Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 02.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей
Панченко С.Ю.
Шелудяева В.Н.
При участии в заседании:
от заявителя:
- Дьяченко В.В. - представителя (дов. от 22.11.2010 б/н, пост.),
- Платоновой М.Ю. - директора (решение учредителя общества от 11.01.2011 б/н);
от Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла
от третьего лица:
Администрации города Орла
- Цаплиной Е.Б. - представителя (дов. от 21.12.2010 N 7/15249, пост.);
- Цаплиной Е.Б. - представителя (дов. от 22.12.2010 N 240-д, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трапеза" на решение Арбитражного суда Орловской области от 14.12.2010 (судья Пронина Е.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-3692/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трапеза" (далее - ООО "Трапеза", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительными распоряжения Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (далее - Управление) от 24.08.2009 N 232-1 и решения от отказе в выкупе арендуемого помещения по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 30, изложенного в письме от 16.06.2010 N 3463 (уточненные требования).
Решением суда от 14.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2011 решение от 14.12.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Трапеза" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.12.1996 за N 425 серия С регистрационной палатой администрации г. Орла, о чем 31.12.2002 инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ за ОГРН 1025700835951, что подтверждается соответствующими свидетельствами.
1 октября 2006 года между Платоновой М.Ю. (арендатор) и администрацией Советского района г. Орла (арендодатель) заключен договор N 5917М на аренду нежилого помещения, находящегося на балансе у муниципального предприятия учреждения образования, согласно которому арендодатель сдает во временное пользование арендатору нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 30 по литеру А, общей полезной площадью 248,6 кв.м, сроком с 01.01.2006 по 30.12.2006. Помещение принято по акту приема-передачи от 01.01.2006.
Между Платоновой М.Ю. и ООО "Трапеза" в лице директора Платоновой М.Ю. заключено соглашение от 10.07.2006 о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 01.01.2006 N 5917М нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, 30, общей полезной площадью по литеру "А" подвала 248,6 кв.м.
На основании постановления администрации г. Орла от 13.04.2007 N 808 между ООО "Трапеза" и управлением муниципального имущества г. Орла был заключен договор от 13.04.2007 N 5161М аренды части нежилого помещения, площадью 304,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 30 сроком с 01.01.2007 по 31.12.2011. Договор аренды от 13.04.2007 N 5161М зарегистрирован ООО "Трапеза" в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области 08.02.2008. По акту приема-передачи спорное нежилое помещение передано арендатору в аренду.
Распоряжением Управления от 24.08.2009 N 232-1 "О закреплении муниципального имущества в оперативное управление" в связи с регистрацией права муниципальной собственности за администрацией г. Орла на праве оперативного управления закреплялось муниципальное имущество, в том числе, расположенное по ул. Октябрьская, д. 30 пом. 1, общей площадью 639,8 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.12.2007, серия 57АА, N 573950), с обременением: аренда (абзац 3 п.1 распоряжения).
Согласно п. 2 данного распоряжения администрации г. Орла необходимо было в месячный срок осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на указанное в пункте 1 настоящего распоряжения недвижимое имущество и представить копию свидетельства в Управление.
На основании распоряжения от 24.08.2009 N 232-1 по акту приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от 24.08.2009 Управление передало администрации г. Орла муниципальное имущество, в том числе по адресу: ул. Октябрьская, д. 30 пом. 1 общей площадью 639,8 кв.м.
26 мая 2010 года Общество обратилось в Управление с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 30, пом. 1, общей площадью 304,7 кв.м.
Письмом от 16.06.2010 N 3436 Управление сообщило заявителю о том, что комиссия по отчуждению недвижимого имущества из муниципальной собственности г. Орла недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства решила отказать ООО "Трапеза" в выкупе вышеуказанного нежилого помещения в связи с тем, что данное недвижимое имущество находится в оперативном управлении администрации г. Орла и согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) не подпадает под его действие.
Посчитав распоряжение Управления от 24.08.2009 N 232-1 и решение об отказе в выкупе арендуемого помещения по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 30, изложенное в письме от 16.06.2010 N 3463, незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом в п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 159-ФЗ установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным и муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спорное арендуемое Обществом нежилое помещение площадью 304,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 30, входит в состав подвала общей площадью 639,8 кв.м. здания, которое было построено и принято в эксплуатацию согласно акту Государственной приемки здания от 28.12.1973 как здание райкома КПСС и райисполкома, заказчик: УКС Горисполкома, полезной площадью 3157 кв.м., который был утвержден решением исполкома Орловского Совета Депутатов трудящихся от 29.12.1973 N 607.
Согласно представленным в материалы дела документам - Отчету о капитальном строительстве, осуществляемом за счет средств партийного бюджета за 1973 год по Орловской области, писем финансово-хозяйственного отдела Орловского обкома КПСС в финансово-хозяйственный отдел Управления делами ЦК КПСС от 10.06.1971 "О сметной стоимости и финансировании строительства здания Советского райкома КПСС в г. Орле" и от 02.07.1971 "О строительстве здания Советского райкома КПСС в г. Орле", здание по ул. Октябрьская, д. 30 строилось при долевом участии райкома партии и райисполкома в г. Орле, при процентном распределении площадей в здании для райкома КПСС - 39%, для райисполкома - 61%.
