Пиво - вне закона
С начала сентября вступили в силу поправки, ограничивающие рекламу пива. На втором чтении находится другой законопроект, запрещающий употреблять пиво в общественных местах. Весь "околопивной" бизнес в панике от таких инициатив правительства.
Дума считает...
Новые поправки к закону "О рекламе" вступили в силу 5 сентября. Изменения существенно ограничивают рекламу пива. Вообще поправки эти можно назвать "долгожданными". Еще в 2001 году они прошли первое чтение. В августе текущего года они были приняты окончательно (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 115-ФЗ).
По этим изменениям реклама пива не должна содержать информацию о том, что его употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния. Она также не должна содержать информацию о том, что его употребление утоляет жажду или безвредно и оказывает какие-то полезные свойства.
Новая версия закона также запрещает рекламу и в случае, если она будет обращена к несовершеннолетним или дискредитировать лиц, не употребляющих пиво. Законодатели запретили рекламу пива в радио-, телепередачах, кино и печатных изданиях для несовершеннолетних; в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени; на первой и последней полосах газет и обложках журналов.
Теперь пивоваренные компании обязаны отдавать 10 процентов площадей или времени рекламных сообщений предупреждению о вреде употребления пива. Одним из самых спорных новшеств является запрет использовать образы людей и животных. Правда, эти поправки вступят в силу только с января 2005 года.
ФАС все разъяснила
Естественно, новые поправки вызвали множество вопросов как у представителей пивоваренных компаний, так и у самих чиновников. Сразу после принятия закона Союз российских пивоваров направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) запрос о том, как применять закон на практике.
Поэтому ФАС разработала рекомендации для территориальных управлений по применению этой статьи. Текст рекомендаций расположен на сайте ФАС*(1).
К тому же 15 сентября прошло заседание Союза пивоваров и Ассоциации коммуникационных агентств России, на которое были приглашены представители Федеральной антимонопольной службы, чтобы разъяснить все спорные и непонятные вопросы новой редакции закона. Именно они ответили на некоторые вопросы пивоваров и познакомили их со своими рекомендациями.
Во-первых, по мнению ФАС, все эти изменения касаются в том числе безалкогольного пива и напитков, произведенных на его основе. Правда, в 10 процентах рекламной площади безалкогольного пива можно говорить о безвредности пива, не содержащего алкоголь.
Во-вторых, ФАС отметила, что по сложившейся судебной практике рекламой пива не является пивная этикетка или упаковка, официальные бланки, сувенирная продукция, фирменная одежда, а также символы на бокалах, скатертях, пепельницах, салфетках, стойках баров, холодильниках и другие элементы оформления продажи товара.
В-третьих, хоть законодатель и запретил оформлять рекламу в виде мультипликационных фильмов, но использовать нарисованных персонажей или кукол в журналах, газетах, наружной рекламе и в интернете можно. Поскольку это статичная форма изображения.
В-четвертых, реклама не должна содержать информацию о том, что употребление пива является способом утоления жажды. По мнению чиновников, если герой рекламного ролика просто пьет пиво, это не является признаком утоления жажды.
А вот запрет использовать в рекламе пива образы людей и животных, который вступит в действие с 2005 года, ФАС ни на совещании, ни в разъяснениях никак не прокомментировал. Но представители службы пообещали в ближайшее время дать разъяснения и по этому пункту закона.
Но это еще не все!
Правительство не остановилось только на этих поправках и продолжает "антипивные" инициативы. Сейчас в Думе находится законопроект, которым хотят запретить пить пиво в общественных местах - на стадионах, улицах, в скверах, парках, в общественном транспорте.
К тому же Федеральная антимонопольная служба настаивает на ужесточении Закона "О рекламе". Она предлагает внести более четкие требования в отношении рекламы алкогольных напитков и пива.
Очевидно, на этом предложения не закончатся. Потому что с начала сентября при Федеральной антимонопольной службе начал действовать Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. Его председателем назначен Андрей Кашеваров. Экспертный совет является консультативно-совещательным органом, то есть его решения имеют рекомендательный характер. Именно новое учреждение будет осуществлять экспертизу и оценку рекламы пива в соответствии с требованиями российского законодательства и этическими нормами. К задачам совета относятся также и подготовка методических, аналитических и информационных материалов для публикации в средствах массовой информации. Материалы совета будут касаться актуальных вопросов регулирования и контроля рекламной деятельности со стороны государства.
Московские чиновники не отстают от федеральных. Еще в июле 2003 года ГОСТ о рекламе перестал быть обязательным. Поэтому чиновники из Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии решили отменить стандарт о наружной рекламе, который мало кто соблюдает. Но вместо него они предложили новый законопроект "О размещении средств наружной рекламы в городе Москве". Он устанавливает жесткие санкции (вплоть до прекращения деятельности фирмы) за нарушение норм о наружной рекламе.
Мнение
Игнат Мирский, юрист "БэстКонсалт":
"Ситуация интересная и горькая одновременно. Видно, что власти пытаются как-то решить пивную проблему. Статистика несколько лет подряд показывала, что любители пива "растут" как на дрожжах. Но помогут ли меры по ограничению рекламы пивных напитков уменьшить количество пьющего населения? Скорее, надо обращаться к ограничению употребления пива в общественных местах, чем к ограничению рекламы.
К тому же поправки, запрещающие рекламировать пиво в спортивных и культурных организациях, вообще ставят под угрозу спонсорство пивоваренными компаниями спортивных мероприятий. И хотя финансирование это необходимо для отечественного спорта, но очевидно, что многие компании откажутся от него как от неприбыльного занятия.
Помимо этого практически все поправки достаточно размыты. Да и разъяснения Федеральной антимонопольной службы не внесли ясности. Поэтому тут не надо быть провидцем: в ближайшее время нас ожидает поток судебных дел".
Н. Свистунова
"Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Адрес интернет-страницы такой: www.maprf.ru/ru/news/2004/09/16/20040916-1700.shtml.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007