Торговля под контролем
Торговые компании проверяют постоянно. Как подготовиться к проверкам заранее, как правильно себя вести с контролерами и что оспаривать - обсуждалось на семинаре.
Проверяющих тьма!
Мало кто знает, но уже несколько лет действует закон о защите прав компаний и предпринимателей при проведении государственных проверок (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля"). Правда, надо оговориться, что в законе записан достаточно большой список исключений, в отношении которых он не действует. Не работает он и в сфере налогового контроля.
В документе прямо написано, что под действие закона не попадают налоговые проверки. Это значит, что проводить выездные и камеральные проверки фирм инспекции могут тогда, когда сочтут нужным. А вот допустим ли такой произвол при проверках кассовых аппаратов - вопрос спорный.
Инспекторы считают, что проверка ККТ - это разновидность налоговой проверки. Но, по мнению ведущей семинара, генерального директора "Частной юридической компании" Ирины Торкановской, то, что эти проверки проводят работники ИМНС, не значит, что сами проверки - налоговые. В этом случае важно не кто осуществляет проверку, а что именно проверяет чиновник. Но, к сожалению, арбитражная практика по этому вопросу на стороне контролеров.
Правильные документы
В любом случае, с какой бы проверкой чиновники ни пришли, они обязаны представить фирме постановление (распоряжение, решение) о ее назначении. Причем постановление подписывается руководителем или заместителем руководителя контролирующего учреждения.
При этом необходимо, чтобы документ содержал ряд реквизитов, без которых он недействителен. Для начала в нем обязательно должны быть проставлены номер и дата, наименование учреждения, из которого чиновник пришел с проверкой. Помимо этого полностью указывается имя и должность контролера, уполномоченного на проведение проверки. На практике бывает, что в документе указаны не все чиновники, что пришли на проверку. В этом случае компания имеет полное право не допускать "незаписанных" в документе чиновников к своей документации.
В постановлении также обязательно должно быть указано полное наименование компаний (полное имя предпринимателя), в отношении которых проводятся контрольные мероприятия. На этот пункт документа следует обращать пристальное внимание фирмам, арендующим места в больших торговых комплексах.
Скажем сразу, если в постановлении будет указано только название мелкооптового продовольственного рынка, а не конкретное название фирмы-арендатора на рынке, то проверять контролеры должны не арендатора, а администрацию рынка. Но здесь необходимо взвесить, стоит ли ссориться с проверяющими. Ведь довольно часто проверяющие приходят с пустым бланком, на котором проставлены печать и подпись руководителя. А потом, на месте, заполняют его. Кстати, если у компании несколько торговых точек, а в постановлении написана сама головная организация, то ждать надо контролеров в любом из торговых мест или даже в каждом из них.
К тому же постановление содержит основания, цели и задачи проводимой проверки. Поскольку тема проверки обозначена, то проверяющие могут изучать документацию и все остальное только в границах темы. Например, пожарные проверяют пожарное состояние на предприятии и не могут проверять медицинские книжки продавцов.
Ну и, конечно, в официальном документе чиновник обязательно указывает сроки мероприятия - дату начала и окончания проверки. Продолжительность проверки не может составлять более месяца. Хотя в исключительных случаях контролер имеет право продлить ее еще на месяц.
Как себя вести на проверке
Ирина Торкановская уделила особое внимание поведению сотрудника компании при проверке. В плановой проверке со стороны фирмы обязательно должен участвовать либо генеральный директор, либо лицо, замещающее его по приказу, либо представитель по доверенности. Поэтому продавцу после прихода проверяющих следует тут же позвонить начальству.
Внеплановую проверку контролеры проводят, как правило, без сотрудника, наделенного соответствующими полномочиями. Но после проверки чиновник обязан известить и вызвать такое лицо для составления протокола.
Первоначально сотруднику компании следует проверить распоряжение о назначении проверки и документы, подтверждающие полномочия пришедших контролеров, поскольку не исключена возможность, что на фирму придут не те люди, что указаны в постановлении. Желательно сотруднику фирмы снять копии со всех документов, что принесли с собой проверяющие, - постановления и удостоверения. Хотя подлинное постановление чиновники обязаны оставить у проверяемой фирмы.
Не лишним будет и совет предоставлять как можно меньше документов и информации о предприятии. Предположим, торговых точек у фирмы несколько. На одну из них пришли фискалы с проверкой. Именно здесь бухгалтер хранит кассовую книгу. Так вот, кассир не обязан предоставлять ее, а может сказать, что книга находится в центральной бухгалтерии, а вечером приедет бухгалтер и подвезет ее.
Кроме того, лектор рекомендует держать на торговой точке ровно столько документов, сколько необходимо для проверки. Так, на предприятии всегда должны находиться документы о происхождении товара (накладные, технические удостоверения), а также документы, подтверждающие качество товара (различные сертификаты, технические паспорта).
