г. Калуга |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А23-5956/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Панченко С.Ю. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
|
|
от ФГБОУ ВПО РГАУ - МСХА им К.А. Тимирязева (ОГРН 1037739630697, г. Москва, ул. Тимирязевская, д.49) |
Александрова В.В. - представителя (доверен. от 06.12.2013 г. N 90-25/144), |
от Инспекции ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги (г. Калуга, пер. Воскресенский, д.28) |
Велема С.И. - представителя (доверен. от 23.10.2014 г. N 04-30/27), Федотовой Н.Г. - представителя (доверен. от 09.01.2014 г. N 04-30/10), |
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.04.2014 г. (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 г. (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А23-5956/2013,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Ленинскому округу города Калуги от 07.02.2013 г. N 1797.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.04.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Ленинскому округу города Калуги по результатам камеральной проверки представленной Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российский государственный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год инспекцией составлен акт от 11.01.2013 г. N 13237 и принято решение от 07.02.2013 г. N 1797 о доначислении земельного налога за 2011 год в сумме 30656104 руб., пени в сумме 592111 руб., применении штрафа в размере 1247 руб.
Решением Управления ФНС России по Калужской области от 21.11.2013 г. N 63-10/11013 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование решения инспекцией положены выводы о необоснованном исключении учреждением из объекта обложения земельным налогом земельных участков, расположенных в г. Калуге и принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, с кадастровыми номерами: 40:26:000395:24 (с 29.12.1994 г.), площадью 14345 кв. м., категории "земли поселений", разрешенное использование "для эксплуатации модуля", 40:26:000395:449 (с 29.12.1994 г.), площадью 73380 кв. м., категории "земли поселений", разрешенное использование "для эксплуатации комплекса жилых и учебных зданий", 40:26:000109:2 (с 29.12.2010 г.), площадью 853770 кв. м., категории "земли поселений", разрешенное использование "для опытного поля".
Рассматривая спор, суды пришли к выводу, что указанные земельные участки в г. Калуге не являются объектом обложения земельным налогом на основании пп.2 п.2 ст.389 НК РФ, поскольку входят в имущественный комплекс особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева".
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В силу положений подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 г. N 1487, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Отнесение вышеуказанных объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.
Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 15 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
В соответствии со ст.5 названного Закона, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела видно, что Указом Президента Российской Федерации от 11.09.2008 г. N 1343 в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации включено Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева" (г. Москва).
Однако, исходя из приведенных норм права, этот факт сам по себе не свидетельствует о наличии у плательщика оснований для применения положений пп.2 п.2 ст.389 НК РФ в отношении всего имущества, которым владеет или пользуется учреждение.
Департамент культурного наследия города Москвы в письме от 29.08.2012 г. сообщил, что университетом используется объект культурного наследия федерального значения ансамбль-усадьба "Петровское-Разумовское", в состав которого входят 9 памятников, которые включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на них выданы паспорта.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации содержит сведения о спорных объектах в г. Калуге (полевая лаборатория, ангар, павильон артезианской скважины, картофелехранилище, учебный корпус, учебно-лабораторный корпус, студенческое общежитие, гараж), которые расположены на вышеназванных земельных участках.
Судами не дана оценка этому обстоятельству, а также не учтены сведения Управления Росреестра по Калужской области от 05.12.2012 г., из которых следует, что спорные земельные участки в обороте не ограничены.
Кроме того, в ходе рассмотрения спора в подтверждение своей позиции налоговый орган ссылался на Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 17.03.2011 г. N 6-р, а также на Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 г. N 315, ст.94 Земельного кодекса РФ, и приводил доводы о том, что в отношении иных земельных участков, на которых расположены принадлежащие университету объекты, находящихся в Тамбовской, в Саратовской областях, в г. Москве, за исключением тех земельных участков, на которых расположены ансамбль-усадьба "Петровское-Разумовское", в состав которого входят 9 памятников, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, учреждение уплачивает земельный налог.
Оценка доводам инспекции о необоснованном исключении учреждением из объекта обложения земельным налогом земельных участков, расположенных в г. Калуге, со ссылками на перечисленные документы и доказательства, судами не дана.
Учитывая изложенное, решение и постановление судов как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит исследовать все представленные в материалы дела доказательства, дать оценку доводам сторон, обосновав свои выводы нормами действующего законодательства.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 287, ст.288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 08.04.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 г. по делу N А23-5956/2013 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами не дана оценка этому обстоятельству, а также не учтены сведения Управления Росреестра по Калужской области от 05.12.2012 г., из которых следует, что спорные земельные участки в обороте не ограничены.
Кроме того, в ходе рассмотрения спора в подтверждение своей позиции налоговый орган ссылался на Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 17.03.2011 г. N 6-р, а также на Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 г. N 315, ст.94 Земельного кодекса РФ, и приводил доводы о том, что в отношении иных земельных участков, на которых расположены принадлежащие университету объекты, находящихся в Тамбовской, в Саратовской областях, в г. Москве, за исключением тех земельных участков, на которых расположены ансамбль-усадьба "Петровское-Разумовское", в состав которого входят 9 памятников, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, учреждение уплачивает земельный налог."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 октября 2014 г. N Ф10-3420/14 по делу N А23-5956/2013
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3420/14
20.03.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1171/15
20.01.2015 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5956/13
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3420/14
01.08.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2823/14
08.04.2014 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5956/13