Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шуровой Л.Ф.
судей
Егорова Е.И.
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой"
Федотова А.Е. - представителя, дов. N 3 от 11.01.2011;
Мурадяна А.А. - представителя, дов. N 2 от 11.01.2011
от Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Жохова В.О. - представителя, дов. N 01-17/05/16390 от 09.06.2009
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2010 (судья Смирнова Н.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 (судьи Еремичева Н.В., Тиминская О.А., Тимашкова Е.Н.) по делу N А23-3753/2010
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Территориальное строительное объединение "Экострой" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ, Фонд) по отказу в уточнении класса профессионального риска с 14 на 8, соответствующего фактическому виду экономической деятельности Общества.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, кассационная инстанция полагает необходимым судебные акты отменить, удовлетворив заявленные требования по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в срок до 15.04.2010, установленный Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила), ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" не представило в ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности Общества.
Уведомлением от 29.04.2010 ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ известило ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" о том, что ввиду неподтверждения Обществом в установленный срок основного вида экономической деятельности Фонд самостоятельно на основании п. 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), отнес экономическую деятельность, осуществляемую ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой", к тому виду деятельности из заявленных Обществом, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, а именно - "производство изделий из бетона для использования в строительстве" (14-й класс профессионального риска), в связи с чем установил размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2010 года - 1,5% к начисленной оплате труда застрахованных.
Не согласившись с выводом Фонда об отнесении экономической деятельности ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" к виду деятельности "производство изделий из бетона для использования в строительстве", Общество направило в адрес Фонда письма от 07.05.2010, от 21.05.2010, от 03.06.2010, в которых указало, что производством изделий из бетона Общество не занимается, основной вид деятельности ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" - производство общестроительных работ по возведению зданий (8 класс профессионального риска), в связи с чем размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должен составлять для Общества 0,9% к начисленной оплате труда застрахованных.
Письмом от 01.06.2010 N 0117/12/22298 ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ отказало Обществу в пересмотре установленного Фондом страхового тарифа.
Полагая, что отказ ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ в уточнении класса профессионального риска, соответствующего фактическому виду экономической деятельности ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой", противоречит действующему законодательству РФ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая заявителю в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что неподтверждение страхователем, осуществляющим свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, заявленного основного вида экономической деятельности и непредставление им в срок до 15 апреля документов, указанных в п. 3 Порядка, являются самостоятельными основаниями для отнесения Фондом данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
С учетом изложенного судами указано, что, поскольку Общество в установленный срок не представило документы, подтверждающие вид экономической деятельности, ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ правомерно, руководствуясь п. 13 Правил и п. 5 Порядка, на основании выписок из ЕГРЮЛ от 01.03.2008 и 01.02.2009 самостоятельно установило основной вид деятельности ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" - "производство изделий из бетона для использования в строительстве", как вид деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых Обществом (14 класс профессионального риска), а также определило соответствующий данному классу профессионального риска размер страхового тарифа.
Кассационная коллегия не может согласиться с названным выводом ввиду следующего.
В соответствии со ст.ст. 21-22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска, а страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Пунктом 3 ст. 22 названного закона предусмотрено, что Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
В соответствии с п. 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (п. 9 Правил).
Согласно п. 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Названный Порядок утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55.
В соответствии с п. 3 Порядка основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно, в срок до 15 апреля, представляет в исполнительный орган Учреждения по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства); копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Из содержания п. 5 Порядка следует, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, указанные в п. 3 Порядка, исполнительный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В приведенной норме законодатель указал на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой страхователем деятельности не может быть определен исключительно на основании учредительных документов юридического лица, а также выписки из ЕГРЮЛ.
Кроме того, уведомление об отнесении страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, направляется в адрес страхователя в том случае, если он фактически осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности.
Помимо изложенного, п. 11 Порядка установлено, что до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается Фондом, что в 2009 году, а также 1 полугодии 2010 года Общество фактически осуществляло единственный вид экономической деятельности - строительство, что подтверждается представленными заявителем документами за указанные периоды (расчет выручки; расчетные ведомости по форме 4 ФСС РФ; бухгалтерские балансы; отчеты о прибылях и убытках; свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, серии СС N 000533 от 14.05.2010; акт выездной провекри и справка Фонда от 09.07.2010).
В 2009 году Общество уплачивало страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по 8 классу профессиональног риска, основываясь на фактически осуществляемом виде деятельности (строительство).
На основании изложенного, а также учитывая, что Фондом не представлены доказательства фактического осуществления ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" нескольких видов деятельности, в т.ч. деятельности по производству изделий из бетона для использования в строительстве, кассационная коллегия полагает, что у ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ отсутствовали законные основания для установления Обществу страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2010 года в размере 1,5% к начисленной оплате труда застрахованных.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако названные обстоятельства получили неверную судебную оценку, следствием чего явилось неправильное применение судом норм материального права, кассационная инстанция считает необходимым отменить обжалуемые решение и постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым заявленные ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 289 АПК РФ, при отмене судебных актов, в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" по квитанции от 16.03.2011 уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы в Федеральном арбитражном суде Центрального округа.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворена, с Фонда в пользу Общества подлежит взысканию 1 000 руб. в счет возмещения понесенных заявителем судебных расходов.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу N А23-3753/2010 отменить.
Заявление ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой" удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по отказу в уточнении класса профессионального риска с 14 на 8, соответствующего фактическому виду экономической деятельности Общества.
Взыскать с Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, 248600, г. Калуга, ул. Академика Королева, д. 22 в пользу ЗАО "Территориальное строительное объединение "Экострой", 248021, г. Калуга, ул. Московская, д. 237 судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо изложенного, п. 11 Порядка установлено, что до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается Фондом, что в 2009 году, а также 1 полугодии 2010 года Общество фактически осуществляло единственный вид экономической деятельности - строительство, что подтверждается представленными заявителем документами за указанные периоды (расчет выручки; расчетные ведомости по форме 4 ФСС РФ; бухгалтерские балансы; отчеты о прибылях и убытках; свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, серии СС N 000533 от 14.05.2010; акт выездной провекри и справка Фонда от 09.07.2010).
...
В соответствии с ч. 3 ст. 289 АПК РФ, при отмене судебных актов, в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.
...
Решение Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу N А23-3753/2010 отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2011 г. N Ф10-1299/11 по делу N А23-3753/2010