"Со временем российские стандарты бухучета приблизятся к МСФО"
(интервью с Л.З. Шнейдманом, руководителем Департамента
регулирования государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности и бухучета Минфина России)
Российский бухучет ожидают большие перемены. Утверждение отнюдь не голословное. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить хронику последних событий. Так, в результате административной реформы в Минфине России появился новый департамент, в ведении которого теперь находятся вопросы бухучета. А 1 июля Министр финансов РФ одобрил новую концепцию развития отечественного бухучета. О том, какие нововведения ждут российских бухгалтеров в обозримом будущем, рассказывает руководитель Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России Леонид Зиновьевич Шнейдман.
Леонид Зиновьевич, тема, которую мы хотели бы затронуть в беседе с вами, - это практическая реализация Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу*(1). Документ новый и вызывает много вопросов. Но прежде - общий вопрос: почему в качестве инструмента реформирования системы российского бухучета выбраны международные стандарты финансовой отчетности - МСФО?
Такой выбор правительство сделало еще в начале 90-х годов. Идея заключалась в том, чтобы использовать международный опыт и передовые средства бухгалтерской отчетности. Шел процесс становления рыночной экономики, который, впрочем, не закончен и сегодня, а бухгалтерский учет - один из элементов инфраструктуры рыночной экономики. Поэтому естественно было обратиться к опыту экономически развитых стран и не изобретать велосипед. Но у каждой страны, как известно, свой опыт. В МСФО же воплощено то лучшее, что накоплено в мире в области финансовой отчетности. Поэтому выбор пал на МСФО, о чем и было заявлено в 1998 году, когда Правительство РФ утверждало Программу реформирования бухгалтерского учета*(2).
Насколько правильным был такой выбор? Во всем мире признанными считаются несколько систем стандартов финансовой отчетности. Это МСФО, американские правила и в свое время несколько директив Европейского сообщества. Однако Европейское сообщество на определенном этапе отказалось от разработки собственных директив в пользу МСФО. И уже с 1 января 2005 года те европейские компании, ценные бумаги которых котируются на рынках Европы, должны будут составлять консолидированную финансовую отчетность исключительно по МСФО.
Что касается американских стандартов, то и профессиональная общественность, и деловое сообщество, и регулирующие органы США предпринимают активные шаги к сближению их с МСФО. Это обстоятельство лишний раз доказывает, что направление реформирования системы бухгалтерского учета, выбранное Правительством РФ еще в 90-х годах, отвечает международным тенденциям.
Российские стандарты бухгалтерского учета - ПБУ - издаются на основе МСФО. Но самих МСФО многие бухгалтеры никогда не читали. Однако сейчас речь идет о том, чтобы все российские компании перешли на международные стандарты. Многих пугает такая перспектива.
А где вы прочитали, что все российские компании должны переходить на МСФО?
Многие, в том числе и пресса, именно так восприняли положения Концепции. Но если это не так, думаю, бухгалтеры, особенно из малого и среднего бизнеса, будут только рады.
Это весьма упрощенное прочтение Концепции. В ней разъясняется, каким образом будет построена система стандартов финансовой отчетности в нашей стране. МСФО в "чистом" виде в ближайшей перспективе будут использоваться только для консолидированной финансовой отчетности. Иными словами, у компаний, которые обязаны составлять консолидированную отчетность по МСФО, не будет выбора между российскими правилами и МСФО. Однако это не значит, что уже завтра все компании, составляющие консолидированную отчетность, должны будут делать это по МСФО. Предусмотрена определенная последовательность процедур перехода, и она обозначена в Концепции.
Не могли бы вы назвать конкретные сроки? В Концепции обозначены только этапы перехода.
В Концепции предусмотрено, что все общественно значимые компании - открытые акционерные общества, финансовые институты - начнут составлять консолидированную отчетность по МСФО не позднее 2007 года. Но мы предпринимаем активные действия, чтобы это произошло как можно раньше.
Остальные компании, составляющие консолидированную отчетность, начнут использовать МСФО не позднее 2010 года.
А вот отчетность юридических лиц, так называемая индивидуальная бухгалтерская отчетность, и в дальнейшем будет составляться по российским стандартам. И в Концепции об этом прямо сказано. Да, со временем российские стандарты бухучета приблизятся к МСФО. И не исключено, что наступит момент, когда они станут идентичны МСФО. Но это длительный процесс, и он требует колоссальной подготовительной работы.
