г.Калуга |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А23-192/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.11.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ОАО "МРСК Центра и Приволжья", г.Н.Новгород, ОГРН 1075260020043 |
Коваль О.Л.- дов. от 27.12.2013 |
от заинтересованного лица - УФАС по Калужской области, г.Калуга, ОГРН 1024001345598 от третьих лиц: Можаева А.А. ООО "Общежития" |
не явились
не явились не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.04.2014 (судья Носова М.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А23-192/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ООО "МРСК Центра и Приволжья", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - УФАС по Калужской области, Управление) от 05.12.2013 по делу N 04-24к/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Можаев Александр Александрович и общество с ограниченной ответственностью "Общежития" (далее - ООО "Общежития").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Центра и Приволжья" просит состоявшиеся судебные акты отменить, требования Общества удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Калужской области просит оставить принятые судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
УФАС по Калужской области и третьи лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 26.05.2008 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (сетевая организация) и ООО "Общежития" (потребитель) было заключено соглашение N 05-01-46, которым удостоверен факт технологического присоединения энергоустановок потребителя к сетям сетевой организации. Из соглашения следует, что Общество является сетевой организацией для многоквартирного жилого дома N 5/2, расположенного по ул.Маяковского в г.Людиново Калужской области.
11 июня 2013 г. в УФАС по Калужской области поступило заявление от гражданина Можаева А.А. с жалобой на незаконные действия Общества, которые выражены в неустановке в принудительном порядке приборов учета электрической энергии собственникам помещений вышеуказанного многоквартирного жилого дома N 5/2, не выполнившим добровольно своей обязанности по установке приборов учета в помещении.
Приказом заместителя руководителя Управления от 11.09.2013 N 306 в отношении Общества возбуждено дело N 04-24к/2013 по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и создана комиссия по рассмотрению дела N 04-24к/2013 о нарушении антимонопольного законодательства.
5 декабря 2013 г. Комиссия УФАС вынесла решение, которым усмотрела в действиях Общества по неустановке приборов учета электрической энергии собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 5/2 по ул. Маяковского города Людиново, не исполнившим обязанность по оснащению своих помещений приборами учета, злоупотребление доминирующим положением, то есть, нарушение ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
5 декабря 2013 г. Обществу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в отношении собственников помещений многоквартирного жилого дома N 5/2 по ул. Маяковского города Людиново Калужской области, не исполнивших обязанность по оснащению своих помещений приборами учета.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что Общество является сетевой организацией многоквартирного жилого дома N 5/2 по ул.Маяковского г.Людиново, управляющей организацией данного дома является ООО "Общежития", Можаев А.А. по поручению жильцов дома обратился в Общество за установкой в названном жилом доме недостающих индивидуальных приборов учета электрической энергии, но в нарушение ч.5, ч.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункта 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Общество сообщило, что оснащение жилых помещений индивидуальными приборами учета является обязанностью собственников помещений многоквартирного жилого дома, а в обязанность сетевой организации входит только установка общедомового (коллективного) прибора учета, что свидетельствует о нарушении Обществом ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно ч.1 ст.13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч.9 названной нормы права с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч.12 ст.13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч.5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в ч.9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. После 1 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Пунктом 150 Основных положений N 442 также предусмотрено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку_
Придя на основании вышеуказанных норм права к выводу о том, что Общество обязано принудительно установить приборы учета электрической энергии собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 5/2, не выполнившим своей обязанности по установке приборов учета в своем помещении, но не сделало этого, УФАС по Калужской области квалифицировало действия Общества как злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, что является нарушением ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Однако в статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии
Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" является сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается реестром субъектов естественной монополии (приказ ФСТ России от 27.06.2008 N 236-э)
Сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая на возмездной основе услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих устройств, цена (тарифы, плата) за которые, в соответствии с законодательством, устанавливается и (или) релугируется уполномоченными на то государственными органами, и характер деятельности такой организации обязывает её оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится.
В силу ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) под услугами по передаче электрической энергии следует понимать комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Пунктом 2 статьи 26 Закона N 35-ФЗ установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, носящего публичный характер.
Выявление лиц, которые не оснастили свои помещения приборами учета электрической энергии, и принудительная установка приборов учета собственникам помещений в связи с неисполнением последними своей обязанности по оснащению помещений приборами учета не являются услугой по передаче электрической энергии.
Неустановка в принудительном порядке приборов учета в помещениях, собственники которых не выполнили своей обязанности по оснащению помещений приборами учета, не свидетельствует о злоупотреблении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" своим доминирующим положением на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии. Отсутствие прибора учета влияет только на размер оплаты за потребленную электроэнергию, которая в таком случае определяется расчетным путем.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что Можаев А.А. или иные жильцы многоквартирного дома N 5/2 обращались в Общество с заявлением об установке приборов учета электрической энергии, а Общества отказало им в этом.
В заявлении Можаева А.А. не конкретизировано, какие помещения этого дома не оснащены приборами учета электрической энергии.
Как следует из материалов дела, в помещении, принадлежащем Можаеву А.А. на праве собственности, прибор учета установлен. Установлен и общедомовой прибор учета.
Факт наличия помещений в доме N 5/2, не оснащенных приборами учета электрической энергии, УФАС не проверялся.
При таких обстоятельствах решение УФАС о признании ОАО "МРСК Центра и Приволжья" злоупотребляющим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, то есть, нарушающим ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями, выраженными в неустановке в принудительном порядке индивидуальных приборов учета в помещениях многоквартирного жилого дома, собственники которых не выполнили своей обязанности по установке этих приборов учета, является незаконным.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган и его территориальные органы возбуждают и рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства и выдают хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с ч.1 ст.50 названного Закона по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Поскольку предписание от 05.12.2013 выдано УФАС по Калужской области на основании решения, законность которого не подтверждена антимонопольным органом, обжалуемое предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства также не может быть признано законным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости решение от 07.04.2014 и постановление от 22.07.2014 по настоящему делу отменить, и в связи с тем, что все обстоятельства по делу установлены, но неправильно применены нормы материального права, принять новое решение.
Требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья" удовлетворить, признать незаконными решение и предписание УФАС по Калужской области от 05.12.2013 по делу N 04-24к/2013.
Руководствуясь п.2ч.1ст.287, ч.1,ч.2 ст.288, ст.ст.289, 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 07.04.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А23-192/2014 отменить.
Признать незаконными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 05.12.2013 по делу N 04-24к/2013.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт наличия помещений в доме N 5/2, не оснащенных приборами учета электрической энергии, УФАС не проверялся.
При таких обстоятельствах решение УФАС о признании ОАО "МРСК Центра и Приволжья" злоупотребляющим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, то есть, нарушающим ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции действиями, выраженными в неустановке в принудительном порядке индивидуальных приборов учета в помещениях многоквартирного жилого дома, собственники которых не выполнили своей обязанности по установке этих приборов учета, является незаконным.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган и его территориальные органы возбуждают и рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства и выдают хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
...
Поскольку предписание от 05.12.2013 выдано УФАС по Калужской области на основании решения, законность которого не подтверждена антимонопольным органом, обжалуемое предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства также не может быть признано законным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости решение от 07.04.2014 и постановление от 22.07.2014 по настоящему делу отменить, и в связи с тем, что все обстоятельства по делу установлены, но неправильно применены нормы материального права, принять новое решение."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2014 г. N Ф10-3812/14 по делу N А23-192/2014