г.Калуга |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А68-12435/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 16.10.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Аэрозоль Новомосковск" (ОГРН 1027101411897, ИНН 7116010113, Тульская область, г.Новомосковск, ул. Свободы, 8, 301651); |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (ОГРН 1027101416539, ИНН 7116015591, Тульская область, г.Новомосковск, ул.Комсомольская, 43, 301650); |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.05.2014 (судья Петрухина Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 (судьи Стаханова В.Н., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-12435/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэрозоль Новомосковск" (далее - ООО "Аэрозоль Новомосковск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (далее - Управление, Фонд) от 02.12.2013 N 081/020/370-2013.
Решением суда от 29.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2014, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести постановление об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция считает, что судебные акты по настоящему делу в части признания недействительным решения Фонда о начислении недоимки, пеней и штрафа по выплатам работникам-донорам подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Управлением в отношении ООО "Аэрозоль Новомосковск" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 28.10.2013 N 081/020/370-2013 и принято решение от 02.12.2013 N 081/020/370-2013, которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 12 077 рублей 17 копеек, пени по состоянию на 28.10.2013 в сумме 11 135 рублей 33 копеек.
Кроме того, Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 49 947 рублей 67 копеек, на обязательное медицинское страхование в сумме 10 438 рублей 06 копеек.
Посчитав решение Фонда недействительным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Признавая недействительным решение Фонда от 02.12.2013 N 081/020/370-2013 в части начисления недоимки страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на средний заработок за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10). Правомерность данных выплат материалами дела подтверждена и Фондом не оспаривается.
С учетом изложенного Общество правомерно не включило в базу для исчисления страховых взносов денежные средства, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Вместе с тем, признавая недействительным решение Фонда от 02.12.2013 N 081/020/370-2013 в части начисления недоимки по страховым взносам на суммы среднего заработка, начисленные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, суды не учли следующее.
Страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ являются выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выплаты, производимые в пользу работников за дни сдачи крови и дни отдыха работников-доноров, установлены статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок. Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.09.2011 N 4922/2011, законодательное закрепление положения о сохранении за работником в упомянутых случаях среднего заработка, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Следовательно, названные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Поскольку выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации обстоятельств возможна лишь при наличии трудовых отношений между работником и работодателем (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации), то в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ указанная выплата включается в объект обложения страховыми взносами.
Таким образом, выплаты работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Согласно расчету (т.1, л.д. 117) недоимка по страховым взносам на выплаты работникам-донорам составила 39373,79 рублей, сумма пени, начисленная на эту недоимку - 6942,01 рублей, сумма штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов в соответствии с ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ составила 7874,78 рублей.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно установили все обстоятельства и оценили представленные доказательства, но неверно применили норму права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить судебные акты по настоящему делу в части удовлетворения требования о признании недействительным решения Учреждения от 02.12.2013 в вышеуказанной части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 частьи 2 статьи 288, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 29.05.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 по делу N А68-12435/2013 в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области от 02.12.2013 N 081/020/370-2013 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 39379,79 рублей, начисления пени в сумме 6942,01 рублей, привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 7874,78 рублей, а всего 54190,58 рублей отменить и в удовлетворении в этой части требований обществу отказать.
В остальной части судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно расчету (т.1, л.д. 117) недоимка по страховым взносам на выплаты работникам-донорам составила 39373,79 рублей, сумма пени, начисленная на эту недоимку - 6942,01 рублей, сумма штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов в соответствии с ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ составила 7874,78 рублей.
...
Решение Арбитражного суда Тульской области от 29.05.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 по делу N А68-12435/2013 в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области от 02.12.2013 N 081/020/370-2013 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 39379,79 рублей, начисления пени в сумме 6942,01 рублей, привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 7874,78 рублей, а всего 54190,58 рублей отменить и в удовлетворении в этой части требований обществу отказать."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 октября 2014 г. N Ф10-3576/14 по делу N А68-12435/2013