То есть вы хотите подчеркнуть, что переход на МСФО отнюдь не разовая кампания?
Безусловно. Самое опасное - объявить, что со следующего понедельника все используют МСФО, и превратить отчетность по МСФО в профанацию. Когда я говорю, что переход на МСФО крайне сложный, я имею в виду не только российскую экономику, но и международный опыт. Такой переход для любой страны труден, а для нашей - труден вдвойне. Хотя бы потому, что у нас совершенно другие традиции бухгалтерского учета и его регулирования.
Вернемся к Концепции. В ней подчеркивается, что в России сейчас консолидированная отчетность, составленная по МСФО, не имеет официального статуса. Каким образом ей можно придать официальный статус?
Это очень важный вопрос. Определенные шаги для его решения Минфин уже предпринял. Минфином совместно с другими органами государственного управления разработан проект закона о консолидированной финансовой отчетности. Он внесен Правительством в Госдуму, и парламентарии уже приступили к работе над ним. Принятие этого закона обеспечит официальное признание консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, а следовательно, придание ей официального статуса.
Как продвигается обсуждение законопроекта? Когда он может быть принят?
Законопроект был внесен весной, и мы надеемся, что в осеннюю сессию Государственная Дума будет плотно им заниматься. Со стороны Минфина будут предприняты самые активные шаги, чтобы помочь депутатам разобраться во всех тонкостях этого законопроекта. Но точные сроки я вам, безусловно, назвать не могу. Единственное, о чем я могу говорить с уверенностью, так это о том, что консолидированной финансовой отчетности по МСФО будет придан официальный статус. Без этого дальнейшая реформа просто невозможна.
Если взять общественно значимые компании, то для них составление консолидированной отчетности по МСФО - это насущная необходимость...
В нашей стране такие компании уже давно составляют консолидированную отчетность либо по МСФО, либо по американским правилам - в зависимости от того, на каком рынке они работают. По существу, для них законопроект, о котором мы только что говорили, означает лишь не что иное, как придание официального статуса их консолидированной отчетности.
Скажите, а опыт таких компаний как-то обобщается? С какими проблемами они сталкиваются помимо того, что им приходится трансформировать российскую отчетность в отчетность по МСФО?
Именно их опыт и лег в основу многих положений Концепции. Каким образом они подошли к использованию МСФО, с какими трудностями при этом столкнулись, что им пришлось преодолеть - все это было учтено при разработке Концепции. В частности, вопрос о том, как быстро мы должны перейти на МСФО, решался в том числе исходя из опыта компаний, которые уже используют эти стандарты.
А какие-то количественные показатели вы можете назвать? Сколько таких компаний - тысяча, две тысячи, три тысячи?
Такой статистики нет. Я могу лишь охарактеризовать, какие компании подготавливают отчетность по МСФО. Например, если взять рейтинг крупнейших российских компаний, скажем "топ-200", то из первых 50 компаний только единицы не имеют отчетности по МСФО. То же самое можно сказать и о крупнейших банках.
А если взять такой показатель, как валовой внутренний продукт, то окажется, что большая доля ВВП отражена как раз в финансовой отчетности тех компаний, которые перешли на МСФО.
Ну, с крупным бизнесом все более или менее ясно. Но есть еще компании "второго эшелона" - не общественно значимые, но которые тем не менее сдают консолидированную отчетность по российским правилам. Концепцией предусмотрено, что такие компании должны будут к 2010 году перейти на МСФО. Это означает, что им нужно переучить своих бухгалтеров. Как это будет происходить на практике? Кто будет организовывать этот процесс?
Основные направления развития системы подготовки и повышения квалификации кадров в Концепции обозначены. Если вы обратили внимание, одним из таких направлений является подготовка и повышение квалификации как специалистов, занятых подготовкой отчетности по МСФО и ее аудитом, так и пользователей этой отчетности.
Кстати, сегодня в вузах изучают международные стандарты финансовой отчетности. Но нас уже не устраивает подход, при котором МСФО - дополнительный курс к основному курсу бухгалтерского учета. Мы считаем, и это, кстати, нашло отражение в Концепции, что нужно переориентировать программу изучения бухгалтерского учета в вузах, в том числе на изучение МСФО.