Важно фирме вести и книгу проверок. В ней сотрудник компании указывает, кто проверял компанию, что конкретно проверялось и в течение какого времени, и дает на подпись чиновнику, который пришел с проверкой. Если тот отказывается подписываться, то сотрудник составляет об этом акт. Чтобы он имел силу, его надо подтвердить свидетелям - двум незаинтересованным людям. Сотрудники фирмы не относятся к незаинтересованным. Здесь лучше привлечь сторонних людей, например покупателей.
Позже книгу организация использует для подтверждения того, что проверку по этой тематике уже проводили. Ведь на практике часто случается, если контролеры не нашли никаких нарушений, они не оставляют какой-либо подтверждающий документ о том, что проверка была.
Кстати, г-жа Торкановская посоветовала не спешить давать объяснения и замечания по ходу составления протокола, для того, чтобы обдумать свою тактику заранее. По ее словам, лучше дать возможность контролерам наделать ошибок, чем исправлять их во время проверки. Позднее у торговой фирмы будет возможность оспорить действия контролеров.
К тому же лучше никогда не признавать продавцу или менеджеру свою вину, даже если она очевидна. В дальнейшем можно попытаться найти доказательства того, что вины не было.
Когда действия контролеров можно оспорить
Арбитражная практика показывает, что оспаривать действия чиновников на проверках не только можно, но и нужно. Вообще у компании есть несколько вариантов обжалования. Во-первых, фирма может пожаловаться в вышестоящую инспекцию (московское управление МНС). Во-вторых, самый эффективный вариант - подать заявление в арбитражный суд.
Г-жа Торкановская выделила несколько оснований, по которым чаще всего их действия признаются незаконными. Во-первых, основная причина отмены официальных документов - несоблюдение различных процессуальных сроков. Скажем, фирма обнаружит, что в процессе административного производства инспекцией пропущен максимальный срок, в течение которого может быть наложено административное взыскание (два месяца или год).
Во-вторых, подлежит отмене постановление, если обстоятельства, которые изложены чиновниками в протоколе, не доказаны материалами дела. К примеру, сотрудник торговой инспекции совершил контрольную покупку и зафиксировал обвес, а акт взвешивания не составил.
В-третьих, на административном разборе, когда инспектор выносит постановление, обязательно должен присутствовать руководитель или представитель фирмы. Если руководителя или представителя фирмы не уведомили о дате, когда будет рассматриваться дело, то штраф можно оспорить. В-четвертых, признать постановление незаконным можно, если вынес его чиновник, не наделенный полномочиями.
Но на этом основания для отмены постановлений не кончаются. Фирма может доказать, что отсутствует ее вина в совершенном правонарушении. Хотя в этом случае представителям компании необходимо будет доказать, что они приняли все меры, чтобы нарушения не было.
Допустим, продавец не пробил кассовый чек. Организацию за это правонарушение могут оштрафовать на 40 000 рублей (ст. 14.5 КоАП). Однако фирма в суде может доказать, что сделала все от нее зависящее, чтобы нарушения не произошло: купила кассовый аппарат, под роспись ознакомила продавца с правилами использования ККМ, прописала в должностных инструкциях обязанность пробивать и выдавать чеки. В такой ситуации "повесить" штраф на организацию контролерам не удастся.
Документы, которые должны находиться на торговой точке обязательно
1. Копии уставных документов.
2. Протокол (приказ) о назначении гендиректора (директора).
3. Договор аренды.
4. Документы на товар (накладные, сертификаты качества, технические удостоверения).
5. ККМ с приложением (при наличии ККМ у компании).
6. Книга учета проверок.
7. Стенд информации (режим работы, книга жалоб, закон о защите прав потребителя).
8. Вывеска с указанием полного наименования фирмы, юридического адреса и часов работы.
9. Документы о проверке весов, подтвержденные государственной метрической службой Госстандарта.
10. Разрешение на торговлю.
11. Свидетельство о сертификации.
12. Санитарно-эпидемиологическое заключение с приложением перечня продукции (услуг), санитарный журнал, медицинские книжки на работников.
13. Ценники с указанием наименования компании.
14. Регистрационное свидетельство Газовой технической инспекции (при наличии газобаллонной установки).
15. Технологические карточки (для летних кафе и автокафе).
16. Документы о ранее проведенных проверках (если были предписания).
Кто проверяет
Налоговики
Милиция
Учреждения санитарного и пожарного контроля
Госинспекции по торговле, контролю, качеству и защите прав потребителей
Регистрирующие госучреждения
Учреждения, контролирующие производство и оборот этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции
Трудовые инспекции
Управы
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организатора семинара - учебный центр "Прагматик".
Н. Свистунова
"Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007