьей 46 Налогового кодекса РФ и статьей 19 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с учетом ограничений, установленных статьей 134 Закона о банкротстве.
...
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на момент списания денежных средств в размере ... у Россошанского ОСБ N 382 ЦЧБ СБ РФ имелись сведения о наличие других требований кредиторов ... по текущим платежам
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2010 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011, считает выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 мая 2011 г. N Ф10-1524/11 по делу N А14-8340/2010/269/28