И опять мы с вами возвращаемся к тому, о чем уже говорили: переход на международные стандарты - это сложный процесс. И колоссальную часть этого процесса составляет именно подготовка кадров и повышение их квалификации. Впрочем, такая проблема существует во всем мире. В частности, в Европе сегодня наблюдается бум на образовательные программы в области бухгалтерского учета и МСФО. Европейская комиссия определила, что с 1 января 2005 года на МСФО должны перейти приблизительно 7000 компаний. Поэтому нужно готовить специалистов, которые будут заниматься этой отчетностью.
Но у нас наверняка существует какая-то своя специфика...
Конечно, для нас эта проблема имеет еще одну сторону, которую я бы назвал даже более существенной, чем подготовка бухгалтеров. Я имею в виду подготовку пользователей отчетности.
Почему это так важно? Потому что любой производимый продукт должен иметь своего потребителя. К сожалению, в силу разного рода причин отчетность по МСФО пока еще не находит в России широкого спроса. Чтобы спрос возник, надо обучать менеджеров, руководителей тому, как управлять компанией на основе информации, подготовленной по МСФО. Это совершенно новый подход к финансовой информации, и он требует иных навыков и способов управления. Нужно обучать финансовых аналитиков, финансовую прессу, как работать с отчетностью по МСФО, как ее понимать. Нужно обучать общественность, как реагировать на эту отчетность. Кроме того, нужно обучать регулирующие и надзорные органы, как осуществлять регулирование и надзор на основе нового типа информации. На мой взгляд, эта задача не менее важна, чем обучение бухгалтеров и аудиторов.
В Концепции говорится и о других насущных проблемах, например, связанных с подготовкой и сдачей бухгалтерской отчетности пока по российским стандартам. Одна из них согласно Концепции - это "излишние затраты, возникающие из-за необходимости параллельно с бухгалтерским вести налоговый учет"...
Да, такие проблемы существуют, и тут Минфин "не открыл Америку". Если вы обратитесь к бюджетному посланию Президента России, то в нем также говорится, что у нас чрезвычайно сложная система налогового учета. Это понимают и в Минфине, и в ФНС, и в правительстве. Именно поэтому правительство еще весной обозначило направление, которое зафиксировано в Концепции, - приближение правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета, дабы облегчить административное бремя компаний.
Каковы реальные перспективы сближения налогового и бухгалтерского учета?
Это уже происходит. Подтверждением тому являются последние изменения в главу 25 Налогового кодекса, обсуждение которых Госдума продолжит нынешней осенью*(3).
Вторая проблема, о которой говорится в Концепции, - это "избыточная отчетность". Сейчас российские компании сдают в налоговую инспекцию помимо налоговой отчетности еще и бухгалтерскую. Во многих странах такого требования нет, и в налоговую инспекцию представляется только налоговая отчетность. Можно ли ожидать, что у нас будут такие же правила?
На мой взгляд, этот вопрос можно поднять в свете Концепции. Но, естественно, он требует обсуждения и глубокого анализа. Если общественное мнение и профессионалы в результате придут к выводу, что нет необходимости представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, значит, к этому стоит прислушаться.
И последний вопрос. В своих публичных выступлениях вы не раз говорили об общих тенденциях, которые присутствуют в мировой практике регулирования бухгалтерского учета. В частности, о том, что наметилась тенденция перехода от регулирования с помощью детальных правил к регулированию на основе принципов. Как это может быть осуществлено на практике? Минфин не будет издавать каких-либо обязательных для применения бухгалтерских документов или же речь идет о чем-то другом?
Хорошим примером регулирования на основе принципов являются МСФО. Как такая система регулирования будет действовать в России? Сегодня этот вопрос активно обсуждается. Над этим надо думать, надо учитывать и российские исторические и культурные традиции, и то, как система стандартов бухгалтерского учета впишется в общую систему законодательства. То есть нужно принять во внимание всю совокупность факторов. Только тогда можно сказать, каким образом будет реализовываться регулирование на основе принципов. В любом случае стандарты бухгалтерского учета - в том или ином виде - будут существовать. Ведь основное их назначение - гарантировать участникам рыночных отношений минимум финансовой информации - понятной, надежной и значимой. Это дает мне уверенность в том, что стандарты бухгалтерского учета всегда будут. А уж кто будет их принимать и каким образом - согласитесь, дело десятое.
Благодарим вас за подробные и интересные ответы.
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Одобрена приказом Министра финансов РФ от 01.07.2004 N 180. - Примеч. ред.
*(2) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 N 283. - Примеч. ред.
*(3) Подробнее о положениях этого законопроекта читайте на с. 7, а также в РНК, 2004, N 12 и 15 - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99