Указом Президента РФ от 09.10.1993 N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращена, их функции возложены на соответствующие местные администрации, в настоящем случае - на администрацию Советского района города Орла.
Согласно учетной карточке по объекту муниципального имущества, утвержденной Мэром г. Орла 03.08.1998, объект недвижимости - административное здание по адресу: ул. Октябрьская, д. 30 площадью 3153,6 кв.м. значится на балансе администрации Советского района г. Орла на основании акта приема-передачи на баланс от 01.01.1973 N 5; в карте реестра от 19.11.1998 N 2-0/72 указано на закрепление данного здания на праве оперативного управления с 1971 года, то есть с начала строительства здания, что следует из акта Госприемки здания (август 1971 г.); в сводном акте инвентаризации муниципальной собственности 1998 г. также указано на здание, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, 30, которое является объектом муниципальной собственности и находится на балансе администрации Советского района г. Орла.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ, а также ранее действовавшим положениям пункта 3 статьи 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.06.1992, статьи 93.1 Гражданского кодекса РСФСР, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначения имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В соответствии со ст. 93.1 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года (в редакции от 24.12.1992) имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций.
Судом также установлено, что в 2007 году на основании распоряжений администрации г. Орла от 02.07.2007 N 538, от 03.07.2007 N 539, постановления администрации г. Орла от 10.07.2007 N 1508 "О реорганизации структурных подразделений администрации города Орла - администраций районов города Орла" администрация Советского района г. Орла присоединена к администрации города Орла с 10.07.2007 и переименована в администрацию Советского района администрации города Орла.
Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла 04.07.2007 издано распоряжение N 224 "Об организации исполнения распоряжения администрации г. Орла от 02.07.2007 N 538", на основании которого 09.07.2007 между управлением и администрацией г. Орла подписан акт приема-передачи и закрепления имущества в оперативное управление администрации г. Орла, пунктом 181 приложения N 1 которого в оперативное управление администрации города Орла передано "Здание администрации", а пунктом 183 - передан подвал, пунктом 184 - передан подвал 2.
Таким образом, спорное недвижимое имущество находилось в оперативном управлении администрации Советского района г. Орла, которая со своим имуществом с 10.07.2007 была присоединена к администрации города Орла, следовательно спорное помещение было передано в оперативное управление Администрации до вступления в силу Закона N 159-ФЗ, поэтому, принимая во внимание, что издание оспариваемого распоряжения Управления носило разъяснительный и конкретизирующий характер с целью устранить замечания регистрирующего органа при государственной регистрации возникшего ранее права оперативного управления, данным распоряжением не могли быть нарушены права Общества по реализации преимущественного права на приобретение арендуемого им помещения.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Поскольку право оперативного управления Администрации возникло до введения в действие Закона N 122-ФЗ, осуществление регистрации спорного имущества являлось ее правом, а не обязанностью.
Необходимо отметить, что предметом договора аренды от 01.01.2006 было нежилое помещение общей площадью 248,6 кв.м., характеристика которого дана на основании технического паспорта, изготовленного ГУП "Орловский областной центр "Недвижимость", инвентарный N 8680 по состоянию на 18.05.1998 (т. 1, л.д. 14), а по договору от 13.04.2007 N 5161М ООО "Топаз" арендует с 01.01.2007 уже нежилое помещение общей полезной площадью 304,7 кв.м., характеристика которого так же дана на основании технического паспорта, изготовленного ГУП "Орловский областной центр "Недвижимость", инвентарный номер: 8680 по состоянию на 18.05.1998 (т. 1, л.д. 22), что свидетельствует о различных предметах договора аренды, а в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право на приватизацию такого имущества имеет субъект малого или среднего предпринимательства, если арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой и апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 14.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 по делу N А48-3692/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку право оперативного управления Администрации возникло до введения в действие Закона N 122-ФЗ, осуществление регистрации спорного имущества являлось ее правом, а не обязанностью.
Необходимо отметить, что предметом договора аренды от 01.01.2006 было нежилое помещение общей площадью 248,6 кв.м., характеристика которого дана на основании технического паспорта, изготовленного ГУП "Орловский областной центр "Недвижимость", инвентарный N 8680 по состоянию на 18.05.1998 ... , а по договору от 13.04.2007 N 5161М ООО "Топаз" арендует с 01.01.2007 уже нежилое помещение общей полезной площадью 304,7 кв.м., характеристика которого так же дана на основании технического паспорта, изготовленного ГУП "Орловский областной центр "Недвижимость", инвентарный номер: 8680 по состоянию на 18.05.1998 ... , что свидетельствует о различных предметах договора аренды, а в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право на приватизацию такого имущества имеет субъект малого или среднего предпринимательства, если арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2011 г. N Ф10-1572/11 по делу N А48-3692/2010