Минфин взял налоговиков под опеку
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина создано новое структурное подразделение - отдел координации и контроля деятельности ФНС, анализа и общих вопросов. Подробнее рассказать о работе этого подразделения я попросила его начальника Сергея Разгулина.
Что можно сделать
- Сергей Викторович, что, по-вашему, послужило толчком для создания нового отдела?
- Причиной стал целый ряд указов и постановлений об административной реформе. В них говорилось, что Минфин должен координировать и контролировать деятельность находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы.
- Кто вошел в состав отдела?
- Сотрудники отдела - это специалисты, которые ранее работали в Минфине или перешли в Минфин из МНС. Налоговая деятельность им хорошо знакома, но предстоит осваивать и абсолютно новые вопросы, которые возникли в связи с функцией по контролю и координации.
- Каким образом вы собираетесь контролировать налоговиков?
- Сейчас еще рано говорить о каких-то конкретных действиях. Положение о Федеральной налоговой службе одобрено совсем недавно, и контролировать, по сути, еще некого. В целом, можно сказать, что к нам будет поступать вся информация о работе налоговой службы. Мы будем рассматривать статистику о собираемости налогов, размере задолженности, эффективности проверок и другие подобные сведения. Налогоплательщикам и налоговой службе могут быть даны разъяснения по применению законодательства в конкретной ситуации. Например, если налогоплательщик спрашивает о правомерности действий налоговых инспекторов. Эти жалобы и запросы будут для нас еще и источником информации о работе налоговых органов. При этом разъяснение порядка исчисления и уплаты налогов непосредственно в задачу отдела не входит. Этим занимаются другие подразделения департамента.
- Будет ли участие в законодательной работе?
- Да. Причем помимо подготовки предложений и заключений, нам, например, при принятии поправок в законодательство могут поручить проанализировать последствия возможных изменений. Для проведения такой работы необходимо собрать информацию по поступлению налогов, по проведенным проверкам за определенный период времени или проанализировать поступающие жалобы по той или иной проблеме.
Разногласий быть не должно
- Вы будете как-то контролировать выходящие разъяснения по законодательству, следить за тем, чтобы они не противоречили друг другу?
- Теперь налоговая служба никаких разъяснений давать не будет. Представление разъяснений налогоплательщикам отнесено к компетенции Минфина. Налоговики вправе информировать налогоплательщиков, то есть предоставлять налогоплательщику информацию о содержании налогового законодательства. Поэтому разногласий быть не должно. Если же будут возникать ситуации, когда налоговая служба и Минфин, что называется, "по-разному читают закон", то нужно следовать указаниям Минфина.
- А как быть с документами, выпускаемыми налоговыми органами?
- ФНС может принимать нормативные документы. Однако перечень случаев, когда выпушенные налоговой службой документы могут затрагивать права налогоплательщиков, значительно сократился. Так, приказами налоговой службы будут утверждаться формы налоговых уведомлений, требований об уплате налогов, свидетельств и уведомлений о постановке на учет.
Кроме того, если к нам будут поступать жалобы о несоответствии этих документов действующему законодательству, то в случае их обоснованности Минфин может дать указания внести соответствующие поправки.
Можно пожаловаться на поведение
- Все жалобы на работу налоговиков теперь будут направляться в Минфин?
- Да, но если эти претензии именно к организации деятельности налоговой службы. Иными словами, нужно различать жалобу и обжалование. Например, если налогоплательщик сдал документы на зачет или возврат излишне уплаченных налогов, а решение по его вопросу не принимают. Мы проверяем представленные документы, выясняем, когда было подано заявление, сколько истекло времени. И, если действительно было нарушение сроков, даем указание Федеральной налоговой службе обеспечить исполнение закона и сообщить о принятых мерах. Но налогоплательщикам следует иметь в виду, что порядок обжалования действий, решений налоговиков закреплен в Налоговом кодексе. Обжалование происходит в вышестоящую налоговую инспекцию или в суд. Этот порядок изменений не претерпел.
Инспекции будут работать по стандартам
- Но ведь мнения налоговых органов и налогоплательщиков часто расходятся. Например, фирма может считать, что по ее запросу о возврате переплаченных сумм слишком долго ничего не делается. Каким образом вы будете решать, правы в этом случае работники налоговой службы или нет?
- Для того чтобы не было подобных разногласий, будут созданы открытые стандарты деятельности налоговиков. Стандарты будут затрагивать целый круг вопросов, касающихся взаимоотношений с налогоплательщиками. Это и информирование, и получение справок, проведение сверок, рассмотрение жалоб.
Возьмем пример о переплате по налогам. Налоговый кодекс регламентирует процедуру возврата излишне уплаченных сумм. В нем говорится, что налогоплательщик подает заявление и ему в течение месяца возвращают переплату. Стандарт будет более подробно прописывать эту процедуру для того, чтобы она была единой во всех налоговых инспекциях. Тогда налогоплательщик, когда у него образуется переплата, будет уверен в том, что все действия инспекторов будут одинаковыми. Не будет субъективного подхода. Не будет такого, что вот это заявление налоговики рассмотрят прямо сейчас, а другое отложат в ящик и еще три недели - это в лучшем случае - не будут о нем вспоминать. Налогоплательщик должен точно знать, что, после того как он написал заявление и отдал его в отдел приема налогоплательщиков, предположим, через неделю ему предложат провести сверку, заполнят документы, еще через какое-то время примут решение. Сроки обработки документов, отделы, в которые они подаются, - все будет строго определено в этих стандартах. Инспекторы должны будут их соблюдать.
- А когда эти стандарты начнут действовать?
- Сейчас над их разработкой совместно трудятся ФНС и Минфин. Им придается достаточно важное значение, предполагается даже обсудить их на заседании правительства. Думаю, что уже скоро - вероятнее всего еще до конца этого года - стандарты начнут работать.
А. Бирюкова
"Расчет", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru