Дело рассмотрено 31.05.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Ключниковой Н.В.Панченко С.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя:
от ФГУП "Земельная кадастровая палата": не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Геотим-Проект" на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2010 (судья Андреева Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 (судьи Тучкова О.Г., Дорошкова А.Г., Игнашина Г.Д.) по делу N А68-6976/10,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Геотим-Проект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением с учетом уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило: обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) внести в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 71:07:03 0201:0003, 71:07:030201:0004 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности" и изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков с "для сельскохозяйственного использования" на "для добычи строительного песка"; обязать ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Тульской области внести изменения в кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 71:07:03 02 01:0003 и 71:07:03 02 01:0004 в раздел 9 "разрешенное использование", указав "для добычи строительного песка", исключив указание на разрешенное использование "для сельскохозяйственного назначения".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, так как выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, а также неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Геотим-Проект" принадлежат на праве собственности земельные участки: площадью 42700 кв.м, с кадастровым номером 71:07:030201:0003, расположенный по адресу: Тульская область, Дубенский район, с.п. Воскресенское, месторождение строительных песков "Кураково", участок N 1, в 500 м севернее д. Буравлянка; площадью 302000 кв.м, с кадастровым номером 71:07:030201:0004, расположенный по адресу: Тульская область, Дубенский район, с.п. Воскресенское, месторождение строительных песков "Кураково", участок N 2-4, в 800 м северо-восточнее д. Буравлянка.
Постановлением администрации Тульской области от 14.04.2010 N 364 "О переводе земельных участков из одной категории в другую" изменена категория вышеуказанных земельных участков с категории земель сельскохозяйственного назначения на категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Решением от 17.05.2010 N 07/10-768 Дубенским отделом Росреестра внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) в части изменения категории указанных земельных участков.
4 июня 2010 года ООО "Геотим-Проект" обратилось в регистрирующий орган с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения категории земель, к которой отнесены земельные участки с кадастровыми номерами 71:07:03 0201:0003, 71:07:03 0201:0004, с приложением вышеназванного постановления администрации Тульской области.
Решениями Дубенского отдела Росреестра от 09.06.2010 N N07/10-868, 07/10-869 заявителю отказано в учете изменений объекта недвижимости на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку указанные изменения уже были внесены в государственный кадастр недвижимости решением от 17.05.2010 N 07/10-768 в порядке информационного взаимодействия соответствующих органов власти.
По мнению ООО "Геотим-Проект", Управлением Росреестра и ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Тульской области допущено бездействие, связанное с невнесением в государственный кадастр недвижимости и кадастровые паспорта изменений категории и вида разрешенного использования в отношении вышеуказанных земельных участков, в связи с чем общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанного бездействия.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок установления которого регламентируется федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно Схеме территориального планирования Муниципального образования Дубенский район, утвержденной собранием представителей Муниципального образования Дубенский район 4 -го созыва от 26.05.2010 N 11-1, вышеуказанные земельные участки, принадлежащие ООО "Геотим-Проект", расположены в территориальной зоне - земли сельскохозяйственного назначения.
В силу ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не распространяются на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч. 6).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7).
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что в Муниципальном образовании Дубенский район правила землепользования и застройки Муниципального образования Дубенский район не приняты.
В целях изменения вида разрешенного использования земельных участков ООО "Геотим-Проект" обращалось с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.
Решением собрания представителей Муниципального образования Дубенский район от 27.08.2010 N 15-12 были назначены публичные слушания на 22.09.2010 по изменению вида разрешенного использования указанных земельных участков с "для сельскохозяйственного использования" на "для добычи и разработки полезных ископаемых". По результатам публичных слушаний в изменении разрешенного использования было отказано.
В установленном порядке указанное решение собрания не отменено и недействительным не признано.
Учитывая изложенное, оспариваемое бездействие Управления Росреестра и ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Тульской области, связанное с непринятием решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:07:03 02 01:0003 и 71:07:03 02 01:0004, не затрагивает прав и законных интересов ООО "Геотим-Проект", а поэтому отсутствуют основания для признания его незаконным.
Кроме того, как следует из материалов дела, с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков и внесении соответствующих изменений общество в Управление Росреестра и ФГУП "Земельная кадастровая палата" не обращалось, что также свидетельствует об отсутствии факта бездействия со стороны указанных лиц.
Требования заявителя о признании незаконным бездействия Управления Росреестра, связанного с непринятием решения о внесении в государственный кадастр недвижимости изменения категории вышеуказанных земельных участков, судом обоснованно оставлены без удовлетворения, так как эти изменения уже были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия государственных органов.
Факт оформления разрешительной документации для разработки полезных ископаемых на представленных ООО "Геотим-Проект" земельных участках не может служить основанием для изменения вида разрешенного использования этих участков без проведения соответствующих процедур, установленных действующим законодательством.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы в этой части судебной коллегией отклоняются.
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, они не опровергают правильность выводов судов, а по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А68-6976/10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не распространяются на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч. 6).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 июня 2011 г. N Ф10-1728/11 по делу N А68-6976/2010
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1728/11